Херсонцы уже подметили: чем ближе выборы в органы местного самоуправления, тем больше политиков вспоминают о проблеме с подачей воды по графику. И обещают наладить в городе бесперебойное водоснабжение, как только доверчивый электорат выберет их в мэры. Смущает, правда, что щедрые раздатчики этих обещаний в системе коммунального хозяйства не работали ни дня и о работе горводоканала имеют примерно такое же «глубокое» впечатление, как знатный свиновод дид Панас об алхимии. А возможно ли на самом деле постоянно подавать воду в квартиры горожан, и что для этого потребуется? Об этом наш корреспондент беседует с по-настоящему компетентным специалистом—лидером общественного объединения «Херсонцы», членом постоянной депутатской комиссии Херсонского облсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, экологии и рационального использования водных ресурсов и бывшим заместителем мэра Херсона Аленой РОТОВОЙ.
«Деньги стояли на пороге»
— Алена Ильинична, как же так получается, что Херсон стоит у воды, и в то же время хронически страдает от безводья?
— Водоснабжение для меня — больная тема не только потому, что я живу в этом городе, и проблемы с питьевой водой затрагивают мою семью точно так же, как и тысячи семей моих земляков. Именно с попыткой ликвидировать эту проблему и связан мой конфликт с действующим городским головой, завершившийся уходом из мэрии. Будучи назначена заместителем мэра по коммунальному хозяйству, я четко понимала: главная проблема нашего гор-водоканала — не дефицит запасов пресной воды и не ржавые трубы, а инвестиции для того, чтобы модернизировать это сложное хозяйство, и обеспечить его нормальную работу. Еще в 2003 году у нас был шанс эти инвестиции получить: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предлагал льготный кредит на 14,5—17,5 миллиона евро с отсрочкой платежей именно на реконструкцию системы водоснабжения и канализации. Запорожье и Херсон были одними из первых городов Украины, где развернулась подготовка к заключению такого договора. Это была сложная работа под эгидой Министерства жилищно-коммунального хозяйства Украины, которая заняла год с лишним. Бесконечные командировки, учеба, подготовка к успешному визиту в Херсон директора ЕБРР вроде бы принесла свои плоды: пакет документов о предоставлении кредита был готов, и его предстояло передать в Верховную Раду Украины для ратификации.
— А там он и увяз, как это часто бывает...
— Не угадали! Вы удивитесь, но все планы рухнули именно в Херсоне. О том, что произошло на самом деле, даже сегодня мало кто знает. А было так: городской голова Владимир Васильевич Сальдо в одностороннем порядке прекратил работу над согласованием условий о выделении кредита Европейского банка реконструкции и развития. Проект не дошел до ратификации в парламенте просто потому, что наш мэр в МинЖКХ лично заявил о том, что брать этот кредит не намерен. В чем же была загвоздка? А в том, что одним из условий предоставления займа было назначение международного оператора, которому предстояло контролировать расходование средств ЕБРР. Тендер на право аудита тогда выиграла крупная французская фирма, представители которой должны были непосредственно в Херсоне «мониторить» не только движение кредитных средств, но и расходование собственных средств горводоканала. Услышав об этом от меня, Владимир Васильевич в узком кругу сказал: «Раз мы не участвуем в освоении средств, значит, с водоканалом разберемся сами, и найдем тех, кто нам в этом поможет». Вот с тех пор так безуспешно и ищем. Деньги стояли на пороге Херсона и с порога же ушли. А Запорожье тем временем получило уже четвертый льготный кредит ЕБРР, успешно решая проблемы не только с канализацией и очистными, но и с теплом.
— Вы не пытались переломить ситуацию?
— После того, как Сальдо разругался с министерством, там вообще перестали понимать, что происходит в Херсоне. Я в глазах киевских чиновников выглядела просто как дура, которая больше года занималась непонятно чем. В Киеве мне поневоле приходилось отвечать на издевательские вопросы типа: «Вы там в Херсоне как, вообще с головой дружите?». Моя репутация очень серьезно пострадала, да и наш областной центр с подачи Владимира Васильевича получил «черную метку» города, с непредсказуемыми властями которого лучше не связываться. Работать, имея на выходе ноль, я не привыкла, поэтому из горисполкома ушла.
«Взять монстров за одно место»
— Украинские предприниматели иной раз представляют вожделенный льготный кредит эдаким «архимедовым рычагом», с которым весь мир перевернуть можно. Но любые деньги могут быть потрачены впустую, если не иметь четкого представления о том, что нужно делать для достижения цели. Лично вы знаете, что необходимо для того, чтобы в квартирах и домах херсонцев краны каждый день не пересыхали?
— Тут главное выделить несколько ключевых задач. Херсон не качает воду из реки, а поднимает ее из подземных артезианских скважин в резервуары-накопители. В 70-е годы прошлого века работающих скважин было 364, и тогда вода в квартиры подавалась именно круглые сутки, а не по графику — который, к слову, постоянно нарушается. Теперь и резервуары, и предельно изношенные сети постоянно протекают, и каждый день в грунт уходят десятки тысяч кубометров качественной воды. Этого количества с лихвой хватило бы, чтобы весь Таврический жилмассив никаких перебоев с водопроводом не ведал. Заменить трубы и резервуары, устранить колоссальные потери воды — и получаем резерв, который практически полностью покрывает нынешний дефицит воды. Второй этап — «переучет» источников водоснабжения. Сегодня горводоканал пользуется 70—80 артезианскими скважинами, а остальные либо затампонированы, либо не эксплуатируются или переданы в частные руки. Я не ошибусь, если скажу, что десятки скважин какими-то темными путями оказались в собственности местных предприятий, которые после этого платить городу за воду перестали. Как на них получали документы о праве собственности, это отдельный вопрос, но результат очевиден — от значительной части потенциальных доходов коммунальное предприятие отрезали. Сейчас ПУВКХ собирает 22—25 миллионов гривен платежей ежемесячно, а возвращение незаконно «прихватизированных» скважин вместе с пользователями дало бы прибавку еще в 9—10 миллионов гривен. Вот вам те дополнительные финансовые ресурсы, которые «днем с фонарем» безуспешно ищет нынешнее руководство Херсона, гордо отказавшееся от кредита EБРР.
— Однако новые хозяева бывших городских скважин все равно пользуются городской канализацией и платят за эту услугу?
— Что-то они, конечно, платят, но насколько суммы платежей соответствуют настоящим объемам стоков, вам никто не скажет. Права доступа на эти предприятия работники горводоканала уже не имеют, контрольных счетчиков «на выходе» сточных труб в общую систему у него нет, за редким исключением. Я поднимала этот вопрос в областном совете, требовала расследовать ситуацию, так лоббисты из числа моих же коллег-депутатов всполошились, замяли тему, да еще меня «городской сумасшедшей» выставили. Ведь никто не может поручиться, что в этих «бесконтрольных» стоках не плавают ртуть и радиоактивные вещества. Когда перед очередным повышением цен на услуги ПУВКХ рядовых потребителей уверяют, что они платят по минимуму, а основную финансовую нагрузку несут предприятия, мы должны понимать — нам говорят далеко не всю правду. Одни предприятия и впрямь безропотно переплачивают за воду и стоки, а другие любыми путями уклоняются оттого, чтобы разделить бремя расходов со всей общиной. Сотрудникам горводоканала не дедушек с бабушками надо преследовать, которые стоки из своих домишек в ливневку отводят, а в первую очередь набраться смелости, и взять «за одно место» бизнес-монстров, которые махинации с водой и фекальными водами превратили в выгодный бизнес. Извлечь из небытия скважины наладить грамотный учет стоков, и денег на счету ПУВКХ сразу прибавится.
«Цена вопроса — 20 миллионов»
— Сколько, по-вашему, нужно средств и времени для налаживания бесперебойного снабжения Херсона качественной и безопасной водой?
— С учетом того, что состояние сетей за последние годы сильно ухудшилось, на модернизацию водоканализационного хозяйства города необходимо около 20 миллионов евро в эквиваленте. Некоторые херсонские политики обещают и деньги найти, и реконструкцию за год завершить. Я ним отношусь, как к дешевым трепачам. Опыт подсказывает, что подготовка к получению кредита от какой-либо серьезной международной донорской структуры займет не менее года, и еще столько же понадобится на перекладку сетей да замену проржавевших резервуаров-накопителей.
— А как Вы относитесь к идее прокладки технических водоводов из Днепра к крупным предприятиям Херсона для экономии питьевой воды?
— Как к бредовой!
— Почему?
— Городские власти, наверное, могли бы согласовывать такие проекты, как альтернативные, но от их реализации он потеряет. Чем меньше объемы потребления услуги, тем меньше доходы горводоканала. И что в конце? А в конце ПУВКХ останется с теми же бабушками и дедушками, которые выживают на пенсии да субсидии. Нельзя такое допускать! Херсон всегда развивался вместе с теми предприятиями, которые здесь работают, и не может быть так, чтобы город существовал сам по себе, а заводы и фабрики — сами по себе. И если кто-то из них устраняется от совместного решения проблем того же водоканала, оплачивая «спокойную жизнь» взятками в карманы чиновников из мэрии, то ни к чему хорошему для городской общины это тоже не приведет. Да и многие честные предприниматели уже это поняли — они считают, что город пора самим вытаскивать из грязи, не надеясь на чужого дядю. А моя позиция была такой всегда.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |