История молниеносного обогащения херсонского «борца за справедливость»
Последние год-другой херсонские газеты и телеканалы старательно лепят позитивный образ пламенного борца за справедливость и права человека Андрея Путилова. Он и председатель общественного движения «Возрождение Херсона», и крупный промышленник — председатель правления ООО «Херсонский механический завод», и представитель респектабельного семейства, владеющего фешенебельной гостиницей на берегу Днепра. Столь стремительный карьерный взлет и обогащение вчера еще никому не известного и сравнительно молодого еще человека заставляет горожан задуматься: а собственно, кто он, этот Андрей Путилов, и откуда вообще у него взялись капиталы на покупку заводов и гостиницы, оплату рекламных статей и телесюжетов? Дабы удовлетворить интерес наших земляков, мы и предлагаем читателям рассказ о том, кто такой Андрей Путилов и за чей счет он выбился «из грязи в князи».
Семейный бизнес на металлоломе
В лихие годы постперестроечного криминального разгула Андрей Станиславович работал директором общества с ограниченной ответственностью «Южэнергокомплект», занимавший офис в уютном двухэтажном особнячке на улице Патона, 4-а, что в жилмассиве «Корабел». Деятельность этой «солидной фирмы», как и тысяч ей подобных, сводилась к классическому «купи-продай». На верфях Херсона, и в частности, на ХСЗ, свежеиспеченный бизнесмен Путилов по очень сходной цене скупал металлолом. А договариваться об этом ему было легко. Ведь заместителем директора судостроительного завода тогда был Станислав Путилов — родной отец Андрея Путилова (языки поговаривают, что в «Южэнергокомплекте» всем заправлял именно Станислав Исидорович). Партии раздобытого лома с выгодой сбывались в Западной Европе. И вполне возможно, что на оффшорных счетах оседала и часть валютной выручки. А на остальное закупался электрокабель, который опять-таки не без навара продавали на украинском рынке. Такие гешефты лишали работы отечественные предприятия, а тысячи украинцев—рабочих мест. Зато «Южэнергокомплект» процветал!
Особым спросом на Западе пользовался алюминий. Со временем то ли Станислава Исидоровича, то ли Андрея Станиславовича осенила блестящая мыслишка: к чему ограничиваться только продажей лома, если гораздо прибыльнее реализовывать иностранцам металлический «полуфабрикат», то бишь слитки? Оставалось только приобрести предприятие, где можно было организовать переплавку металлолома, в том числе всяких там срезанных на линиях электропередач проводов и деталей автомашин. И найти такое предприятие для Станислава Путилова, знавшего херсонскую промышленность, как свои пять пальцев, тоже не составило особого труда.
Выбор пал на Херсонский ремонтно-механический завод, где имелись и подходящие цеха, и опытные рабочие. Завод в то время (шел 1999 год) простаивал, и можно было заключить договор о сотрудничестве, вложить деньги в покупку плавильных печей и загрузить предприятие работой. Однако «путиловская бригада» мыслила по-другому: к чему делиться с кем-то прибылями, если все можно под себя подмять? Правда, помехой в реализации этого лихого плана было то обстоятельство, что завод к тому времени уже был открытым акционерным обществом, и владельцы акций за здорово живешь расстаться со своим имуществом не захотели бы. А уплатить полную цену за предприятие, оценивавшееся на тот момент в 1.2 миллиона гривен, в намерения Андрея Станиславовича и Станислава Исидоровича отнюдь не входило.
Услуга за услугу
Операция по «мирному захвату» лакомого кусочка приватизационного «пирога» стала возможной исключительно благодаря участию тогдашнего председателя правления ОАО «Херсонский ремонтно-механический завод» Виктора Валуева. Не ставя в известность ни акционеров, ни наблюдательный совет, он 21 октября 1999 года берет в городском филиале «Трансбанка» 321 тысячу гривен кредита для погашения задолженности по зарплате. Под эту сделку был заключен прямо-таки кабальный договор: заем под колоссальные 60 процентов годовых требовалось погасить всего через месяц, а в залог под возвращение кредита Виктор Валуев согласился передать весь завод, который, напомним, стоил как минимум вчетверо дороже. Имущество завода к тому же числилось в налоговом залоге. Однако с фискальной службой договорились быстро, и та почему-то (?!) согласилась с условиями подозрительного делового соглашения.
Получилось, что председатель правления без согласия акционеров рискнул всем имуществом предприятия, которое ему единолично не принадлежало. А вот банк не рисковал абсолютно ничем, так как поручителем возвращения кредита услужливо выступила уже знакомая нам фирма «Южэнергокомплект» в лице директора Андрея Путилова. Но и фирме это денег не стоило: по договору поручительства, обеспечением залога стали все те же кабели и провода. Вдумайтесь, насколько неравнозначны были условия сделки: с одной стороны, на кон ставился целый завод, с другой — барабаны кабеля и бухты медного провода!
Ясно, что ничем хорошим для заводчан подобные «выгодные предложения» закончиться не могли. И, как и следовало ожидать, через месяц средств для возвращения кредита у ремонтно-механического завода не нашлось. А процесс его «дерибана» завершился полюбовно. Задолженность предприятия и проценты по кредиту в сумме 163 тысячи гривен «Трансбанку» по личной письменной просьбе господина Валуева дисциплинированно перечислила фирма господ Путиловых. Заложенный завод перешел в собственность кредитора. И херсонский филиал банка в лице его директора Василия Микерчука продал весь имущественный комплекс, оцененный в 1,2 миллиона гривен, за 537 тысяч гривен, да еще с полугодичной отсрочкой платежа (?!).
Банкам подробная щедрость и уступчивость, как правило, не свойственна — залоги они обычно продают с аукциона. В этом случае торги через товарную биржу «Диалог-оптим» тоже вроде бы объявляли, но вот ведь беда какая — покупателей ну совсем не отыскалось. И банку сделала милость все та же фирма «Южэнергокомплект», руководимая нынешним «херсонским возрожденцем» Андреем Путиловым. Она изволила купить целостный имущественный комплекс завода по «бросовой» цене! Вдобавок из нее еще и вычли сумму, ранее перечисленную на погашение кредита и процентов по нему.
Жалобщик замолчал навсегда
Нехитрой комбинацией по «прихватизации» были довольны и банк, и новые хозяева завода, оторвавшие такой куш по дешевке. С носом остались только акционеры ОАО, чьи акции в мгновение ока превратились в простые бумажки, не обеспеченные никаким реальным имуществом — их осталось только повесить на гвоздик в дачном туалете. И куда они только не жаловались! Председатель ревизионной комиссии ОАО Антонина Мальчикова написала лично жалобу тогдашнему губернатору Александру Вербицкому. А тот передал ее в прокуратуру. Прокуратура же «состава преступления» действиях председателя правления акционерного общества Виктора Валуева не обнаружила, возбудив уголовное дело только в отношении налоговиков, допустивших манипуляции с ценностями из налогового залога. Вторую попытку добиться справедливости предпринял известный в Херсоне политолог Александр Л., являвшийся приближенным Александра Вербицкого. После его обращения историей продажи завода занялась Служба безопасности Украины. Но едва правоохранители активизировались, происходит странная история — Александр Л, который на здоровье до того особо не жаловался, скоропостижно умирает от «сердечного приступа», и все попытки вернуть завод в распоряжение акционерного общества тут же блокируются. Была ли эта смерть заказным убийством и причастен ли к ней кто-то из Путиловых? Трудно сказать. Ни Андрею Станиславовичу и Станиславу Исидоровичу этот вопрос следователи даже и не задавали.
Благотворительность с подвохом
Как бы то ни было, а сегодня фактического хозяина механического завода Андрея Путилова называют одним из возможных кандидатов в мэры Херсона. А о его благородных намерениях возродить Лебединое озеро в Комсомольском парке и построить бассейн для занятий детишек плаванием возвещают биг-борды на каждом углу. Вот только не кажется ли вам, что авансы под будущее избрание городским головой очень сродни тем, которые до того получил ремонтно-механический завод? На свои доходы семейство Путиловых вполне могло бы построить не один бассейн. Однако деньги на это Путиловы и «Возрождение Херсона», опять же, предпочитают занимать у далеко не столь богатых рядовых горожан.
Цитата для размышлений. «Андрей и Станислав Путиловы. Состояние $ 61 миллион. Контролируют ООО «Южспец-сплав» и ООО «Херсонский механический завод». Оба являются депутатами Херсонского горсовета от «Нашей Украины». В 2007 году выступили инициаторами создания гражданского движения «Возрождение Херсона». Еженедельник «Комментарии», 2009 год.
Те же агитационные плакаты, украшенные благостной физиономией Путилова-младшего, навязчиво призывают перечислять деньги на благотворительный счет для возрождения «Лебединки». А в каждом супермаркете для этого же припасли ящички для благотворительных пожертвований. Вы платите, а Андрей Путилов будет все мастерски организовывать, как уже организовал «закупку» ремонтно-механического. А там доверчивые избиратели подарят Андрею Станиславовичу и власть над городом, в котором для него дел прямо-таки невпроворот. Ведь в Херсоне осталось еще много «вкусных» заводов, которые почему-то до сих пор не принадлежат путиловской семейке. Это явное недоразумение, которое срочно надо исправить!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |