Шла по земле новогодняя ночь — светлый праздник надежд, ожидания радостных свершений, новых успехов, любви, благополучия. Как всегда, думалось о том, что вот — порог, позади которого, в ушедшем году, останутся беды, боли и болезни. Впереди — счастье, которого так искренне желают друг другу люди, собравшиеся за праздничными столами. До рассвета не гасли в домах херсонцев свечи на елках. Искрилось вино. Снова и снова ложились на патефоны пластинки с чудесным танго «Брызги шампанского» и не стихали поздравления с Новым годом — 1941-м...
— До конца дней мы будем помнить эту ночь, тех, с кем встречали тот последний мирный новогодний праздник, и тех, кого так безжалостно забрала внезапная жестокая война, — рассказывает ветеран газеты «Ленинский прапор» Вера Павловна Якименко. Она живет в Херсоне с 1930 года и считает, что ей очень повезло связать свою судьбу именно с этим городом. Разные даты напоминают о разных событиях. И снова на календаре 22 июня. Этот день Вера Павловна не забудет никогда. Даже спустя 69 лет — в памяти все так же свежи те последние послевоенные годы, месяцы и дни. Херсон, пусть и в несколько раз меньший, чем сегодня, неасфальтированные дороги и одноэтажные дома вспоминаются с особенной тоской:
— До войны в нашем городе было очень много коренных жителей. Кто-то был богаче, кто-то беднее, но все жили очень скромно: в одежде, в поведении, претензиях на жизнь. Зато умели ценить и любить: свою улицу, сквер, парк, театр, школу, днепровские плавни. Сегодня каждая семья живет обособленной жизнью, а перед войной в каждом дворе, возле каждой парадной вечерами собирались все соседи. Общались, шутили, делились радостями и горестями. Все были на виду, все друг о друге знали.
Начало войны не зря навевает Вере Павловне мысли о новом годе. С начала 1941 -го в городском совете разрабатывался план «Херсон сегодня и завтра». Его детали уже обсуждались в трудовых коллективах, на партийных профсоюзных собраниях. Генеральный проект реконструкции города разрабатывался в Харькове Государственным институтом проектирования городов. Его херсонцы ожидали с нетерпением. И вот 2 марта 1941 года он был напечатан в «Надднепрянской правде».
— Вера Павловна, какие надежды появились у херсонцев?
— План реконструкции предполагалось выполнить за 15—20 лет. Речь шла о создании крупного промышленного портового центра. За газетными строчками виделись херсонцам новые районы, улицы, многоэтажные дома, обновленная площадь Свободы, набережные, пляжи на левом берегу, трамвайное и автобусное сообщение... Все радовались перспективам, верили, что все получится и нет-нет да мечтали: «Вот сделаем все и областным центром станем!».
До начала войны оставалось 111 дней. Пришла весна. Последняя, предвоенная. Началось лето, а с ним и новые приятные заботы: отпуска, экзамены у школьников и студентов, сборы в пионерлагеря... Днем в выходные все ездили отдыхать в плавни, вечерами — в парк Ленина, где духовой оркестр радовал горожан мелодиями старинных романсов.
— Одной из популярных молодежных маршевых песен в то время была «Если завтра война». Ее пели все. Но что это завтра может стать сегодняшним днем, и каким он будет, этот день, представить себе никто не мог, — вспоминает Вера Якименко. — Отзвуки смертоносного пожара до нас доносили радио, газеты, лекторы. Усиленно работали военные кружки. Все больше внимания уделялось допризывной подготовке молодежи. И хотя существовал договор с Германией о ненападении, тревога в сердцах была.
В канун войны в средних школах прошли выпускные вечера. 10-й класс школы № 25 (сегодня ООШ № 14) окончила и Вера Павловна. Как сегодня, она помнит свое выпускное платье. Это было первое в ее жизни платье из искусственного шелка. Дорого оно было еще и потому, что его своими руками сшила мама. А еще до сих пор перед глазами белые лилии в руках выпускников и мысли, полные самых светлых надежд.
— Я даже успела сделать копию со своего аттестата и отправить в Одесский университет на историко-филологический факультет. Разве знала, что всего несколько суток оставалось до войны, что вот-вот придет июньская беда и отсчитает в календаре 1418 самых тяжелых в истории нашего народа листков?!
О том, что было в следующие четыре года, написаны тысячи томов, научных трудов, художественных произведений. Вера Якименко и сама пронесла тему войны через всю свою жизнь и до сих пор пишет книги о героях Великой Отечественной. «Война никому не нужна, — считает писательница, — но, стерев с лица земли миллионы городов, она научила нас по-особому ценить мир, безоблачное небо и яркое солнце, которое поутру смеется, глядя в наше окно. Ценить родной город, который прекрасен даже тем, что пение птиц не прервут внезапные разрывы бомб».
А разве задумываемся об этих простых и самых настоящих ценностях мы, послевоенные поколения?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |