Валерий Валериевич Литвин ушёл с поста начальника горотдела Херсона подполковником милиции, а вернулся генерал-майором и начальником УМВД. Никто, даже он сам, не мог предположить такого поворота событий
Милиционер Литвин стоял под дулом автомата (в 1996 году он «успокаивал» жителя Новой Каховки, хотевшего расстрелять свою собственную семью), через месяц после Чернобыльской трагедии провел 102 часа возле взорвавшегося реактора, боролся С бандитизмом в страшные 1990-е. Считает, что милиция обязана быть вне политики и работать в ней должны романтики, а не мздоимцы.
- Валерий Валериевич, не секрет, что в последнее время из органов внутренних дел уволилось значительное количество специалистов, которые могли бы еще продолжать работать и учить молодежь. С чем это, на ваш взгляд, связано?
- Такой отток кадров связан с неоправданными слухами о новой пенсионной реформе, с недопустимо низкими пенсиями и выдвинутыми жесткими рамками ограничений сумм пенсий для милиционеров согласно их званиям и занимаемым ими должностям. Никто, имея 20-30 лет оперативного стажа, не захочет получать пенсию максимум до тысячи гривен. Поэтому и пошёл большой отток милицейских кадров.
- В каких пределах милиция Херсонщины финансируется из государственного и местного бюджетов? Достаточно ли этих средств для организации эффективной деятельности милиции?
- Милиция, к большому сожалению, а нашей области, как и по всей Украине, финансируется примерно на 40% от необходимого. Херсонская милиция получает деньги только из государственного бюджета и исключительно на 'самые жизненно необходимые статьи: зарплаты, выходные пособия, командировочные, оплата коммунальных услуг. На всё остальное мы вынуждены искать средства «на стороне». Только сейчас облсовет одноразово выделил нам 500 тысяч гривен на материальное обеспечение.
- Какова реальная зарплата сотрудника милиции первого года службы? Соответствует ли она общественной значимости выполняемой им работы, моральной и физической нагрузкам?
- К сожалению, зарплата новоиспеченных офицеров милиции -в среднем около 1,5 тысячи гривен. На такие деньги в Херсоне с большим трудом можно просуществовать, но не прожить. А вот для Киева такая зарплата — просто катастрофа! Снять комнату «с хозяйкой» в Херсоне стоит примерно 500 гривен. А в Киеве за эту сумму угол в прихожей на коврике не снимешь. Но человеку нужно еще и покушать, и коммунальные услуги оплатить, и одежду и обувь купить. Как правило, у лейтенантов и старших лейтенантов рождаются дети, и содержать ребенка на такую зарплату просто нереально. Отсюда и разводы, что сразу сказывается на качестве работы. Поэтому и уходит молодежь из милиции: нагрузки сумасшедшие, а оплата — мизерная. Министр внутренних дел Могилев встречался с Президентом Януковичем и обсуждал вопрос повышения зарплаты для милиционеров. Потому что из всех, кто носит погоны, милиция больше всех загружена и меньше всех получает денег. Президент пообещал существенно увеличить и зарплату милиционерам, и материальное обеспечение. Вообще, тот, кто идет работать в милицию, должен понимать, что больших денег он там честным путем никогда не заработает. Настоящий милиционер может только получить приличную пенсию в молодом возрасте. Зато потом как отличный специалист имеет возможность устроиться на высокооплачиваемую должность. Например, в службу безопасности банка или других богатых организаций и фирм. Там его опыт оперативника будет оценен по достоинству.
- В средствах массовой информации значительные объемы финансирования органов внутренних дел за счет спонсорских средств названы «узаконенным рэкетом». Не подразумевает ли спонсирование ОВД автоматических преференций спонсорам? Ведь мы живем далеко не в альтруистические времена... Каково ваше отношение к этому? Способна ли милиция в данное время существовать без спонсоров?
- Начну с ответа на последний вопрос: прискорбно, но и сейчас милиция не способна существовать без спонсирования. Я считаю спонсорскую помощь для милиции абсолютным абсурдом! Милиция и армия охраняют государство и их должно полностью содержать только государство, они не должны искатьу спонсоров средства к существованию. Так и было в советское время. Но времена резко изменились, нужно было выживать в новых условиях, переписывать законодательство, соответствующее реалиям того времени.
Когда статьи о спонсорской помощи внесли в Закон «О милиции» в 1990-е годы, это было оправдано: разруха, зарплаты не платили, обо всём остальном снабжении милиции не было и речи. Тогда ныне покойный министр внутренних дел Юрий Кравченко и предложил новый проект закона, в который были включены статьи о спонсорской помощи милиции. Он был утвержден Верховной Радой. Но со временем у некоторых милиционеров в сознании стерлись границы между спонсорской помощью и «крышеванием». И государственный карман они перепутали со своим. Я хочу сказать, что некоторые молодые люди идут в милицию не преступления раскрывать, а деньги зарабатывать. А должно быть наоборот. Кроме того, в том же Законе «О милиции» четко прописаны правила получения спонсорской помощи. И мы будем жестко контролировать и проверять оказанную помощь спецподразделениями МВД и отделом внутренней безопасности (ОВБ). Каждая копейка, полученная извне, будет идти на благо милиции, чтобы не говорили об «узаконенном рэкете». Времена, когда милиция массово «крышевала» бизнесменов, практически ушли в тень. Бизнес давно легализировался. И «раскрутить» кого-либо на оказание спонсорской помощи не так уж и просто. Те же потенциальные спонсоры легко могут написать заявление в ОВБ на любого руководителя милицейского подразделения о вымогательстве. И такому «искателю» спонсорской помощи потом не позавидуешь: вместо неё он получит «браслеты» на руки и пойдет под суд как взяточник. Сегодня всю спонсорскую помощь оказывают в основном друзья, как правило, не нуждающиеся в милицейской «крыше».
- Несколько лет назад расследование убийств из подследственности прокуратуры перешло в милицию, при этом штат следователей не увеличился. Не так давно была значительно уменьшена сумма материального ущерба, необходимого для возбуждения уголовного дела. Это повлекло за собой увеличение количества зарегистрированных преступлений более чем в три раза. При этом штат оперативников снова не увеличился, не улучшилось и техническое обеспечение. Способны ли милиционеры эффективно работать в таких условиях?
- Начнем сначала: когда убийства были в подследственности прокуратуры, по моему мнению, было намного лучше работать, потому что быстрее и легче получали санкции на обыски и аресты, а, следовательно, и оперативность раскрытия тяжких преступлений была намного лучше. Теперь функция прокуратуры сведена к контролю за соблюдением законности возбуждения уголовного дела, а санкцию на обыск или арест должен дать судья. Радует одно: судейский корпус идет навстречу милиции. Есть уже дежурные судьи, которые выдают санкции. Я уверен, что пройдет максимум год — и все три ветки власти сработаются, оперативность раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений постепенно восстановится.
Что касается повышения эффективности работы милиционеров: 90% времени «опера» и следователи тратят не на поимку преступников, а на составление, по сути, никому, кроме МВД, не нужных отчетов, набивая свои папки неоправданным объемом «бумагомарания». Сейчас «с подачи» Департамента уголовного розыска будет значительно уменьшен объем всяческой «писанины» и существенно увеличено техническое обеспечение оперативников и следователей. Например, допросы будут записывать на видеокамеры и диктофоны, и эти записи будут храниться в файлах компьютеров. И то время, которое милиционер тратил на составление отчетов и рапортов, будет использовано на поимку преступников. Так при том же количестве милиционеров будет существенно увеличена эффективность их работы.
- По ряду не зависящих от милиции причин в областном центре до сих пор недостроен изолятор временного содержания (ИВС) возле Днепровского райотдела милиции. Какие меры будут приняты, чтобы ИВС в городе всё же был? Тем более что планируется создание УВД города Херсона. И будут ли условия содержания в нем соответствовать международным нормам?
- От сумы и от тюрьмы зарекаться никому нельзя. Подозреваемых и арестованных людей по закону лишают только свободы, но не всего остального! Я считаю, что соблюдение прав человека должно быть наделе, а не на бумаге. И за решеткой люди должны жить в человеческих условиях, а не спать по очереди на деревянных нарах. Их обязаны хорошо кормить, в камерах должны быть душ с горячей водой, туалет. Зимой должно быть тепло, а летом — прохладно. Медицинская помощь должна быть оказана человеку в полном объеме и, если нужно, то обязаны пригласить специалистов узкого профиля на консультацию. Человек и за решеткой должен чувствовать себя человеком, а не загнанным в угол зверем. По каким причинам недостроен ИБС в городе — я разбираться не буду. Я обещаю, что до конца года ИВС в Херсоне будет! И будет он европейского качества. К тому же мы планируем построить ИВСы хотя бы один на два областных райотдела в следующем году.
- Что, по вашему мнению, необходимо сделать для повышения престижа службы в милиции?
- В первую очередь психологи обязаны дать заключение: парень или девушка идут в милицию ловить преступников или пользоваться властью в корыстных целях? И последних просто не принимать на работу. Конечно, снабжение милиционеров должно быть не на 40%, а на 100% государственное. Нужно вернуть в полном объеме все льготы и усиленными темпами строить квартиры для милиционеров, а сельским участковым давать бесплатно дома с условием, что они честно отработают лет 20 на благо закона. Зарплата должна быть такой, чтобы у молодежи не возникало желание её потерять. Премии за раскрытые преступления тоже должны быть гораздо выше. И, чтсгсамое главное, — не заставлять милиционеров искать спонсоров! Тогда и коррумпированность правоохранителей резко снизится.
От себя хочу добавить: милиционер должен быть образцом для подражания. И предупреждаю: если мой подчиненный в нетрезвом виде сел за руль и, не дай Бог, совершил ДТП, он будет немедленно и с позором уволен из милиции, несмотря на звание и занимаемую должность. Даже если он будет моим первым заместителем или начальником любого управления или райотдела. Выпил — вызывай такси!
- Как вы, Валерий Валериевич, будете решать проблему «кадрового голода» в херсонской милиции?
- Сейчас сложный и переломный период работы в милиции. Но тем не менее коррупционеров в милиции я не потерплю. Зато с удовольствием восстановлю на работу профессионалов с хорошей репутацией. А выпускников будем учить работать.
- Здоровья и оперативной удачи вам, генерал Литвин, в родном крае на этом нелегком посту!
Досье
Генерал-майор Валерий Литвин родился 20 февраля 1964 года. В 1990 году закончил Одесскую специальную среднюю школу милиции и стал работать участковым инспектором Бериславского райотдела Херсонщины. С 1991 года — оперативник уголовного розыска Бериславского райотдела. С1993 года — заместитель, а потом и начальник Бериславского «угро». С 1996 года -начальник криминальной милиции Бериславского райотдела.
В 1997 году окончил Национальную Академию внутренних дел по специальности «Правоведение». Получил должность начальника Новокаховского горотдела, затем — начальника Суворовского райотдела Херсона, начальника городского отдела Херсона. В 2003 году возглавил УМВД в Ялте. В сентябре 2003 года Валерий Литвин стал начальником УМВД Украины в Винницкой области и 20 декабря 2004 года получил звание генерал-майора милиции.
С 2005 года он руководил транспортной милицией Южной железной дороги и криминальным блоком транспортной милиции МВД. Весной этого года Валерий Валериевич возглавил Департамент уголовного розыска МВД.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |