С каждыми новыми выборами в Украине растёт политическое сознание нашего народа. Избиратели становятся более мудрыми и опытными. Повышаются их требования и к кандидатам в депутаты всех уровней, и к выдвигающим их партиям. Меняется и отношение общественности к многочисленным «карликовым» партиям, количество которых в стране за последнее время перевалило далеко за сотню. Похоже, что пришло понимание их никчемности и, главное, бесперспективности.
С каждыми новыми выборами в Украине растёт политическое сознание нашего народа. Избиратели становятся более мудрыми и опытными. Повышаются их требования и к кандидатам в депутаты всех уровней, и к выдвигающим их партиям. Меняется и отношение общественности к многочисленным «карликовым» партиям, количество которых в стране за последнее время перевалило далеко за сотню. Похоже, что пришло понимание их никчемности и, главное, бесперспективности.
«Первый звонок» прозвучал уже на парламентских выборах 2006 года, когда «вожди» более четырёх десятков миниполитических образований самонадеянно ввязались в предвыборную гонку и... потерпели сокрушительное поражение.
Трудно сказать, на что они рассчитывали. Скорее всего, на наше славянское «авось», подкрепленное определёнными денежными ресурсами. Но это не помогло. Избиратели не «клюнули» на красочную предвыборную наглядную агитацию, на многочисленные» изображения «партийных вождей» на улицах населённых пунктов, на заумную, оболванивающую радиотелевизионную политическую рекламу.
В результате в 2006 году, как известно, из всех 45 партий и блоков, внесенных в чуть ли не метровые избирательные бюллетени, прошли в Верховный Совет только 5 — Партия регионов, блоки БЮТ и «Наша Украина», а также Социалистическая и Коммунистическая партии, У неудачников появилось много времени, чтобы посетовать на судьбу, подсчитать моральные и материальные убытки, проанализировать ситуацию и сделать выводы. Хотя и так понятно — они жестоко поплатились за то, что своевременно не поняли приближение краха «бумажных» партий и «картонных» блоков.
Закономерность тенденции к резкому сокращению числа победителей (и это всего-то при 3-процентном пороге) ошеломляет. К ним смогли приблизиться только шесть блоков и партий, набравших свыше одного процента голосов (блоки Витренко, Литвина, Костенко и Плюща, Виче, «Пора -ПРП, и «Не так!»).
Ещё три набрали от 0,96% до 0,54% (партия «Відродження», «Блок Юрия Кармазина» и Партия зелёных Украины). Оставшиеся — 31 (включая НДП, „Селянську партію України», ПНЭРУ, Политическую партию «Третья Сила» блоки Бориса Олейника, Евгения Марчука, УНА, Политическая партия „Трудовая Украина» и другие), к своему стыду, не набрали даже 0,5 процента.
Прагматичные избиратели явно «недооценили» не попавших тогда в парламент «генералов от политики», таких, как Костенко, Кармазин, Матвиенко, Марчук, Мовчан, Хмара, Драч, Павлычко, Кравчук, Медведчук, Кличко, Заяц, Супрун, Пинзеник, Стецкив, Тягнибок и некоторые другие, без которых, казалось бы, парламент страны даже трудно представить.
Надо признать, что после провала в 2006 году многие из них учли печальный опыт и предпочли на внеочередных парламентских выборах 2007 года не рисковать и «укрыться» за «широкими» спинами БЮТ и ющенковского блока «НУ-НС».
Это привело к сокращению количества партий и блоков, принявших участие в выборах, до 20 (более, чем в два раза) Но результаты голосования , практически, не изменили соотношения сил в Верховной Раде. Остались те же Партия регионов, БЮТ, «Наша Украина — Народная Самооборона» и Компартия.. Единственное новшество — замена Социалистической партии (у неё не хватило несколько сотых процента) на Блок Литвина. И вновь 15 «карликовых» партий и блоков, «вожди» которых вновь допытались получить мандаты народных депутатов, «пролетели» мимо парламента.
Правда, около десятка предусмотрительных «минивождей», в частности, Кармазин (Партия защитников Отечества), Матвиенко (УРП «Собор»), Каскив («Пора»), Катеренчук (Европейская Партия Украины), Стретович (ХДС), Костенко (УНП), Кириленко (« За Україну»), Луценко (Вперед, Україно»), Тарасюк (Народний Рух України) втиснулись в президентский и премьерский блоки. И ценой полной утраты своей независимости «осчастливили» страну своим появленим в стенах парламента.
Всё это ещё раз убеждает, что в настоящее время только самые недальновидные «политики» не хотят понять простую истину — в нашей стране, как и во всём цивилизованном мире, пришло время крупных партий. Все малочисленные политические формирования оказались невостребованными, а, проще говоря, ненужными. Большинству европейских государств вполне достаточно около десятка более-менее популярных партий. Украина не может быть исключением.
Сегодня в нашей стране двум-трём партиям — не страшен и 7-10 процентный барьер Конечно, этого нельзя сказать о коммунистах и литвиновцах, занявших на последних выборах 4 и 5 места.
Итоги виборов наводят ещё на одну грустную мысль в: в стране отчётливо вырисовывалась привязка политических сил к географическим регионам: юго-востоку, центру и западу, что вряд ли способствует преодолению намечающегося раскола страны.
В немалой степени этому способствует узко региональная политика местных властей Галичины, Крыма и Донбасса, которые никак не хотят понять, что без взаимных уступок и компромиссов (вплоть до федеративного устройства Украины) совместное проживание «западников» и «юго-восточников» в единой демократической стране крайне проблематично.
Хотя реальный выход из создавшегося положения есть, если большинство населения осознает то, что объединять Украину только под каким-то одним партийным знаменем (оранжевым, белым, красным или синим) бесперспективно. Украина никогда не будет жить ни not галичанским, ни по донецко-крымским правилам. Страну смогут спасти только цвета нашего государственного флага. Именно на них следует делать основную ставку всему обществу. Естественно, при одном категорическом условии — в равной степени обязательно учитывать интересы населения и западных, и юго-восточных регионов.
Нельзя затрагивать, к примеру, такие болезненные проблемы, как УПА и Бандера на западе. И, одновременно, не надо навязывать Левобережью и югу «галичанский» образ жизни. Непонимание этого неминуемо приведёт страну к хаосу, который может закончиться «разводом по чехословацкому варианту». («Югославский вариант» нам не позволят осуществить ни Запад, ни Россия.)
Как можно разглагольствовать о единой Украине, призывая «думать по-украински» в фактически двуязычной, многонациональной стране? Как можно считать «настоящими патриотами» Украины только махровых националистов и, на худой конец, бютовцев.
Первых в стране не более двух процентов, а уровень поддержки вторых докатился уже до десяти процентов. Надо, в конце концов, осознать, что право любить Украину имеют и регионалы, и коммунисты, и социалисты, и просто беспартийные граждане страны.
Всё цивилизованное человечество признаёт, что в XXI веке крайний радикальный национализм — это дорога в средневековье. Разделяя его «идеалы» попасть в Европейское Сообщество невозможно. Разве случайно, что тягнибоковскую «Свободу» постоянно опережают коммунисты и... даже прогрессивные социалисты.
На приближающихся выборах трудно рассчитывать на майданы, массовки, многочисленные разноцветные палаточные городки во всех более-менее крупных населённых пунктах страны, на толпы молодых людей, размахивающих флагами всех цветов радуги, концерты с участием звёзд, дорогостоящую наружную рекламу, навязчивые призывы по телевидению и радио, бесчисленное множество газет и листовок, которые люди не всегда успевали даже вынимать из почтовых ящиков.
Теперь слово за кандидатами в депутаты Советов всех уровней, за их конкретными делами и умением доказать избирателям свою полезность. Сумеют ли они переломить экономическую ситуацию в стране, на местах или положение дел будет ухудшаться и приведёт к глубокому кризису? Сумеют ли они ослабить напряжение между западно-центральными и юго-восточными регионами, которое власть пока не может преодолеть? Сможет ли очередной избирательный марафон изменить реальный политический расклад в стране. Или будем продолжать западно-восточное противостояние?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |