ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Пациент скончался. Виновны ли медики?
17.06.2010 / Газета: Гривна / № 25 / Тираж: 60000

Управление охраны здоровья облгосадминистрации. завершило служебное расследование по жалобе жительницы села Львово Бериславского района, в которой она обвинила участковых врачей сельской амбулатории в неоказании помощи её больному отцу

«НА ПРОТЯЖЕНИИ 20 МИНУТ НИКТО НЕ ВЫШЕЛ»

Жительница села Львово Татьяна Карпюк с копией жалобы обратилась в редакцию «Гривны» около месяца назад. Женщина была в трауре: ночью 9 мая скончался её 54-летний отец, Ответственность за то, что ещё молодой мужчина ушёл из жизни, дочь возлагала на врачей сельской амбулатории.

Мы решили дождаться выводов служебного расследования, которое по жалобе за подписью Татьяны Карпюк и ещё пятерых жителей села Львово, поддержавших обвинения врачей в неоказании помощи также их родным, проводила комиссия управления охраны здоровья облгосадминистрации.

В жалобе убитой горем сельчанки, в частности, говорится: «...9 мая в два часа ночи мой отец, который болел и лечился с диагнозом «бронхиальная астма», стал себя очень плохо чувствовать. На то время мы оказывали помощь по рекомендации врачей Херсонской областной больницы, используя ингаляторы, но ему было хуже, он стал задыхаться, начался приступ. Поскольку имеется свой автомобиль, мы быстро, в 2:25, повезли отца во Львовскую участковую амбулаторию. Там попросили охранника, чтобы он позвонил врачам, но охранник ответил, что врачи не отзываются на звонки. После этого сразу поехали к врачам домой и там стали громко звать, стучать в ворота, кричать, чтобы спасли отца, потому что ему было ещё хуже, и включили непрерывный сигнал автомобиля, но на протяжении 20 минут никто не вышел.

Поняв, что помощь нам не окажут, мы обратились к другому медику — участковому врачу села Ольговка, которая проживает в селе Львово. Она предприняла попытки спасти отца: делала массаж сердца и искусственное дыхание, но уже было поздно...»

Кроме того, в жалобе сельчан отмечено, что этот случай неоказания медицинской помощи с летальным исходом — не единственный.

ТРУД ВРАЧА В СЕЛЕ — ТЯЖЁЛЫЙ И НЕБЛАГОДАРНЫЙ

Обвинения прозвучали более чем серьёзные. Служебное расследование управления охраны здоровья ОГА продолжалось несколько недель. О его выводах рассказала главный терапевт управления Лина Бондарева:

- Акт служебного расследования передан областной прокуратуре,

и она должна поставить финальную точку в расследовании по жалобе о неоказании медицинской помощи. Однако участковые врачи Львовской сельской амбулатории (супружеская пара. — Прим. ред.), к которой 9 мая в половине третьего ночи за помощью приехали жители села, уже написали заявления об уходе. Несколько жителей села Львово собрали подписи, обращаются с жалобами во всевозможные инстанции. А врачи — люди пожилые, уже пенсионеры. И помимо того, что труд сельского врача -крайне тяжёлый и неблагодарный, в сельской местности не исключена ситуация, когда межличностные отношения — например, не поделили межу на огороде — переносят на профессиональные: мол, врач плохо лечит или не оказал медицинскую помощь. Доказать, что обратившиеся с жалобой люди искажают правду или преувеличивают, нам, медикам, очень сложно. Но чтобы не было конфронтации, врачи написали заявления об уходе. Хотя эти люди всегда были на хорошем счету. И говорить, что они не оказали помощь... Врачи пояснили, что не сразу услышали, что к ним стучали и звали, ведь это было в половине третьего ночи, когда пожилые люди давно спали. Обоим уже за 60 лет: пока они услышали стуки и крики, пока оделись, машина односельчан уже уехала.

Комиссия облздрава, расследовавшая факты, которые изложены в жалобе, установила, что ухудшение самочувствия пациента наступило утром 8 мая. Но в течение рабочего дня в сельскую амбулаторию за медицинской помощью он или его родственники не обратились, отметила Лина Владимировна. «Недостучавшись к сотрудникам амбулатории, сельчане поехали к врачу, которая также проживает во Львово, — говорит главный терапевт. — Доктор вышла, попыталась помочь, но сделать уже ничего было нельзя».

- Ещё в феврале пациент находился на лечении в областной клинической больнице, — говорит Лина Владимировна. — Но после этого к участковому врачу с выпиской для дальнейшего наблюдения мужчина не обращался...'

ПРОСЯТ «ВЕРНУТЬ» СПЕЦИАЛИСТА

Как бы там ни было, сельская амбулатория Львово осталась без участковых врачей. Нынче из медиков в этом населённом пункте, если не считать проживающей здесь участкового врача соседней Ольговки, остался лишь стоматолог.

- Раз в неделю во Львово будет дежурить врач из центральной районной больницы — сельские участки, де нет своего врача, специалистам ЦРБ дают «в нагрузку», — поясняет заместитель начальника управления охраны здоровья ОГА Андрей Пасика. — В случае же, если кому-то из сельчан потребуется неотложная помощь, рассчитывать можно только на «скорую помощь» из района: пока туда дозвонятся, пока машина выедет (от Львово до Берислава -27 километров, в селе проживают около 2,5 тысячи человек. — Прим. ред.)... К сожалению, наХерсонщи-не есть такие сёла, в амбулаториях которых нет ни одного врача. Что же касается врачей Львовской амбулатории, то в управление поступило обращение жителей этого села с просьбой «восстановить» врачей, уволившихся по собственному желанию.

«Восстанавливаться или нет -это будет их решение, — продолжает Андрей Владимирович. — Но если давление со стороны одного семейства будет продолжаться, то зачем им это? Ведь работа участкового врача в городе и сельского участкового врача — это не одно и то же. В городе он отработал положенные часы, а в остальное время в случае необходимости пациенты вызывают «скорую помощь». В селе же врач работает круглосуточно и должен оказывать медицинскую помощь независимо от того, в рабочее ли время обратился пациент. При этом по закону может получать не более чем полторы ставки. Нынче 60% врачей в сёлах — пенсионного возраста. С учётом низкой обеспеченности кадрами и «скромной» заработной платы мы просто молимся на сельских медиков и просим, чтобы они ещё работали и работали. Потому что молодёжь, которая приезжает после институтов, прибегает к любым — законным или незаконным — методам, лишь бы не ехать на работу в глубинку, предоставляет липовые справки о замужестве, беременности...»

Что ж, случай в селе Бериславского района обнажил «хронические» проблемы медицины на селе в масштабе не только Херсонщины. И эти трудности не исчезнут сами по себе: нужны кардинальные реформы на государственном уровне. Пока же местные власти изыскивают ресурсы, чтобы хоть как-то поддержать медработников глубинки. «Ко Дню медицинского работника в рамках дополнения к областной программе «Здоровье нации» 20 лучших сельских медицинских работников, врачей получат премии по 5 тысяч гривен, — отмечает Андрей Пасика. — Кроме того, в этом году 22 сельских медика улучшат свои социально-бытовые условия. На эти цели выделено более 900 тысяч гривен, управление капитального строительства уже объявило тендеры на покупку жилья для сельских медиков. То есть то, что мы можем на уровне области, стараемся делать».

Но нужно приложить ещё немало усилий — прежде всего на государственном уровне, чтобы сельская медицина начала «выздоравливать»...

Автор: Татьяна КИРПА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту