Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 сентября 2009 года на месте некогда разрушенной монастырской обители был открыт Корсунский Богородичный женский монастырь
Как и двести с лишним лет назад, во время основания первого монастыря, начинать сестрам общины приходится практически с нуля — нет даже самого необходимого. Однако они не унывают. Есть у них нечто большее — вера и упование на Всевышнего.
Наверное, в каждом монастыре нашего края существует своя красивая легенда об обстоятельствах, предшествовавших его основанию. Есть она и у бывшего мужского монастыря, который расположен в селе Корсунка близ Новой Каховки. Рассказывают, в далекие времена, лет более двухсот назад, когда только положен был первый камень в основание Херсона, на противоположном берегу Днепра, несколько выше его по течению, уже существовало небольшое поселение. Жители его выживали в основном лишь благодаря рыболовству, благо рыбы в те времена в реке немерено водилось. Возвращались однажды мальчишки-добытчики домой с полными корзинами рыбы, как вдруг заметили нечто сияющее среди ветвей дерева. Подошли ближе — икона с ликом Богородицы. Как она здесь очутилась — неизвестно. Да только заспорили отроки, кому будет принадлежать находка. Спорили, спорили и уронили святой образ в траву, а снова в руки взять его не смогли: словно намертво к земле икона прикипела. Побежали домой, сообщили о чуде. Привели людей, священника. Лишь только после молитвы последнего смогли образ поднять. Тогда-то и поняли сельчане, что место это избранное. Вскоре здесь поселились монахи-старообрядцы и основали свой монастырь.
Не станем комментировать древнюю легенду, отметим лишь, что официальная дата рождения обители — конец 80-х годов XVIII столетия -по сути, совпадает по времени с народным повествованием. А по истине — к основанию монастыря на этих землях руку свою непосредственно «матушка» Екатерина II приложила, подписав соответствующий указ: «Которые из старообрядцев пожелают поселиться на землях Таврических, по левую сторону реки Днепра лежащих... будут навсегда пользоваться обрядом и чином церковным по их обычаю...» Не остался в стороне от монастырских дел и сам блистательный наместник Тавриды князь Потёмкин, принимавший самое деятельное участие в становлении и строительстве обители, благо рабочих рук в его распоряжении имелось предостаточно. Наемные рабочие, возводившие монастырские стены издания, селились здесь же неподалеку, и вскоре рядом с обителью выросло селение, которое впоследствии получило название Корсунка.
Достаточно сложная судьба оказалась у Корейского монастыря. Основанный первоначально как монастырь старообрядческого толка, он только в 1848 году перешел под юрисдикцию государственной православной церкви. К этому времени здесь проживали порядка 150 монахов, а сам монастырь уже обладал достаточно прочной хозяйственной структурой: 5 каменных храмов, первый из которых был освящен в 1802 году, трапезная, общежитие с кельями. Отдельно, вне стен монастыря, был устроен «хоздвор» с постройками для содержания коней, коров, домашней птицы. Разбит большой фруктовый сад, огород для выращивания овощей. Монастырская братия занималась еще и рыболовством, а также поставками соленой рыбы. Вместе с тем не чурались монахи помощи ближним своим. Рядом с монастырем в отдельном дворе разместилась школа, в которой обучались до 50 сельских ребятишек. Также монастырь оказывал финансовую помощь в содержании сирот в духовных училищах, жертвуя на эти цели не менее 5 тысяч рублей в год. Согласитесь, когда фунт (0,454 килограмма) наилучшего белого хлеба стоил всего-то пятачок, это были вполне приличные деньги. До 1917года Корсунский мужской монастырь наряду с Бизюковым мужским и Благовещенским женским входил в тройку самых почитаемых монастырей Херсонской епархии.
А потом случилась «победа Октября» и начавшаяся вслед за ней смута. Монастырь грабили местные банды, отбирали лошадей и зерно молодцы батьки Махно и красные продотряды. Здесь же, под стенами его, в августе 1920 года произошел неравный бой отряда красного командира Солодухина с конницей белого генерала Слащова. Солодухин погиб и был с почестями похоронен в Петрограде на Марсовом поле. Однако несмотря на это смутное, кровавое время, монастырь еще как-то выживал. Но уже после установления в Корсунке советской власти началось его планомерное уничтожение. Собственность монастыря была национализирована, в скором времени оставшиеся при обители монахи были лишены крова и изгнаны. Часть монастырских зданий была разобрана, а стройматериалы использованы для хознужд основанного на землях обители колхоза. Рассказывают, что из бесценных старинных книг монастырской библиотеки и древних икон местные «активисты» устроили большой костер, видимый на много верст вокруг.. Более 80 лет прах запустения царил на монастырском подворье. Однако, как известно, всё возвращается на круги своя... Решением Священного Синода УПЦ монастырь возрождается из небытия. Вот только чтобы вернуть ему былую славу, нужно сделать немало: «Сегодня принадлежащие монастырю помещения находятся в плачевном состоянии, и для начала работ по восстановлению обители необходимы значительные средства. Просим вас оказать посильную финансовую и физическую помощь в деле возрождения жизни монастыря. Искренне надеемся на ваше понимание и участие. Благодарим и заверяем о наших всегдашних о вас молитвах», — говорится в обращении за подписью старшей сестры Корсунской Богородичной женской обители монахини Амвросии (Грыцюк).
Адрес монастыря: город Новая Каховка, село Корсунка, улица Коминтерна, 50. Контактные телефоны: 0 (95) 573-07-39, 0 (97) 009-71 -68.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |