Сразу представлюсь читающим эти «мысли вслух» — для большего понимания и, по мере возможности, большего доверия мне, делящейся этими мыслями. Я очень не хочу, чтобы, дочитав эту статью до конца и увидев, что подписана она женщиной, читатели, особенно мужчины, буркнули: всё ясно, баба за бабу агитирует
Какая-нибудь ротовская подружка... Так вот, представлюсь: я — бывшая херсонка, сейчас живу в Санкт-Петербурге, кандидат наук в области социальной психологии. Уехала из Херсона 6 лет назад, оставив в родном городе половину своего сердца — родителей. Когда жила в Херсоне, Ротову лишь несколько раз на местном телеканале видела — в роли заместителя главы городской администрации по коммунальной линии. Ни о какой дружбе или хотя бы знакомстве с ней и речи быть не могло. Понятно, что, уехав из Херсона, я продолжала, да и сейчас продолжаю, интересоваться теми городскими проблемами (а открыто говоря — бедами), в которых живут мои мать и отец. Изучала и изучаю всю прессу (что-то — в Интернете, что-то постоянно высылают родители) — чтобы быть в курсе происходящего. В том числе обращаю внимание и на публикации о Ротовой. Она, не буду скрывать, еще в годы её работы в органах городской власти импонировала мне своей деловой хваткой (не побоюсь этого «мужского» слова), своим умением «построить» подчиненных, заставить (именно так!) их работать. И еще — и это важно: не хочу быть воспринятой как феминистка, агитирующая лишь по половому признаку за женщину-мэра. Скажу, если бы мне как ученому — психологу и социологу — пришлось рассматривать вашу знаменитую Юлю как кандидата в руководители Херсона, я бы трижды сказала — нет, нет, нет! Думаю, что скорее я бы Алену Ротову в украинский парламент рекомендовала — с её чисто мужским умением делать дело, контролировать, направлять, идти вперед. Ну вот, опять за эталон я взяла при сравнении мужчин. А ведь есть в мире большое количество примеров, когда женщины, заткнув за пояс своих соперников-мужчин, дошли до самых вершин власти. Как бы кто ни относился к процессу эмансипации, нельзя опровергнуть тот очевидный уже факт, что за последние десятилетия роль женщин в мире значительно возросла. Теперь женщины могут быть действительно могущественными деловыми, политическими, общественными лидерами. Давайте вместе заглянем в Интернет.
11 марта 2009 года на круглом столе в столице США I женщины, избранные на федеральные посты и должности в правительствах штатов, рассказывали о своем пути к успеху, пути в большую политику. Они выразили сожаление по поводу того, что в этой сфере общественной жизни по-прежнему главенствуют мужчины. И были правы в своем сожалении! Потому что стоило одной из них — Мадлен Кьюнин — прорваться сквозь мужские козни и амбиции на должность губернатора лишь один раз — и народ потом еще дважды (!) избирал её на эту должность. Что называется, «раскусили» — и не отпустили. Как рассказала Мадлен, въехала, образно выражаясь, в большую политику она, не изобретая каких-то электорально-предвыборных велосипедов. Она была всего лишь — реально и фактически — обеспокоенной матерью. Обеспокоенность была вызвана тем, что её детям по дороге в школу нужно было переходить железнодорожные пути. Мадлен провела кампанию за установку на этом переходе мигающего светофора. Заметьте, термин «обеспокоенный отец» здесь вряд ли мог бы присутствовать. «Думаю, что многие женщины приходят в политику в связи с каким-либо вопросом местного или семейного характера, требующим решения, — сказала Кьюнин. — Ими движет гнев или беспокойство. Необходимо воображение, чтобы взглянуть на вещи по-новому. И нужно быть оптимисткой, чтобы верить в то, что цель достижима, что ты не напрасно бьешься головой о стену».
Еще один пример в пользу женщины на высоком руководящем посту — Кристина Фернандес де Киршнер, ныне действующий президент Аргентины. Ей совсем не просто было прорваться к президентским выборам. Но когда она всё же преодолела предвыборные козни своих соперников (все без исключения — мужчины), то победила на выборах с 20-процентным (!) отрывом.
Но вернемся же в США — и вовсе не потому, что Интернет оказался наиболее богат именно американскими примерами. Просто США для всего мира — символ демократии и символ динамичного развития. При этом и у американских, и у зарубежных аналитиков есть уверенность в том, что во главе угла стабильной демократии и растущего прогресса далеко не в последнюю очередь стоит тот факт, что женщины всё больше и больше берут в свои руки бразды правления.
Итак, в 1887 году Сюзанну Салтер избрали первым в Америке женщиной-мэром. А сегодня более 20% мэров в США-женщины. В1936 году Дж. Гэллап спросил американцев: «Вы проголосуете за женщину-кандидата в президенты, если она будет иметь соответствующую квалификацию?» 65% опрошенных ответили — «нет». Но уже в 2000 году около 90% респондентов ответили на этот вопрос положительно.
Сейчас на Капитолийском холме слабый пол в силе: в Палате Представителей председательствует Нэнси Пелоси — третья в списке тех, кто может возглавить страну в случае смерти президента.
Её «коллегам» по полу принадлежит 87 мест (16,3%) в Палате, и 16-в Сенате (16%).
Женское влияние ощущается и на более низких ступенях власти. Они служат губернаторами в 9 штатах из 50. В 2002 году их было 5. В 2007 году вице-губернаторами были 11 женщин. В парламентах штатов они занимают 23% мест. А кое-где вообще взяли всю полноту власти. Так, в Аризоне в 1998 году 6 высших постов — губернатора, председателя Верховного суда штата, секретаря штата, генерального прокурора, казначея и главного государственного инспектора — заняли женщины.
Наверное, ни для кого не секрет, что на выборах активнее всего за женщину голосуют женщины — из любому понятной солидарности (у мужчин, кстати, она даже близко не присутствует). И не машите, не машите пренебрежительно рукой, дорогие мои мужчины! Не ехидничайте — куда там домохозяйкам! Могущество домохозяек не стоит недооценивать. Американская маркетинговая компания Target Market выяснила, что когда семья принимает решение о покупке автомобиля, компьютера, мебели, недвижимости, ценных бумаг и так далее, в 80% случаев решающим бывает мнение женщины. Думаете, в Украине иначе?
Женщина уверенно заняла свое место в американской политике, продемонстрировав тем самым изрядной части мира пример осознания своих интересов, целеустремленности, настойчивости, организованности и конкурентоспособности. Украинская женщина ленивее? Нет! Глупее? Никогда! Украинское общество менее нуждается в «лечении» с, простите, «применением» женщины? Ерунда, нужда в этом острая — пока краха не случилось.
Если бы в начале или середине 1990-х годов кто-то сказал, что на должность канцлера Германии будет избрана женщина, да еще выросшая в ГДР, такого человека посчитали бы сумасшедшим. Но в конце 2005 года она стала восьмым канцлером современной Германии. И сейчас её называют «женщина, которой нет альтернативы». Она превратилась в крупного, самостоятельного, достаточно жесткого и, главное, устремленного к вершине власти политика и государственного деятеля Ангелу Меркель. Для многих ее соратников эти ее амбиции стали неожиданностью. Возможно, что это действительно так, и всё-таки можно утверждать, что эта хрупкая обаятельная женщина обладает исключительными личными качествами. Когда у её биографа спросили, что в её биографии понравилось ему больше всего, он ответил: «То, когда она, будучи школьницей, должна была прыгнуть с трехметровой вышки в бассейне. Когда она взошла на доску, ее одолел страх. Она три четверти часа боялась прыгнуть. Раздался звонок, возвещающий об окончании занятия. И в этот момент, приняв окончательное решение, она сиганула в воду. Это является свидетельством того, что для принятия решений ей требуется время. Но если она решение приняла, то уже не отступит от его выполнения. На мой взгляд, в этом же заключается секрет ее политического успеха. Она ничего не предпринимает без длительной подготовки. Но когда решение принято, то Рубикон перейден, и она борется до последнего».
Маргарет Тэтчер... Во всем мире она известна под именем Железной леди. Непреклонная воля, властность, стремление к авторитарному правлению... Она занимала высокий государственный пост дольше всех в двадцатом столетии, за исключением Уинстона Черчилля.
Многие в Англии считали ее излишне самоуверенной. Её биографы подчеркивают, что эта черта отличала Мэгги с детства. Когда в 9 лет она выиграла одно из школьных соревнований и директор, поздравляя девочку, сказал, что ей посчастливилось, она с гордостью возразила: «Нет, я это заслужила!»
«Но, раздумывая о причинах успехов Тэтчер, я бы поставил на первое место не ее огромную волю и настойчивость, даже упорство, а то главное, что отличает ее как выдающегося политического деятеля, — пишет дипломат, бывший советский посол в Англии Виктор Попов. — Это огромное политическое чутье, умение правильно оценивать сложную обстановку и выбирать путь, который приведет к успеху, умение выжить в самых трудных обстоятельствах, которых у нее было немало».
В свое время она совершенно неожиданно для большинства вступила в борьбу за лидерство партии с очень опытным и уважаемым политиком, бывшим премьером Хитом. Многие считали это дерзостью. Но она дерзнула и — выиграла.
Примечательно, что власти ряда стран — я говорю как о странах цивилизованных, так и ставших на пути цивилизованности — пытаются законодательно стимулировать активную роль женщин в политике. В Мексике, например, в 2002 году был обнародован законопроект, одобренный Национальным конгрессом, предусматривающий, что не менее 30% кандидатов от любой политической партии на выборах в местные и федеральные органы власти должны составлять женщины. «Это действительно шаг вперед в борьбе против культурного и политического притеснения женщин», — подчеркивала Консепсьон Гонсалес, руководитель Комиссии палаты депутатов по справедливости и равенству возможностей.
Есть некоторые латиноамериканские страны, которые нередко для нас, европейцев, являются символом отсталости, да и вообще — какого-то негатива. И всё же и там уже есть проблески ума — у державных мужчин, постепенно сдвигающихся с властных должностей, чтобы уступить место её величеству Женщине.
Другой попыткой подвести под этот вопрос институциональную базу явился декрет бывшего президента Венесуэлы Рафаэля Кальдеры об обязательном включении в партийные списки не менее 30% женщин, появившийся накануне парламентских выборов 1998 года. Сегодня в Венесуэле представительницы прекрасного пола Силия Флорес и Дезире Сантос Амарал занимают должности председателя и первого заместителя председателя Национальной ассамблеи, Тибисай Лусена возглавляет Национальный избирательный совет, а Луиза Эстела Моралес является председателем Верховного трибунала юстиции. В 2008 году в структурах власти было создано специальное министерство по делам женщин. Портфель руководителя ведомства получила представительница женского пола Мария Леон.
В Колумбии сенат Национального конгресса в настоящее время возглавляет Нанси Патрисиа Гутьеррес.
В Уругвае в результате выборов 2009 года обеими палатами Генеральной ассамблеи руководят представительницы прекрасного пола.
В Перу после парламентских выборов 2000 года кресло председателя Конгресса Республики занимала Марта Хильдебрант. В 2003 году представительница префасного пола Беатрис Мерино стала премьер-министром этой страны.
До мая 2002 года Законодательную ассамблею Коста-Рики также возглавляла женщина. Позднее вице-президентом этой республики была избрана Мария Линет Саборио.
Повсюду стало привычным назначать женщин на должности министров. Причем, как мы уже видели, не только здравоохранения или просвещения. Нередко представительницы «слабого пола» становились министрами обороны, причем гражданскими. Это происходило в Чили, Колумбии, Эквадоре, Уругвае и ряде других стран.
Такова мозаичная панорама, дающая представление о роли «слабого пола» в большой политике латино-американского континента. Раньше этот регион был известен как заповедник «мачизма», говоря иными словами, мужского шовинизма, где в прямой либо косвенной форме существовала дискриминация женщин. Повсюду на политической арене до недавнего времени доминировали представители «сильного пола», не желавшие поступиться монополией. Сегодня налицо растущая тенденция выдвижения на руководящие роли в высших эшелонах власти женщин.
Вот еще одна новость. В Бразилии 20 февраля 2010 года состоялся IV съезд правящей Партии трудящихся. Делегаты официально выдвинули кандидатом на предстоящих в октябре всеобщих выборах опытного экономиста Дилму Руссеф, которая хорошо зарекомендовала себя в должности министра энергетики и на посту руководителя президентской администрации. В случае успеха она станет первой женщиной на высшем государственном посту в этой крупнейшей по территории и численности населения страны континента.
В завершение этого списка — еще несколько примеров. Израиль. Голда Меир была одной из немногих в мире женщин, ставших главой правительства. Она не принадлежала к феминисткам. В ее времена бытовала поговорка: «Голда — единственный мужчина в правительстве».
Латвия. Президент Вайра Вике-Фрейберга в 1999 году, засучив рукава, взялась за дело. Она не подвела доверившийся ей народ, как не подвела литовцев в 1990-е годы премьер-министр Казимира Прунскене.
Конечно, примеров позитивного и эффективного руководящего участия женщин в жизни различного масштаба сообществ — от городов до государств — можно было бы привести еще очень много. Да смысла нет. Я уверена, что приведенных выше примеров достаточно, чтобы думающая, взвешивающая, рассуждающая часть жителей Херсона — и особенно женщины — сделали для себя правильный выбор. В Херсоне, я делаю вывод из анализа различных публикаций, а самое главное, общаясь с родителями, сейчас не время для ошибок и семейных шуток наподобие «Да, муж, мужчина — голова, а я, женщина — шея, которая этой головой вертит». Нет, пусть на этот раз в Херсоне голова будет «с головой». Просмотрите в уже прочитанной вами статье слова, выделенные жирным шрифтом, херсонцы! Узнаёте? Да, это собирательный образ Алены Ротовой — возможно, вашего будущего мэра. Если у вас как у избирателей хватит мудрости и прозорливости, чтобы оказать ей доверие. И хватит инстинкта самосохранения, чтобы не наступить на одни и те же грабли в уже который раз.
От редакции. Многие из прочитавших этот материал сочтут его рекламным и заангажированным в пользу одного из вероятных кандидатов на пост городского головы Херсона. Что ж, возможно. Но редколлегию «Гривны» это письмо бывшей херсонки, а ныне россиянки заинтересовало совсем по другой причине. С нашей точки зрения, это редкий по уровню профессионализма пример аналитического исследования на уровне регионального политикума. Эх, побольше бы таких материалов, которые помогли бы нашим читателям выпутаться из паутины непонимания того, что творится в Великом Хаосе из партий и кандидатов на различные посты. Мы ждём, уважаемые господа аналитики, ваших исследований — глубоких и одновременно доступных пониманию среднестатистического обывателя по тем персонам, которые, вероятно, в ближайшем будущем «засветятся» как кандидаты в мэры Херсона и в депутаты Херсонского горсовета. Раскладывайте «с чувством, с толком, с расстановкой» по полочкам все «за» и «против» — и милости просим!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |