Например, могут сообщить, что у вас долг за телефон, хотя абонплата внесена три дня назад. После отопительного сезона, когда все выплаты сделаны по присланным почтой счетам, осенью могут сообщить, что вы все еще должны за отопление в минувшем сезоне. Но есть и более интересные варианты присоединиться к армии должников. Об этих историях часто рассказывают посетители общественной приемной Херсонского Фонда милосердия и здоровья. Обстоятельства бывают разные, а вот требование одно — платить. Разобраться, кому же и за что вы стали должны, помогают юристы Фонда.
На площади у рынка раздают бумажки с заманчивым предложением — взять кредит без залога от 1 до 15 тысяч гривень на короткий срок. По телефону мне объяснили, что пенсионер может взять кредит до 5 тыс. гривень, и для этого нужно всего лишь предъявить паспорт, идентификационный код, пенсионное удостоверение, справку о размере пенсии и 3 номера городских телефонов знакомых. Для чего нужны телефоны знакомых, мне попытались объяснить при встрече. Вроде бы, чтобы лишний раз удостовериться в существовании клиента.
Ловушка для простаков
Конечно, дело каждого обратиться за кредитом в любое учреждение, особенно на таких заманчивых условиях: и залога нет, и поручители не нужны, и вроде бы ответственности никакой. Взял деньги — и голова не болит. Хотя задуматься бы — с чего это «чужие дяди» такие «добрые».
А голова может заболеть у тех, чьи телефоны записаны в договоре на кредит. Например, как у пенсионерки Людмилы Григорьевны, позволившей знакомой внести в договор номер своего телефона. По истечении какого-то времени сначала позвонили, а затем к ней домой пришли визитеры с сообщением, что ей предстоит выплатить долг по кредиту, взятому в банке ее знакомой. Сильно удивившись, Людмила Григорьевна, хозяйка телефона, потребовала документы на кредит, который будто бы ею взят. Документов, естественно, не было, кроме номера телефона. Почему его хозяйке навязывали чужой долг, ей до сих пор непонятно.
«Пьяные» долги
С поразительной бесцеремонностью, с руганью и угрозами звонят по телефону, приходят на квартиру с требованием оплатить чужой кредит к родственникам «должников». Пенсионерке Лидии Николаевне тоже сообщили, что ее 48-летний сын, бездельник, пьяница и игрок, в банках
города уже набрал кредитов более чем на 10 тысяч гривень и явно не собирается выплачивать долги. Сначала женщину ошеломили сообщением, что долг придется платить матери великовозрастного сына и пригрозили оставить ее без квартиры — однокомнатной гостинки на Острове. Знать бы пенсионерке свои права в этой ситуации. Но поддавшись отчаянию, перед перспективой в 70 лет оказаться на улице, Лидия Николаевна молча и тайно от сына стала платить его долги, ежемесячно отдавая банку всю свою пенсию. На все про все у нее остается 40 грн., женщина добровольно обрекла себя на голодное существование. Хотя такое положение дел, по-видимому, устраивает и банк, и сына. Морально убитая такой ситуацией, Лидия Николаевна пришла в Фонд милосердия с вопросом, что можно предпринять, чтобы сохранить хотя бы свое жилье, — те несколько квадратных метров в принадлежащей ей с сыном квартире. А вот нас очень заинтересовал вопрос — почему, выдавая кредиты клиентам банка, их сотрудники довольствуются лишь честным и благородным словом клиента. Разве не нужны при этой сделке какие-то документы, подтверждающие платежеспособность клиента? Лидия Николаевна не выступала поручителем, не обещала отдать свое жилье, в котором зарегистрирован сын и имеет 9 квадратных метров в неделимой квартире.
Финасовые шалости
Впрочем, и 16-летнему ребенку тоже ничего не требовалось предъявлять, кроме паспорта, и получить кредит — тысячу грн. Зато спустя год, когда первоначальная сумма кредита выросла, родители узнали о финансовых шалостях сына и не только удивились, но и пришли в ужас от того, что оплачивать долги сына предстоит им, ничего не ведающим о денежных делах отрока.
Что и кому можно объяснить, когда за чужие ошибки приходится платить здоровьем, испорченными отношениями и деньгами? А когда такое происходить по милости совершенно не знакомых людей?
Почему «прессуют» стариков?
В состоянии шока пришла домой из бюро технической инвентаризации пенсионерка Валентина Сергеевна. После смерти мужа она занялась оформлением наследства — квартиры, и в БТИ ей выдали информацию о том, что часть ее квартиры, принадлежащая дочери, находится под арестом уже несколько лет по решению суда. Будто бы дочь, проживающая в соседнем государстве, повздорила с херсонкой, избила ее и та обратилась в суд. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Во время так называемой драки дочь была на гастролях далеко от Херсона, и ей, цирковой гимнастке, аплодировали зрители. Что без труда было доказано в суде при отмене решения об аресте части квартиры. А вот кому надо было хлопать в ладоши и быть «благодарным» за документ, из-за которого было вынесено такое необычное решение? Видимо, это была справка из адресного бюро, в которой фамилия участницы конфликта «чудесным образом» совпала с фамилией владелицы части квартиры. После бурного объяснения в суде, арест был снят со странной формулировкой «квартира належить іншій особі, т.е. другому лицу. «Других лиц», поставляющих в суд липовые справки, суд искать не стал. Извинений пенсионерке с дочерью за пережитый шок, за напрасные траты, за хлопоты, связанные с объяснениями и доказательствами непричастности к чужому конфликту, не последовало.
Не извинились перед испуганной пенсионеркой и работники исполнительной службы, когда та пришла выяснить, что за долг в размере 8 грн. числится за однофамильцем ее сына. Несмотря на то, что в решении суда инициалы должника и дата рождения не совпадали с данными сына пожилой женщины, исполнители продолжали настаивать, что должник — ее сын. Не удосужившись уточнить фамилию, имя и отчество должника, поразили женщину сообщением, что за долги сына она может и квартиру потерять.
Разрешая вносить в чужие договора свои данные, номера телефонов, давая согласие на регистрацию в своем доме или подписывая, не читая документы, мы рискуем если не сами оказаться в долговой яме, то потерять покой, друзей и деньги. Разрешить ситуацию всегда проще до того, как она стала проблемой. А консультация юриста — это не роскошь, а необходимость.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |