Если не впустую, то вполупустую проработали курорты Херсонщины первый месяц лета. Ситуация из года в год такова: пока наши пансионаты и здравницы раскачиваются в ожидании июльского наплыва туристов, та же соседка Турция уже кишит нашими соотечественниками. Отелям — хорошая прибыль. В местную казну — ощутимые налоги. «Разве у насхуже?» — с досадой вздыхают владельцы курортных учреждений Железного Порта, Большевика, Скадовска, Лазурного, Геническа и даже Крыма. «Хуже!» — к огромному сожалению, напрашивается ответ.
На отдыхе—как в кино
Не ради рекламы, а с просьбой пролить свет на ситуацию мы обратились к специалисту, который в сфере туризма, что называется, зубы съел. Михаил Савченко — профессионал со стажем порядка 20 лет и последние 11 лет возглавляет одно из самых успешных в Херсоне турагентств — «Ветер странствий». О популярных курортах и о тонкостях во вкусах туристов он знает не понаслышке.
— Сегодня среди пляжных курортов на первом месте Турция, на втором — Египет (правда, в более холодное время). Украина — на третьем. Далее идут Чехия и Венгрия. В последнее время хорошо начала «раскручиваться» и Греция. Почему статистика такая? Когда наши люди начали отдыхать за границей, абсолютно другими глазами посмотрели на родные курорты. Для многих в первую очередь важно соотношение цены и качества. Но оказывается, что за одни те же деньги в разных странах можно отдыхать по-разному. «Мадам, вы уходите надолго? Я могу в это время убрать ваш номер?» — с улыбкой обратится к вам горничная за рубежом — и вы вспомните, что такое отношение наблюдали только в кино. А в наших здравницах и сейчас можно услышать: «Мне пора убирать, а вы еще в номере». Отдых есть отдых, и немаловажную роль играет организация питания. У нас оно, как правило, столовское, трех- или четырехразовое. Меню составляют на весь день, и ни шагу влево или впра-' во. Никто не думает, что один не любит суп, другой — борщ, кто-то с удовольствием ест выпечку, а кто-то нет. А вот за границей, в основном, предусмотрен шведский стол — выбирай, что и сколько хочешь, — замечает Михаил Иванович.
Не очень-то выгодно украинцам ехать и в родной Крым. Номер в крымском и турецком отелях одного класса стоит одинаково. В Крыму может оказаться даже дороже. И пусть территория отеля благоустроена по высшему разряду, есть свой пляж, бассейн, охрана, хорошее питание, едва выходишь в город — родной «сервис» налицо.
— Заходишь культурно отдохнуть в кафе, а за соседним столиком — шумная пьяная компания. И никто из персонала не будет делать ей замечание, — говорит Михаил Савченко. — Заходишь в маршрутку или автобус, когда едешь на экскурсию, и понимаешь — попал в парилку. А за границей все это уже в далеком прошлом. Нет там и такого, чтобы туристы сами несли багаж в номер. Для этого есть специальный транспорт и работник. У нас же приехавшая на море семья часто похожа на верблюдов, обвешанных поклажей.
Живешь у моря и моря не видишь
Отдыхающие из западной Украины и Беларуси, которых чаще всего встретишь на Херсонщине, белой завистью завидуют нам, жителям приморского региона, и недоумевают, почему с утра до ночи мы пропадаем на сезонных подработках тех же курортов или, в лучшем рлучае, на дачах в Приднепровье.
Все дело в том, что за хорошие условия и питание придется выложить порядка ползарплаты среднестатистического жителя нашей области в сутки (!). Ненамного сэкономят и те; кто остановит свой выбор на частном секторе, где готовить придется самим. В разгар лета на продуктовых рынках столицы цены и то ниже, чем в курортных городках Херсонщины и Крыма.
А вот наши состоятельные земляки, коих немало, могут себе позволить не то что родные места, Турцию или Египет, но и Сейше-лы, Мальдивы... Вот только свои доходы и предпочтения дома «не светят».
— Очень богатые люди чаще всего обращаются непосредственно к туроператорам в Киев, — говорит директор турагентства «Ветер странствий». — Менее состоятельные, но при деньгах, покупают путевки в соседнем Николаеве. Точно так же николаевские публичные люди едут за путевками к нам, в Херсон.
Приговор самим себе
Будущее туристического бизнеса напрямую зависит от развития внутреннего туризма. В этом убежден и Михаил Савченко и, по логике, каждый, кто работает на рынке этих услуг. Но чтобы Украина, и в частности Херсонщина, стала в этой сфере лидером, очень многим людям необходимо изменить подход к своей работе. В первую очередь — политикам и СМИ.
— Два года раскручивали Олешковские пески, а в этом все газеты напечатали, что территория усеяна боеприпасами, — недоумевает турбизнесмен. — А прошлогодняя ситуация со скотомогильником в Железном Порту? Масса людей отказалась от отдыха. До сих пор нам звонят наши партнеры из Западной Украины и спрашивают, можно ли ехать. Вот уже написали и о скотомогильнике в районе поселка Цукуры Скадовского района. А какие там хорошие детские лагеря?! Все это влияет на активность туристов. Поэтому и наши политики, и журналисты должны думать не только об информационных бомбах, но и об ответственности за успех своего края.
Р. Б. Вне сомнений, туристическому потенциалу Херсонщины может позавидовать любая страна. Вот только нам еще стоит поучиться использовать свои курортные недра во благо. Туристы уже давно не бросаются на наживку под названием «берег моря». Их интересует гораздо большее: приветливый персонал, чистый пляж, развитая инфраструктура, кондиционер в номере, возможность качественно отдохнуть не только с середины июня по август, но и в начале мая и в конце сентября. Борьба за туристов — все равно что борьба за место под солнцем. И лучше не завидовать победителю, а быть им.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |