Борьба с рейдерами, «желтыми» профсоюзами и схемами прихватизации успешно работающего государственного предприятия — об этом и многом другом шла речь на отчетно-выборной профсоюзной конференции Херсонского морского торгового порта.
Впечатлениями о прошедшей конференции делится Валерий ТЕРНАВСКИЙ, которого портовики вновь избрали своим профсоюзным лидером на ближайшие пять лет.
Коллективная защита
— Валерий Васильевич, что представляет собой профсоюзная организация порта?
— Наша первичная организация входит в Профсоюз работников морского транспорта Украины (ПРМТУ). На учете — 2012 человек: 1509 работающих и 503 ветерана. Основной инструмент нашего влияния на социально-экономическую ситуацию — коллективный договор.
— Обычного трудового договора недостаточно?
— Нет, конечно. Ведь его заключают в ситуации «один на один». В нем, как правило, работодатель навязывает свое мнение. А коллективный договор — всегда более продуман, лучше защищает работника. Подготовка коллективного договора происходит с участием всех сотрудников, в ходе работы над ним каждый имеет возможность внести свое предложение. Поэтому большая вероятность, что будут предусмотрены все нюансы. Договор утверждается на конференции трудового коллектива и становится своего рода уставом предприятия. Постоянный контроль его выполнения — норма для всего коллектива порта. Дважды в году профком и администрация отчитываются о его выполнении.
Совесть работодателя — не лучшая гарантия
— Кстати, а как профсоюзная организация порта предпочитает вести себя с работодателем? Ваша позиция — позиция уступки или конфликта?
— Ни то ни другое. Мы стараемся защитить интересы коллектива предприятия. Вспоминается 2006 год, когда профсоюзная организация вступила в конфликт с лжеинвесторами. Все их попытки расколоть нашу организацию закончились безрезультатно. С помощью Международной федерации транспортников (ПТ), Центрального совета ПРМТУ нам удалось отбить попытки создания в порту профсоюзов «Народный контроль» и «Независимого профсоюза работников Херсонского МТП». Однако, свое черное дело-«независимый» профсоюз сделал: насчитывая в своих рядах четыре человека, «согласовал» от имени трудового коллектива заключение договора о совместной деятельности с австрийской компанией АВН и стивидорной компанией «Херсонский морской терминал». И только благодаря активной позиции всего трудового коллектива, договор не заработал. Генеральная прокуратура, в защиту интересов государства, обратилась в суд-с исковым заявлением о признании этого договора недействительным.
— Портовики пикетировали суд?
— И неоднократно. Сначала — Арбитражный Херсонской области, затем — Киевский хозяйственный суд, Арбитражный суд Киевской области. Два года мы вынуждены были вместо того, чтобы заниматься насущными делами, бороться за свои права. И как результат — подписан меморандум, в котором стороны отказались от взаимных претензий и прекратили все судебные процессы. Мы тогда прошли очень серьезную школу борьбы, научились проходить все положенные законом процедуры. И победили.
Кадровая кадриль
—Договор о совместной деятельности оформлялся без согласования с Минтрансом?
— Чиновники легко визировали такие бумаги на фоне заявлений руководителей Минтранса о необходимости приватизации портов. В этой связи вызывает серьезную озабоченность и заявления нынешнего министра Константина Ефименко о возможной приватизации портов. На местах это воспринимают как сигнал к действию: начинается ползучая, подпольная приватизация. Поэтому, обращаясь к новой команде специалистов, которые недавно появились в порту, делегаты профсоюзной конференции просили их не повторять чужих ошибок, больше думать о том, как привлечь грузопотоки, оживить экономику порта, в том числе и с участием предприятий совместной деятельности. У нас, кстати, накоплен хороший опыт — более 10 лет в порту успешно работает комплекс совместной деятельности «Днипро-Карго», работники которого являются членами нашей профсоюзной организации.
— За последние полгода поменялись начальники в Ильичевском, Николаевском, Феодосийском, Белгород-Днестровском и Скадовском портах, а в Южном и Херсонском — дважды! Поменялись не только «первые лица», но и заместители, начальники служб и отделов. Чем вызвана эта кадровая кадриль?
— В нашей отрасли кадровые рокировки происходят часто. И не всегда оправданно. Вот и на отчетно-выборной конференции докеры говорили о том, что наша жизнь все больше напоминает тельняшку: то белая полоса, то черная. В начале года все у нас было прекрасно: наращивали мощности, намечали планы, приобретали технику, приступили к строительству зернового комплекса. И вдруг — смена руководства порта! Очевидно, кому-то не давали покоя наши успехи. Иначе чем объяснить увольнение Андрея Егорова? Ведь за три-четыре года он, фактически, поднял порт с колен, всю технику обновил, здание базы автомобильного транспорта построил, зерновой терминал начал возводить. К сентябрю мы готовились сдать зерновой комплекс в эксплуатацию. Но с назначением Александра Калошина исполняющим обязанности начальника порта все строительные работы были сразу приостановлены. Пошли разговоры о сокращении кадров. И самое тревожное — началось катастрофическое снижение грузооборота. По сравнению с первым полугодием прошлого года обработка грузов уменьшилась на четверть, точнее — более чем на 400 тысяч тонн. Неожиданно для всех увольняется «по собственному желанию» Александр Калошин, а вместо него Минтранс назначает Сергея Игнатенко.
Сигнал для частного бизнеса
— Вы считаете, что сокращение перевалки связано со сменой руководства порта?
— Не один я так считаю. Власть думает, что спасти порты сможет лишь их приватизация, проводимая в явной и завуалированной форме. Мы видим, что и предложенный проект Закона «О морских портах Украины» — это не намек, а скорее сигнал для частного бизнеса, он давно положил глаз на государственные причалы.
— Можно ли изменить ситуацию?
— Нужно. И сделать это может лишь профсоюз, с которым власти вынуждены считаться. К таковым я отношу и наш Профсоюз работников морского транспорта Украины. Впереди у нас — серьезная работа по разработке отраслевого соглашения, а также коллективного договора на 2011 — 2013 годы. Есть время подумать и внести предложения. От каждого из нас теперь зависит, будет ли у нас достойная зарплата, насколько комфортно мы себя будем чувствовать на рабочем месте, станет ли с нами считаться работодатель.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |