ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
ПОРТЫ ПЛЫВУТ К ПРИВАТИЗАЦИИ
02.09.2010 / Газета: Херсонський вісник / № 35 / Тираж: 10000

На Херсонщине вызвал широкий резонанс проект закона «О морских портах Украины», опубликованный в транспортной газете «Моряк» И не удивительно, ведь в нашей области действуют два морских порта в Херсоне и Скадовске, а также два морских портопункта в Геническе и Хорлах.

Одни специалисты считают этот документ серьезным шагом к развитию всего портового хозяйства страны, другие — говорят о сдаче государственных интересов в угоду частному бизнесу.

Что думают об этом докеры государственного предприятия «Херсонский морской торговый порт»? Готовы ли они работать по новому Закону «О морских портах Украины»?

Итак, говорит Эдуард ПОДА, докер-механизатор:

- Вопреки положительным изменениям в экономике страны, объемы перевалки грузов в морских портах продолжают снижаться. Причем1, почти во всех. Это не может не тревожить нас, докеров, зарплата которых прямо зависит от объемов перевалки.

Многие утверждают, что основными причинами сокращения перевалки стали кадровые рокировки в государственных портах и «перехват» грузов частными терминалами. Вы только посмотрите на этот «фестиваль» с кадрами: за последние полгода поменялись начальники в порту «Южный», в Ильичевском, Феодосийском, Белгород-Днестровском, Скадовском и Херсонском портах! Поменялись не только «первые лица», но и заместители, начальники служб и отделов! Такая кадровая чехарда не пошла на пользу нашей отрасли — грузооборот снизился.

Власть считает, что спасти порты сможет лишь приватизация, проводимая в явной и завуалированной формах. Мы видим, что и предложенный проект Закона «О морских портах Украины» — это не намек, а первый сигнал для частного бизнеса, он давно положил глаз на государственные причалы.

Во всей континентальной Европе береговая линия — народное достояние, она находится в государственной собственности и не передается в частные руки. Причем, под запретом вообще все побережье. Органы государственной власти могут лишь передавать эту землю во временное пользование. Это позволяет избежать многих проблем, с которыми сталкиваемся сегодня.

В Украине статус морского побережья, как, впрочем, и речного, юридически не зафиксирован, на эти участки земли выдаются госакты. В дальнейшем, когда порты будут развиваться, эти земли им потребуются. Но они будут принадлежать частным лицам, которые потребуют немалых денег за «возврат» земель на берегах.

Конечно, частник будет стремиться сократить все расходы/связанные С социальными объектами. Ему не нужны будут ни детские сады, ни' общежития. «Оптимизация» погрузочно-разгрузочных работ приведет к тому, что многим людям придется искать рабочие места на других предприятиях города. Под сокращение попадет, в первую очередь, итеэровский персонал.

Но говорить об одних минусах приватизации нечестно. Среди плюсов — прямая заинтересованность частника в привлечении грузов. Это же его деньги! Но здесь что тревожит? Не повторится ли тот сценарий, который нам уже хорошо известен: приходит руководитель частной стивидорной компании на все готовое и начинает зарабатывать? А потом, глядишь, и смоется, нахапав денег и разрушив порт.

Несложно представить и процесс вхождения такого инвестора в порт. Соберет он докеров и скажет: «Ребята, зачем вам раздутые штаты обслуживающего персонала? Я вам сделаю зарплату в три раза больше, но вы откажитесь и от профсоюза». Естественно, люди будут согласны избавиться от кадрового балласта ради обещанных «золотых гор». А вот в отношении профсоюза такой номер не пройдет. Профсоюз должен быть обязательно, без него на причалах начнется беспредел, и рабочий человек окажется «вне закона».

В проекте закона о морских портах упоминается некий «уполномоченный представитель профсоюза». Что значит «уполномоченный»? Кем и на что? От чьего имени он будет действовать: профсоюзной организации, профкома иЛи руководителя стивидорной компании? Чтобы не получилась так, что профсоюз на терминале, вроде бы, и существует, но он делает только то, что говорит хозяин. К сожалению, сейчас многие соглашаются на любые условия, лишь бы платили хорошо. Людей принципиальных и честных мало.

Вот у нас был начальник порта Андрей Егоров — фанат своего дела! Без пятнадцати восемь утра он всегда был на причале с докерами. Здоровался с каждым. Смотрел, как идет работа, какие проблемы. За три-четыре года поднял порт, можно сказать, с нуля. Всю технику обновил, здание базы автомобильного транспорта построил, зерновой терминал начал возводить... Если Минтранс будет разбрасываться такими кадрами, то лучше к частнику идти, порядка больше будет!

Ходят слухи, что порты активно готовят к приватизации. Министр открыто заявил пока о «малой» приватизации: частный капитал обоснуется в портах Ялты, Скадовска, Рени и Усть-Дунайска. Ну, а потом придет черед средних и больших.

Можно ли предотвратить развитие такого сценария? Уверен, что можно. Но сделать это может только профсоюз. По-другому — никак. Потому что профсоюз работников морского транспорта — это та организация, с которой вынуждены считаться. Тем более, что в законе как говорится? Порт приватизировать можно, но это не значит, что — обязательно.

Сергей ЛЯНСБЕРГ, докер-механизатор:

- В мировой практике как? Даже если и отдаются порты в частные руки, то все гидротехнические сооружения все равно принадлежат государству. А в наших условиях, да еще и с нашим менталитетом, порты, по меньшей мере, еще лет 20 -30 должны быть государственными: пока Украина не встанет на ноги, пока не будет нормально развиваться экономика страны, когда будет что импортировать, чтобы порты не стояли «вхолостую». И нельзя допустить, чтобы какая-то приватная фирма захватила порт, перерабатывала только свои грузы, а остальным фирмам диктовала условия и неугодных людей отправляла на улицу. Как это делается, знаю не понаслышке, самому пришлось поработать в частной фирме.

Очень важно, какой частный капитал придет в порт и как будет поставлена основная работа непосредственно с докерами. Нравится кому-то или нет, но с представителями нашей профессии придется считаться.

Конечно, после того, как закон будет принят, повлиять на ситуацию будет трудно. Поэтому очень важно расставить приоритеты заранее. После драки кулаками не машут.

Кто может повлиять на изменение ситуации? Только трудовой коллектив. При поддержке профсоюза.

Понятное дело: частник будет убеждать нас в том, что социальная база порту не нужна. «Хорошая зарплата позволит каждому купить любую путевку в любой санаторий. И не надо ждать, когда тебе ее выделит родной профсоюз». Да, примерно так работает весь мир, и, наверное, это правильно. Но в нашей стране этого делать никто не будет. И не потому, что не хотят, а потому, что не умеют. И быстро поменять ситуацию вряд ли удастся, Тревожно за социальную базу: детские сады, оздоровительные лагеря, медицинское обслуживание, общежития.

Вот, в портах соседней России также происходили изменения в формах собственности. Там есть и частные предприятия, и государственные. Но последних — больше. Да что там Россия, даже Англия и Германия (особенно Франция) предпочитают держать в государственной собственности большую часть экономики!

Стивидорные компании есть сегодня и у нас в Украине. Люди работают и не жалуются на заработки. Там 8 тысяч гривен — обычная зарплата. Но это — сегодня, а завтра?

Судя по предложенному проекту, за нас побеспокоится профсоюз в 'отраслевом соглашении и коллективном договоре. Декларацией о намерениях — так можно назвать подобную заботу.

Конечно, сама жизнь заставит профсоюз поменять принципы работы. Акцент придется делать не на распределении социальных благ, а на том, как добиваться стабильных и высоких заработков для людей труда. А то у нас все вокруг говорят о европейских ценах и ценностях, а вот о европейской зарплате — молчат. Профсоюзу предстоит хорошо подумать, что важнее: доверие трудового коллектива или сомнительный компромисс с работодателем.

Честно говоря, вся надежда в нынешних условиях — только на профсоюз. Он и в Европе, и в Америке был и остается самой мощной организацией. С ним считаются все. Безусловно, перестроит свою работу и нынешний, «почти советский», профсоюз. Никакого «велосипеда» изобретать не нужно. Бизнес — это извлечение максимальной прибыли. Только в этом случае капитал оживляется и становится способен на многое. Профсоюзы — это уменьшение эксплуатации труда: работать за высокую зарплату, в хороших условиях. О пассивности рядовых членов, их неверии в возможность профсоюзной защиты своих интересов можно говорить много. Но зачем? Активизировать же людей можно только одним способом: профсоюз должен организовать свою работу так, чтобы от участия членов организации, действительно, что-то зависело!

По-моему, проблема в том, что наши профсоюзы как-то стесняются заявлять обществу свои идеологические предпочтения. А бизнес — не стесняется. Он прямо указывает в уставах коммерческих структур извлечение максимальной прибыли как главную цель их существования.

И все же, украинские порты отдавать в частные руки нельзя. Причем, с любой точки зрения. Государство от этого проиграет. Вот рядом с нашим морским портом — речной, вернее то, что от него осталось после того, как попал в частные руки. Причалы пусты, а зарплату здесь ждут как Нового года.

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту