ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Возврата в тень не будет
22.07.2010 / Газета: Новий день / № 30 / Тираж: 36600

Руководство Государственной таможенной службы поставило амбициозную цель: увеличить доходы госбюджета на 20 миллиардов гривен за счет ужесточения контроля за растаможкой товаров и ликвидации каналов контрабанды.

О том, как выполняется это решение, о динамике налоговых поступлений и новых принципах работы рассказал «Новому дню» начальник Херсонской таможни Виталий БУЛЮК.

— Достоверность декларирования товаров — это значит увеличение их таможенной стоимости? Не приведет ли это к росту цен на импортные товары внутри страны?

— Не приведет. При оформлении товара мы пользуемся единой базой таможенной стоимости, где есть цена аналогичного товара. Если следовать логике импортера, то он, конечно, заинтересован найти в этой базе наименьшую таможенную стоимость. А нас интересует не наибольшая и не наименьшая, а достоверная. Субъекта не должно интересовать, что находится в базе, его задача — подать к таможенному оформлению документы и товар, отвечающий поданным документам. Инфляции не будет, потому что товар, который стоит 3 гривны, нельзя оценить в 10 гривен. Таможня протянула руку бизнесу, и многие поняли, что нужно работать в легальном поле, возврата в тень уже не будет.

— А кто не принял этот тезис?

— Есть такие импортеры. Они ввозят товары дешевого сегмента, а налогоемкий — почти не оформляют. Им проще завезти такие товары контрабандой и получить рентабельность 500%. Методов ухода от уплаты таможенных платежей несколько. Есть так называемая «черная» контрабанда, когда товар завозится и вообще не растамаживается. А есть так называемая «серая», когда одному товару придается на бумаге вид другого, тем самым занижается его реальная таможенная стоимость.

— Можете привести конкретный пример?

— Недавно мы пресекли попытку ввоза в Украину теплохода по заниженной в 2,5 раза стоимости. Согласно грузовой таможенной декларации, пассажирский теплоход ввозился в Украину как иностранная инвестиция в уставный фонд одного из предприятий. В документах было указано, что эта декларация оформлена Балтийской таможней Российской Федерации и стоимость судна составляет 850 тысяч долларов. Когда мы обратились с запросом к российским коллегам, выяснилось, что настоящая стоимость теплохода составляла 1,7 млн. долларов. Занизив таможенную стоимость судна, нарушители пытались уйти от уплаты около 1,7 млн. гривен ввозной пошлины и НДС. На сегодняшний день все эти деньги в бюджете, причем не только 1,7 млн. гривен, а еще и 900 тысяч штрафных санкций.

— Случай достаточно интересный. А как часто нарушители таможенных правил пытаются защитить свои интересы в судах?

— Как правило, бизнесмены стараются оправдать свои нарушения, обращаются в суд, прокуратуру, используя для этого различные «рычаги» влияния. Но сегодня ситуация меняется. Многие поняли, что руководство нашей службы ставит задачу не конфисковать товар (поскольку механизм реализации достаточно сложный), а наполнить бюджет. Вот и в данном случае фирма, поняв необратимость процесса, вынуждена была заплатить в бюджет 2,6 млн. гривен. И даже если дело дойдет до суда, который может принять решение о конфискации имущества, у нарушителя будет хороший козырь: он же сразу признал свою ошибку, уплатил в бюджет все платежи и штрафы. В таком случае правоохранители вряд ли пойдут на конфискацию товара. Кстати, глава Государственной таможенной службы на последней коллегии поставил наш случай в пример: вот так надо работать с нарушителями таможенных правил.

— А план Херсонская таможня выполняет?

— Интересный вопрос. Наверное, не все знают, что одним из условий Международного валютного фонда, который ведет переговоры с Украиной о выделении кредита в сумме почти 15 миллиардов долларов, является требование не доводить планы до таможни. По мнению международных экспертов, доводить планы до таможни по наполнению бюджета невозможно с точки зрения мировой практики: сегодня теплоходы с грузами прибыли, а завтра — нет. Таможня работает по факту. Мы же не налоговая администрация, для которой существует определенный перечень предприятий — им можно планировать. Таможня планировать свою работу не может. Тем не менее, за первых пять месяцев года Херсонская таможня перечислила в бюджет 145,5 млн. гривен налогов и сборов. Да, пока мы работаем по плану. Минфин эти планы с каждым годом увеличивает. В первом полугодии нынешнего года, по сравнению с таким же периодом прошлого, мы сработали с плюсом в 25 миллионов гривен, рост — почти 18%.

— Кстати, с налоговой службой нашей области взаимодействуете?

— Естественно. У нас же в стране два основных органа, формирующих бюджет: налоговая и таможня. На третьем месте — фонд госимущества... С налоговиками у нас полное взаимопонимание. Сейчас вот вместе проводим спецоперацию «Щит». Отрабатываем самые запутанные моменты, в том числе такие, когда импортер не прячет свои грузы на границе, а пытается это сделать внутри страны. И потому очень важен вопрос обмена информацией между налоговой и таможней. У нас достаточно хорошие отношения сложились с нынешним руководством ГНА в Херсонской области. Особых проблем нет. Возможно потому, что в Херсоне не так много предприятий, активно занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Так сложилось, что у нас как бы экспортная область. Соответственно, и экспортная таможня. 90% грузов, которые обрабатывает наша таможня, это экспортные грузы, которые идут через местные порты — зерно, минеральные удобрения, лес...

— Что представляет сегодня Херсонская таможня в структурном плане?

— У нас три таможенных поста: «Херсон-порт», «Каховка», «Скадовск». Самый большой по объему грузов — «Херсон-порт», затем — «Скадовск». Ну и «Каховка», несмотря на то, что там 10 человек работают, себя оправдывает. Поскольку там есть 6—7 достаточно мощных предприятий, которые хорошо работают и отправляют свою продукцию на экспорт.

— И все же количество нарушений таможенных правил уменьшается?

— Такая тенденция наметилась. К примеру, в мае мы зафиксировали 34 нарушения, а с начала года возбудили два уголовных дела по контрабанде исторических и культурных ценностей.

— Таможня сообщила об остановке контрабанды. Но, может быть, товар просто стал завозиться через пропускные пункты с более слабым контролем?

— Контрабандисты будут стараться построить новые схемы. Один из вариантов — переориентироваться на пункты пропуска, где, по их мнению, контроль слабее. Но это иллюзия. Нынешнее руководство Гостаможни недвузначно дает понять, что все тайное становится явным, ведь известно, что ни одно контрабандное перемещение не происходит без участия таможенника или пограничника. Если таможенник знал, что за такое действие не понесет наказания и еще подзаработать сможет, то он этим регулярно пользовался. Теперь эта система сломана.

— В таможне существует служба внутренней безопасности?

— Одно из новшеств руководства таможенной службы — объединение кадрового подразделения и подразделения собственной безопасности. Руководитель этого подразделения — номенклатура председателя Гостаможни, то есть назначается его приказом. Это сделано с целью эффективного выявления коррупционных моментов внутри таможни.

— У вас существуют так называемые группы риска?

— Может быть, и не звучит так громко — группа риска, но в любом случае подбор кадров ужесточился. Если 15 лет назад в Херсонской таможне мог работать, скажем так, любой желающий, то сегодня к нам на работу приходят только выпускники Академии таможенной службы. Это люди подготовленные, пять лет учились таможенному делу.

— В академию может поступить любой желающий или по направлению таможни?

— Никаких ограничений. Мы даем рекомендацию на учебу разве что жителям сельской местности. В нашей таможне создана специальная комиссия, которую возглавляет мой заместитель. Выпускники школ, которые хотят получить нашу рекомендацию, проходят собеседование. Бывает, что и отказываем в рекомендации.

— Ну а после учебы молодые специалисты возвращаются к вам?

— Академия трудоустраивает всех своих выпускников и не обязательно в Херсонской таможне. В этом году к нам приходят ее 10 выпускников.

— Реорганизация не планируется?

— В связи с увеличением нагрузки расширяется отдел таможенной стоимости и классификации товаров. Если три года в нем работали три человека, то сейчас — восемь. И нагрузка растет. Увеличивается она и на службу по борьбе с контрабандой. Сегодня уже практически на выходе в Верховной Раде новый закон об оперативно-розыскной деятельности, в котором предусмотрено право таможенной службы заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Этого мы постоянно добивались, поскольку на сегодняшний день в Европе всего одна страна — Украина, таможня которой не имела права заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Изменения в законодательстве приведут к коренным изменениям в борьбе с контрабандой. Понятно, что предстоит подготовить и специалистов для оперативно-розыскной деятельности.

— Что такое «электронная таможня»?

— Это будущее всей таможенной службы. Сегодня, чтобы оформить любой груз, предприниматель должен найти брокера, брокер должен подать декларацию в таможню, а в этой декларации — больше 50 граф, которые надо заполнить на основании каких-то документов. И все эти документы должны быть приложены к декларации. Представьте себе этот ворох бумаг. Придет время, когда вся информация будет заложена в компьютер. В этом плане уже многое сделано, и Украина здесь несколько опередила другие страны Европы: у нас созданы информационная региональная таможня и департамент статистики. В одной таможне уже идет эксперимент. Понятно, что это вопрос не завтрашнего дня. Необходимо кадры подготовить. Но это будет. И мы придем к тому, что декларацию можно будет отправлять на электронный адрес. Конечно, это добавит работы службе по борьбе с контрабандой, но в любом случае будет переформатирование всей таможенной службы. Оперативность работы возрастет на тысячу процентов.

Автор: Анатолий ЯИЦКИЙ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013
Перейти на повну версію сайту