Кто-то сказал, что собаки – это последние ангелы, которые остались с нами на Земле, чтобы охранять нас, преданно и бескорыстно любить, учить милосердию и добру. Считается, что эти животные как вид появились около 12 тысяч лет назад. Во времена войны и мира, в бедности и богатстве, в научных исследованиях, искусстве, охоте, спорте – везде собака сопровождала человека, находилась с ним рядом. Один английский философ, воздавая им должное за такое постоянство, назвал их “почетными человеческими существами.”
Собака – единственное животное, без сопротивления подчинившееся власти человека. И это была дружба на равных, основанная на общем интересе – охоте. Человек и собака были настолько близко связаны, что в некоторых удаленных деревнях Парагвая и Перу до сих пор щенков, потерявших мать, вскармливают женщины. В Древнем Египте они были предметом культа, им ставили надгробия, писали эпитафии. Человека, который убил собаку, подвергали жестоким телесным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по отношению к этим животным карали и смертью (мудрые люди были эти древние египтяне – авт.).
Законы Персии определяли собаку как “сторожа стад и защитника человека. ” В давние времена, когда не принято было часто мыться, собаки уничтожали паразитов на теле хозяина, согревали ноги молящихся в холодных церквах и животы страдающих от несварения желудка. В Шотландии они вращали жернова мельниц, а на Дальнем Востоке – “священные цилиндры” в монастырях. Немецкие овчарки доныне помогают обнаружить небольшие утечки газа из газопровода на глубине больше одного метра, служат в армии и милиции. В самом начале 20 века эти животные пользовались огромной популярностью, их изображения были везде: на открытках и почтовых марках, посуде, картинах и гобеленах, их фарфоровые статуэтки украшали самые изысканные гостиные. В 1943 году, когда отступали советские войска, их неотступно сопровождали собаки: животные не хотели покидать тех, кто делил с ними последнее. А сколько известно случаев, когда они (причем, и самые что ни на есть беспородные) жертвовали своей жизнью, защищая хозяина.
Какие же страшные и необратимые изменения должны были произойти в человеке, чтобы он стал настолько жестоким и равнодушным к страданиям живого существа, – единственного, никогда не способного предать. До какого уровня должны дойти дебилизация и цинизм, моральное уродство существа, гордо именующего себя “венцом природы”, чтобы со спокойной совестью (впрочем, этим “человекоподобным” вряд ли знакомы такие понятия, как честь, совесть, порядочность, доброта, милосердие) давать распоряжения об убийстве невинных животных. О смерти жестокой и мучительной, ибо любой ветеринар скажет, что вакцина, которой “усыпляют” животное, заставляет его мучиться от страшного медленного удушья, хотя тело внешне и выглядит неподвижным. Я не говорю уже о тех моральных уродах – садистах, “приводящих в исполнение” подобное, и часто проявляющих “инициативу” и наслаждающихся видом страданий.
Возле нашего многоквартирного дома иногда появляются бездомные собаки разных возрастов, выброшенные “за ненадобностью.” Я слышала, как один такой горе-хозяин говорил приятелю:“Собака вже старий, не гавкав, тільки харчі переводив, я його завіз.” Каюсь, представив отчаяние животного, состарившегося на “хозяйской” цепи и брошенного на верную смерть, я пожелала хозяину такого же итога жизни. Но заметила такую закономерность: независимо от моих пожеланий люди, проявившие жестокость по отношению к животным, практически всегда бывают наказаны.Так, женщина,отравившая раздражавших ее собак в микрорайоне, вскоре сломала ногу, а ее сын лишился жилья за долги. Подобные неприятности постигли и других известных мне “борцов с заразой”.
В детском саду одного из райцентров Херсонщины несколько лет назад появилась небольшая черная с рыжим собачка. Сначала она пряталась в кустах, боялась подходить к людям и даже не лаяла – очевидно, была очень напугана. Кроме того, у нее были приступы, похожие на эпилептические – наверно, кто-то сильно избил. Ее стали подкармливать, жалеть и постепенно Жулька стала оживать. Она была очень приветливой и деликатной собачкой – никогда не приставала и ничего не выпрашивала, а смотрела всегда извиняющимся взглядом: простите, дескать, что я здесь, идти-то мне некуда. Она стала снова доверять людям и даже начала иногда лаять, поверив, что это ее дом и его надо защищать. Она жила там несколько лет, пока не пришла новая заведующая, решившая немедленно избавиться “от дряни”. Нянечки со слезами рассказывали, что когда появился “усыпитель”, Жулька в первую минуту просто окаменела на месте – она все поняла! Потом жалобно заскулила и пыталась спрятаться, но не смогла убежать на своих коротеньких лапках…Во второй (и на этот раз последний ) раз она разочаровалась в Человеке.Та заведующая, кстати, вскоре лишилась своей должности.
А сколько таких Жулек, Белок, Найд, Чернышей вокруг нас. Вы заглядывали когда-нибудь в их глаза? Я – не могу, потому что в них – постоянная надежда, и не только на еду. Ведь каждая ждет любви и ласки, хочет иметь хозяина, верно служить ему и защищать, и стоит только чуть пристальнее посмотреть, как животное побежит за вами с радостью: вот он, хозяин, нашелся! А вы не можете забрать его с собой, и собака, поняв это, уходит – медленно, опустив голову. И видеть это невыносимо.
А еще сколько таких, что, до конца испытав на себе “общение” с недочеловеками, смогли пересилить в себе заложенную веками тягу к службе ему, и , возненавидев всю человеческую породу, стали нам мстить. Ведь не только голод собирает собак-маргиналов в стаи...
В цивилизованных странах нет бродячих животных, у нас же они – на каждом шагу. И расправляются с ними с совершенно неоправданной жестокостью и безразличием. Вывод напрашивается сам собой, ведь по отношению к животным судят об отношении государства к людям. Воистину: “Чем больше я узнаю людей, тем сильнее люблю собак...”
Иржи Марек в книге “Собачья звезда Сириус” пишет, обращаясь к своему псу : “Куда ты бежишь, дурашка? Впрочем, я отлично знаю, что бежит он, опередив меня, туда же, куда медленно и неотвратимо иду и я.” А у христиан есть молитва к Ангелу-хранителю: “Ангел-хранитель мой, идем со мной, ты – впереди, а я – за тобой.” Вам ни о чем это не говорит?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.018Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |