В подвешенном состоянии из-за неопределенности государственной политики опять очутились крестьяне, транспортники и торговцы сельхозпродукцией Херсонщины. После того, как соседняя Россия запретила экспорт зерновых из-за сильной засухи, квоты на их экспорт вознамерились ввести и в Украине. Но поскольку размеры этих квот правительство до сих пор не определило, фактически у нас действует лишь сугубо неофициальный запрет на вывоз ячменя и пшеницы, никакими законами не оговоренный. В итоге производители и бизнесмены до сих пор не могут приступить к заключению контрактов с деловыми партнерами за рубежом, обозначить ориентиры с оптовыми ценами и объемами поставок на ближайшее будущее.
— Оптовые цены на ячмень в Украине, к радости аграриев, за последние месяцы подскочили было с 780 до 1780 гривен за тонну. Но как только на границе «упал шлагбаум», они тут же снизились до 1300 гривен — операторы рынка не имеют ни малейшего представления, разрешит ли государство вывозить излишки урожая, и каковы будут размеры квот. Сейчас крупные партии ячменя почти никто не покупает — ждут этих самых квот, — замечает начальник коммерческого отдела ОАО «Херсонский комбинат хлебопродуктов» Дмитрий Тихов. — От падения . объемов переработки страдает и наше предприятие. В аналогичные периоды прошлых лет через комбинат проходило от 80 до 130 тысяч тонн экспортной пшеницы и ячменя в месяц, а сейчас все замерло. У нас не состоялись три перспективных контракта на поставку от 10 до 15 тысяч тонн зерна в месяц. В результате образовался простой — ведь для переработки и вывоза сои, подсолнечника время еще не пришло, а объемы партий рапса очень невелики. Вдобавок предприятия лихорадит из-за того, что на нас вдруг навалились с проверками сразу и прокуратура, и Госинспекция по ценам, и хлебная инспекция — одни проверяют качество продукции, другие выискивают злоупотребления, третьи изучают обоснованность тарифов на услуги.
Вследствие замораживания экспорта пшеницы и ячменя нового урожая на железнодорожных станциях и портах Украины застряло на неизвестный срок порядка 700 тысяч тонн зерновых в вагонах и трюмах кораблей. В Херсоне таких уж внушительных заторов пока нет, но вырисовывается другая проблема — угроза падения объемов внешнеторговых грузоперевозок, от которых напрямую завиеят и доходы транспортников, и суммы поступающих в бюджет таможенных пошлин.
— Сейчас на рейде появляется от четырех до десятка судов ежедневно, тогда как в другие месяцы их количество доходит до трех десятков. После сбора урожая много кораблей приходит именно за зерновыми, а раз их вывоз ограничивают, то и трюмы остаются пустыми, — подытоживает капитан Херсонского морского торсового порта Иван Ефименко.
В условиях, когда экспортеры искусственно выведены из игры, оптовые закупки Аграрного фонда могли бы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке и остановить ценовые качели. Однако у этой государственной структуры всегда недостаточно денег на пополнение государственных закромов, чтобы она воспринималась как серьезный игрок. Нынешним летом на Херсонщине по состоянию на середину августа региональное представительство Фонда едва-едва дотягивает закупки зерновых до полусотни тысяч тонн. А это, согласитесь, совершенно недостаточно для влияния на рынок даже в пределах отдельно взятой области.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |