Во вторник, 14 сентября, в драмтеатре мэр Херсона Владимир Сальдо отчитывался перед громадой. Но когда председатель областной организации Комитета избирателей Украины, журналист изданий “Вільний вибір” и “Політична Херсонщина”, член правления Украинского Хельсинского союза по правам человека Дементий Белый прервал выступление мэра и сказал, что там, на улице, стоят люди, в том числе депутаты, которые тоже хоте ли бы услышать отчет, а их не пускают, то сидящие в зале сначала пытались заглушить Дементия “аплодисментами”, а потом сидящая в зале приверженка мэра закричала: «Да взять автомат и – расстрелять!».
«Частные лица» на «Тайной вечере»?
На отчет Херсонского мэра в драмтеатр распространялись чуть ли не именные приглашения. Раздавали их выборочно (логику понять невозможно). Например, редакция “Вгору” получила одно приглашение, а журналисты областной организации Комитета избирателей – ни одного. Хотя сообщение о дате и времени отчета городского головы должно быть заблаговременно опубликовано в СМИ и обеспечен доступ всем желающим послушать его. Собственно, Дементий изначально считал, что приглашение – это своего рода формальная любезность: разве оно нужно журналисту, чтобы пройти, услышать и осветить отчет городского головы перед избирателями? Наоборот, власти сами в том должны быть очень сильно заинтересованы. Но... рассказывает Дементий:
– Мы пришли на отчет, а меня и еще несколько человек, журналистов и представителей общественных организаций, сразу оттолкнули от входа, двери перекрыли и не пускали. Я показал свое удостоверение, говорю, что имею право как журналист, а в ответ один из охранников: “Мне ваши права до… У меня – распоряжение, никого не пускать без пригласительных”. Говорю, что если места нет, так не проблема – постою. Это не просто любопытство, это моя обязанность – ходить на подобные мероприятия. Но…
Тут подошли замгубернатора Андрей Яценко и милиционер в форме подполковника. Я к милиционеру, мол, товарищ подполковник – не пускают журналистов. А тот: “Я здесь как частное лицо, по приглашению, пожалуйста, ко мне не обращайтесь”.
Андрей Яценко пытался разобраться – охранники ему в ответ: мол, вы нам не указ, у нас – другое начальство. Тот стал кому-то звонить, и мы смогли, наконец-то, зайти…
А перед зданием драмтеатра было около 200 пикетирующих закрытый отчет городского головы – “ненужных свидетелей”, потом появились плакаты “Тайная вечеря Сальдо”, “Секреты от общины”, “Требуем гласности”.
Не пускали даже… депутатов
Среди сидящих в зале было много работников горисполкома. Шокированный абсурдностью ситуации Дементий уже включил диктофон, чтобы записывать доклад мэра, как услышал: “ Они не всех пустили”.
– Выхожу, действительно. Крепкие мужички лет под пятьдесят организовали живую баррикаду, а на улице – еще куча народа. Прямо у входа – знакомые многим люди: депутаты, общественники, журналисты. Виталий Богданов, оппозиционный депутат горсовета, махал над головой пригласительным (кто-то из горисполкома передал ему его “по дружбе”), но – не пускают! Я подумал, что эту проблему может разрешить только один человек, который там, в зале, отчитывается. Ведь это к нему пришли все эти люди. Вернулся в зал к микрофону и сказал: Владимир Васильевич, вот такая ситуация… распорядитесь пустить людей.
Как посмел прервать «кормильца»!
Он повторил просьбу 5 раз, но мэр его “не слышал”. Наконец, сидящий на сцене распорядитель мероприятия, профессор Олег Мишуков сказал: “Зал не может вместить всех, мы включим радиотрансляцию, чтобы на улице тоже могли услышать отчет”. Дементий успел сказать, что места есть – и показал на пустующие кресла. Но по команде Олега Мишукова его слова стали глушить громкими хлопками. Раздался свист, истерический женский вопль про автоматы и расстрел, а замы мэра – Христич и Соловьев – начали оттягивать Дементия от микрофона. Подскочили два “крепыша” и все вместе вытолкали избирателя, общественного лидера, правозащитника, журналиста – из зала в коридор.
А мэр в это время, не прерываясь ни на секунду, вещал о том, как он и его команда облагодетельствовали херсонцев!
Милиция – акт второй, явление
В коридоре один из “крепышей” ни с того ни с сего начал бить его рукой по лицу, другие держали за руки. Били около входа в зал, теснили к окну, и – били безостановочно.
– В голове помутилось. Помню урывками. Помню, кто-то держал, а второй бил не кулаком, ладонью, но ладонь – очень крепкая. Это – очень унизительно. Как я вырвался, отмахнулся от его руки, не помню. В тот момент не помнил совершенно, что на руке у меня фотоаппарат болтался на ремешке. Но тот “с разгона” попал этому человеку в переносицу. Он упал. Вероятно, не ожидал, что “очкарик”, гораздо мельче, чем он, так “махнет” рукой. Я и сам не ожидал – все произошло спонтанно. Очки у меня сразу слетели, слава Богу, не разбились. Кто их потом подобрал и в руки сунул, тоже не помню…
Когда Дементия выталкивали из зала, следом выскочили его коллеги. Они кричали, что журналиста бьют, звали милицию. Но милиция не шелохнулась. И вмешалась только тогда, когда фотоаппарат Дементия угодил в нос избивавшему его. Тут сразу оказалось: у нас и милиция есть, и она может и даже хочет разобраться, кто нападаваший, а кто – жертва. Избивавшему Дементия вызвали “скорую” и отправили в больницу, а у Дементия (лицо – в багровых пятнах, губы распухшие, в голове мутилось) – сразу потребовали объяснение.
«Тебе что, больше всех надо?!»
– Милиционеры взяли у меня объяснительную. Я сказал: хочу написать заявление о том, что меня избили. Они это заявление тоже вроде бы взяли. Но потом, когда приезжали в больницу, оформляли только протокол админнарушения, где написано, что я, как какой-то хулиган, избил человека. Но это же ложь! Больше всего меня возмутило высказывание милиционера: “Тебя ж пустили, чего возмущался? Сидел бы – и все было бы нормально”… Избранный херсонцами мэр – не князек, а мы – не его холопы! Он обязан отчитываться открыто перед всеми. Я уверен, ничего этого не было бы, если бы отчет проходил, как положено. А здесь даже журналистов не пускали – для кого был отчет?!
…Милиционеры опрашивали Дементия до тех пор, пока ему не стало совсем плохо и пришлось вызывать “скорую”. Врач “скорой” настоял – нужно немедленно везти в больницу.
«С больной головы на здоровую»?
Первые сообщения о происшедшем появились в Интернете уже в 18.45 вторника, в среду – уже практически на всех сайтах украинских изданий. Часть происходящего снято на видео и можно посмотреть на сайте: http://www.youtube.com/watch?v=rF2RqM0VkqQ.
В среду, Украинский Хельсинский союз по правам человека обратился к Генеральному прокурору и Министру внутренних дел по поводу обеспечения быстрого, независимого и эффективного расследования жестокого избиения Дементия Белого, члена Правления Хельсинского союза, Председателя областной организации Комитета избирателей, известного правозащитника и журналиста. А все коллеги ждут объяснений от городского головы Владимира Сальдо: почему такое стало возможно в нашем городе?
P.S.
Когда уже верстался этот номер, пресс-служба горсовета распространила свою версию происшедшего. В ней Дементий Белый представлен провокатором и хулиганом, который нанес тяжелые травмы некоему бизнесмену, совершенно постороннему Владимиру Сальдо, а сам ничуть не пострадал.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |