Если для городских дорог у измученных автолюбителей Херсона еще остались какие-либо характеристики, то в основном матерные. И я полностью разделяю их негодование, поскольку сама испытала все «прелести» экстремальной езды по нашим улицам. У меня вот уже третий год очень удобная и экономная малолитражка «Хонда Цивик», которую легко припарковать в любом месте. Однако осадка у этой иномарки низкая, и зимой по сугробам ей было вообще не пройти — стояла на приколе. Весной рискнула выкатить легковушку из гаража, и начались «скачки» по ямам! Четыре раза из-за них попадала в мелкие аварии, бампер зацепила, ходовую повредила и в конце концов перевезла машинку на свою дачу в Забарино. Оказалось, что по проселочным дорогам Голорристанского района на ней передвигаться легче и безопаснее, чем по «асфальтированному» областному центру.
Артель «Напрасный труди
Мне горько видеть, в какое месиво грязи и гравия за последние годы превратилась проезжая часть херсонских улиц. Очень жаль и хозяев таких дорогих сейчас машин, которые за несколько лет такой эксплуатации разбиваются в хлам. Но еще горше сознавать, что деньги налогоплательщиков, на которые городские дороги будто бы восстанавливают, без всякого толку каждый год закапывают в землю. Ведь ремонт проезжей части у нас напоминает какую-то дурацкую артель «Напрасный труд». Не успеет одна фирма заново положить и укатать покрытие, как следом за ней десять других принимаются ломать асфальт и рыть новые траншеи. То водопроводные сети прохудились и до них надо добраться, чтобы трубы поменять, то подземная теплоцентраль лопнула и надо ее заварить, то хозяин новенького частного кафе тянет поперек дороги канализационную ветку к туалету для клиентов. В девяти случаях из десяти новый кусок асфальта появляется поверх канав только через три-четыре месяца, так что и «отремонтированные» дороги вскоре опять становятся труднопроходимыми даже для пешеходов, не говоря уж о несчастных водителях. И когда закончится это вечное коммунальное б...дство, никто сказать не может.
Две местные фирмы, которые из года в год стабильно выигрывают подряды на ремонт дорог Херсона, разнообразием услуг нас не балуют — положили асфальт, выдали (или не выдали) на него гарантию и баста: пожалуйте денежки из бюджета. Если покрытие ломают для замены какой-то подземной трубы, они за это ответственности не несут и восстанавливать его не обязаны. А коммунальщики, которые прокопали траншею, тоже могут волокитить с оплатой асфальтирования, сколько душе угодно, и никто их за это к ответственности не привлекает. «Крайними», как всегда, остаются автолюбители, каждую минуту рискующие на своей машине провалиться в какую-нибудь предательскую воронку или влететь в аварию, лавируя между ямами на проезжей части.
Концессия на улицу
Город и горожане прямо заинтересованы в том, чтобы фирмы-подрядчики не только получали деньги налогоплательщиков за конкретный ремонт, но и несли постоянную ответственность за нормальное состояние транспортных магистралей в целом. Будучи заместителем мэра Херсона, я еще в 2003 году предлагала внедрить у нас опыт Донецка по заключению с такими фирмами концессионных договоров. То есть заключившая его подрядная организация выигрывает тендер и берет на себя гарантийное обязательство на протяжении нескольких лет содержать в порядке проезжую часть, например, улицы Перекопской. Перед тем, как выковыривать на Перекопской очередную ямку, любой бизнесмен или коммунальщик тоже будет обязан получить разрешение у концессионера и оплатить ему расходы на восстановление дорожного покрытия. На эти деньги и асфальт можно было бы восстановить без задержки, и кое-что отложить на будущие ремонты, чтобы содержать дороги казне было бы менее накладно. В условиях концессионных отношений за определенную магистраль полностью отвечало бы одно предприятие. А в Херсоне с этим сегодня сущий кавардак: один подрядчик убирает проезжую часть, второй ремонтирует, третий трубы под асфальтом меняет. Бордюры у тротуаров где есть, где нет, люки на колодцах подземных коммуникаций какой угодно высоты и каких угодно размеров — сам черт не разберет, кому какая «амбразура» принадлежит. Введение концессий позволило бы навести порядок на улицах, но после моего ухода из горисполкома эта идея так и заглохла. А в Донецке концессионные проекты успешно развивают, благодаря чему тамошние автолюбители имеют возможность спокойно ездить по улицам. Может, в Донецке налогов больше собирают. Но, по-моему, куда важнее то, что донетчане выбрали себе в горсовет таких депутатов, которые научились грамотно тратить бюджетные деньги, а херсонцы с этим «пролетели», как старый «Запорожец» по разбитой Перекопской. Умный, как известно, копейкой распорядится лучше, чем дурак — миллионом. Или хаос на дорогах кому-то в Херсоне выгоден?
Непроезжие проезды
А самое главное, что под опеку предприятий-концессионеров можно было бы сдать и внутренние проезды к домам. Сегодня за них вообще никто не отвечает — ни дорожно-эксплуатационные предприятия, ни ЖЭКи, ни жильцы. Ремонтировать их тоже некуда, поэтому подступы к многоэтажкам Херсона перекрывают уже не ямы, а сплошные котлованы, через которые и машинам «неотложки» не перебраться! Врачи останавливают транспорт с красным крестом на дальних подступах к дому, и бредут на вызов пешком, теряя драгоценные минуты. А вы представьте, что за эти минуты в квартире на девятом этаже от сердечного приступа умирает ветеран, которого можно было бы спасти, если бы помощь подоспела вовремя.
Общественная организация «Херсонцы», которую я возглавляю, из месяца в месяц получает от горожан неимоверное количество жалоб на плачевное состояние внутридомовых проездов. Учитывая, что это действительно «вопрос жизни и смерти», мы сумели найти спонсоров и организовать ремонт таких проездов уже в 114 домах на улицах Патона и Шенгелия, Дорофеева и Черноморской, Лавренева и Благоева, Ильича и 40 лет Октября. Эта работа ведется еще с октября прошлого года, и мы довольны, что перед выборами примеру «Херсонцев» последовали некоторые местные политики, намеревающиеся участвовать в намеченных на осень выборах в органы местного самоуправления. Спохватились они, конечно, поздновато, но лучше уж поздно, чем никогда.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |