ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Там, где цветы на лестничных площадках
10.09.2010 / Газета: Вгору / № 36 / Тираж: 10000

Газета вгору продолжает расследовать загадочное явление: почему, например, коммунальный девятиэтажный дом обслуживается из рук вон плохо, а как только тот же дом становится объединением совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) — он обслуживается хорошо? С целью увидеть все своими глазами наш корреспондент побывала в нескольких ОСМД города Херсона. Их узнать очень легко. Вот стоят в Таврическом микрорайоне рядышком два одинаковых дома.

Вокруг одного — роскошный цветник, любой садовод позавидует, на свежевыкрашенной детской площадке среди гномиков, горок, детских лесенок резвятся дети, гуляют мамочки с колясками. Вокруг другого — амброзия выше пояса, разбитые ступеньки в подъездах и неспешно курящие, слегка «под шофе» слесари.

Председатель ОСМД «Родина» Людмила Щербина объяснила: «Дом с детской площадкой — это наш, ОСМД, а дом рядом обслуживает ЖЭК. Нам сегодня ровно два года!»

Людмила Васильевна рассказала, что организовались в ОСМД жильцы не по своей воле: «ЖЭК по неизвестным нам причинам арестовали, 8 месяцев мы существовали между небом и землей. Ходили по квартирам, собирали с людей деньги на вывоз мусора, на текущий ремонт — нам МЧСники воду привозили, потому что порвало все трубы. Без сапог войти в подвал было невозможно. Когда делали там ремонт — бросали скаты, а на них сверху клали двери, чтобы можно было добраться до трубы и сделать сварочные работы. Света в подвале не было 20 лет, заходили, как в склеп. Первое, что сделали — это, конечно, свет, чтобы видеть, с чего начинать ремонты. Тогда и решили образовать ОСМД, чтобы не иметь дела с ЖЭКами. Оказалось, на дом документов нет вообще, не было даже паспорта дома, принять акт передачи было невозможно, очень много времени потратили, чтобы восстановить документы. Мы пока не попадаем под финансирование города, хотя дому уже 20 лет, поэтому расчет за все работы ведется из квартплаты жителей. Деньги сдают по-разному: кто вовремя, кто с оттяжкой, но никто не ропщет, все понимают, на что они пойдут. И вот за 2 года, как мы стали ОСМД, нам есть, чем гордиться. Первое, что сделали, — полностью заменили трубы для холодной воды на пластиковые и поставили фильтры очистки воды. Застеклили окна во всех подъездах и на всех этажах, заменили подъездные двери, на освещение поставили энергосберегающие лампочки и платим за электроэнергию в два раза меньше. Этим летом запустили все лифты, которые не работали 12 лет. Отремонтировали крышу, правда, остался один подъезд, не хватает финансов, но до зимы сделаем. Еще наша гордость — раздельный мусоросбор, т.е. жители складывают в отдельные контейнеры пластиковые бутылки, жестяные банки, стекло, бумагу. Все — отдельно. Не можем пожаловаться на вывоз мусора, договор у нас с КП «Таврический», вывозят вовремя и качественно».

И так везде: дома ОСМД легко узнаются с первого взгляда — они ухожены и окружены цветниками. А когда я вошла в подъезд ОСМД «Успех», не поверила глазам, — на площадке стоит кресло, возле него пенек, на стене — часы, и все лестничные клетки украшены цветами, до самого 9 этажа.

«Но и у нас проблемы есть, — поделилась председатель чудо-ОСМД Нина Важко, — выделение земли. Вся земля вокруг домов — городская. А убираем, ухаживаем, окультуриваем мы за свой счет. Есть, правда, Закон «О благоустройстве», где говорится, что вся придомовая территория должна принадлежать ОСМД на условиях аренды. Но городские власти на это не идут. Вот и получается, что мы делаем работу за город. Возле дома построили какое-то кафе — если бы земля принадлежала нам, то мы не дали бы разрешения на это. Что-то построили бы свое, расширили бы спортивную площадку, благоустроили».

Так почему одинаковой квартплаты ОСМД хватает на ремонты, лифты, цветы и даже на благоустройство придомовой территории, которую вообще-то обязан обустраивать город, а ЖЭКам, — «не хватает»?

Напомню: существует утвержденный Херсонским горсоветом перечень услуг, которые ЖЭКи обязаны выполнять. Из всего перечня они выполняют 2 услуги -вывоз мусора и уборку придомовой территории, — а еще 12 услуг (см. таблицу) не выполняют, но деньги за них — включают в квартплату. А это -1,05 грн. с каждого метра жилья. То есть, с владельца квартиры, например, площадью 50 м кв. ЖЭК ни за что, ни про что незаконно взимает 52,50 грн. каждый месяц. В масштабах города — суммы огромные. Почему такое возможно и куда идут эти деньги — вопрос к городским властям и прокуратуре.

Нина Важко считает: «Проблема в том, что почти все ЖЭКи — частные прибыльные организации, а ОСМД — не прибыльная организация. Владельцы ЖЭКов хотят прибыли любой ценой, а ОСМД хотят уютный ухоженный дом. Зачем властям было передавать услуги частным фирмам, когда можно было поддерживать коммунальные ЖЭКи, которые работали, фактически, без прибыли, как это и положено коммунальному предприятию в такой жизненно важной социальной сфере? И еще одна проблема — никакого контроля за этими частными ЖЭКами ни со стороны властей, ни со стороны жильцов нет. А в ОСМД правление постоянно отчитывается жильцам, на что тратится их квартплата».

После посещения ОСМД приходишь к выводу, что лучшим решением проблемы был бы массовый переход всех домов Херсона в ОСМД. Но, увы, процесс этот не быстрый и не очень легкий.

А потому мы продолжаем искать ответ на вопрос «Что делать с ЖЭКами?».

Руководитель Причерноморского центра политических и социальных исследований Александр Мошнягул призывает горожан вместе искать выход:

«Действительно, качество услуг в домах, в которых создано ОСМД, значительно выше, чем в коммунальных домах. Главная причина этого в том, что общество совладельцев может самостоятельно выбирать исполнителя услуг. Однако сегодня создать полноценное ОСМД возможно далеко не в каждом доме, поэтому выход для десятков тысяч жителей коммунальных домов в первую очередь в изменении правил конкурсного отбора предприятий (ЖЭКов), которые обслуживают эти дома и придомовые территории. Эту систему нужно сделать открытой и доступной, необходимо создать реальную конкуренцию между ЖЭКами. Мы готовим для руководства города свои предложения, которые помогли бы решить данные проблемы, однако есть большое сомнение, что оно прислушается к мнению общественности».

Уважаемые читатели, Вы тоже можете присоединиться к этой работе и присылать свои предложения по адресу: редакция газеты «Вгору», ул.Фрунзе, 2, офис 24, г.Херсон.

Бесплатную консультацию юриста по проблемам коммунальных услуг можно получить в общественной приемной «Комитета избирателей Украины» по телефону: 32-50-26.

P.S.

Проект «Деятельность ЖЭКов — под контроль общественности» реализуется в рамках более широкого проекта «Школа общественного мониторинга', который выполняется Одесской областной организацией Комитета избирателей Украины и Восточно-Европейским демократическим центром при финансовой поддержке программы «Польская Помощь» Министерства Иностранных Дел Польши в 2010 году и Национального фонда демократии (NED, США).

Автор: Татьяна Кулик


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту