Оказывается, в последние годы мы стали лучше: сейчас гораздо меньше в маршрутках пьют, матерятся и режут сиденья. Но вежливо говорить с водителем научились не все. Многие считают себя вправе «тыкать» и звать «эй, водила, слышь!» И еще одна перемена: карманников в автобусах вытесняют «мобильщицы». Причем, почему-то преимущественно молодые «обалденно» красивые девчонки лет по 16-18. И специализируются они не на кошельках, а на мобильных телефонах. Вытаскивают их ловко, одним мастерским движением во время выхода из маршрутки. А отличительная их примета — расплачиваются заранее, но выскакивают буквально перед самым закрытием дверей и отправлением с остановки. А еще — очень много стало людей в гражданском, которые крутанут, не раскрывая, перед носом «милицейскую корочку» (ту самую, что в киосках продают) на самом выходе и — спрыгивают со ступеньки.
«Суворовская валюта»
В то же время, очень сильное подозрение вызывают личности, сующие крупную купюру не заранее, а уже на выходе, на остановке. Причем тогда, когда и толпа большая выходит, и за день водитель уже «наморочился». Собственно, подозрение вызывают сами купюры. Особенно те, что номиналом свыше двадцатки. И как ни старайся быть внимательным, все равно после смены, пересчитывая выручку, нет-нет, да и наткнешься на денежный знак, продаваемый на углу улицы Суворовской с надписью «сувенир».
Встречаются и просто подозрительные деньги. Чаще всего — сотки и двухсотки. И купюра не так шелестит, и краски на ней с подозрительным оттенком. Пассажиров с такими деньгами лучше провезти бесплатно — потом ломай голову, что с этой «бумажкой» делать. Но что интересно — почти никто из обладателей подозрительных денег молча радостно выходит (проехал «на халяву»), а, наоборот, настаивают, чтобы именно сдачу дали.
«Льготники»
Живет на Шуменском пенсионер-льготник. И каждый день он ездит за питьевой водой на Остров — туда и обратно с двумя канистрами. Его уже знают все водители и как могут, под разными предлогами стараются не допустить его в салон. Многие льготники обижаются на маршрутчиков за то, что те неохотно их везут. А водители в свою очередь говорят, что для них такие пассажиры — чистая благотворительность. Во-первых, никто им, водителям, за провоз льготников ничего не платит. Например, компенсируют из бюджета троллейбусникам, железнодорожникам («может, и хозяин маршрутки что и получает, но мы об этом. — не знаем»). А место такой пассажир занимает. Хозяину же все равно, сколько льготников ты провез или проехал мимо них. Хозяину каждый день «вынь и положь», хоть из своего кармана. И еще одна странность. Очень старенькие бабушки и дедушки обычно всегда платят за проезд. А удостоверение участника Второй мировой войны предъявляют моложавые мужики.
«Падал ыцики»
Бывает во время посадки человек поскользнется или оступится и упадет. Но встает и сам себя в порядок приводит. Увы, гораздо чаще пострадавший начинает кричать и предъявлять претензии, что и автобус дернулся, и ступеньки неправильные, да и сам водитель... Обычно водитель старается «замять» конфликт на месте, чтобы не терять времени. Ведь ему надо «не выскочить» из графика, выполнить план. Как правило, упавший удовлетворялся стоимостью химчистки для испачканной курточки, или порванных колготок и «чуть-чуть» сверху. Но и это бьет по карману водителя. Из заработанного за смену он должен отдать «таксу» «озяину машины, заправляться, закупать запчасти. И остается не так уж много «для поддержания штанов». А теперь представьте, что будет, если конфликт разгорится и пассажир заявит в милицию. Обычно, после этого «на время проведения экспертизы» отправляют на штраф-стоянку автобус отбирают права, требуют справки. Чтобы судиться, надо адвоката нанимать, возвращать хозяину автобус и платить за все экспертизы и ту же штрафстоянку. А деньги откуда? Ведь не работаешь. И даже если докажешь, что твоей вины в случившемся нет, сколько времени придется судиться? А кушать хочется — каждый день.
Правда, есть уже в Херсоне прецедент, когда маршрутчик не стерпел очередной наглости «гадальщика» и сказал — заявляйте в милицию. Все вначале пошло «по схеме», — права, автобус... Да еще и слухи пошли, что у заявительницы в милиции «большая лапа». Тем не менее, следователь оказалась честной, опытной и дотошной. Да и на объявление в газете, что разместил водитель, отозвались пассажиры, в то время ехавшие в маршрутке. И рассказали, как было. Так что обвинение с маршрутчика сняли. А он теперь думает вытребовать компенсацию, как материальную, так и моральную — чтобы неповадно было и другим аферистам.
Херсон — Даккар?
Наши маршрут чики шутят: если бы они участвовали на своих автобусах в ралли, то выиграли бы любую гонку, а по пути еще успевали подбирать и высаживать пассажиров. Чтобы заработать и «не вылететь в трубу», им приходится «крутиться»: кого из коллег где можно «обойти», где на остановке постоять лишнюю минутку и забрать «чужих пассажиров»... Почти все длинные маршруты — «не популярны». Ведь пассажир за те же две гривни, занимая место, может проехать от конца до конца, а расход топлива больше, чем на короткой дистанции. Иногда, обвиняя друг друга в непорядочности, водители доходят и до рукоприкладства. Особенно, если коллега сказал, что едет домой, асам, «по пути» идет по маршруту...
Такая ситуация, похоже, абсолютно херсонская. В Севастополе, например, который по площади как Москва, а по количеству жителей и ширине улочек как Херсон — таких проблем нет. Нет ни безумной давки на остановках, ни пробок, как возле нашего Центрального рынка. Правда, маршрутки не просто быстро ездят, а — носятся. Но для всех это — норма, причем безопасная: пешеходов объезжают аккуратно и пропускают, даже если нет «зебры». В Киеве — тоже нет наших проблем, хотя там и пробки, я. дистанции большие, и -проезд дешевле. В Николаеве тоже работать выгоднее: чем длиннее поездка, тем больше пассажир платит. Там — дифференцированная плата за проезд. У нас же из-за экономии с бензина и солярки переходят на газ. Газовые баллоны крепятся в микроавтобусах под днищем . А теперь представьте, как скачет «утрамбованная» маршрутка по нашим ямам, и, из-за низкой осадки, — чиркает «брюхом»...
Сфера накала?
Давно уже пора городским властям разобраться, что не так, почему в Херсоне такая ситуация, почему это сервис такой «нервический». Ведь маршрутные перевозки относятся к сфере услуг, как те же парикмахерские, сауны, кафе, рестораны... Но почему там мы не теряем своего лица, а как становимся пассажирами — и сами звереем, и водителей доводим до «белого каления»?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |