Человек не хочет думать о старости, пока не столкнется с ней лицом к лицу. Верит, что до старости, своей и своих близких, еще бесконечно далеко. Удивляется, узнав, что процесс старения начинается уже в 27 лет. И, может быть, даже в какой-то момент с иронией вспомнит слова великой Фаины Раневской: «Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность».
О старости и о ее проблемах мы решили поговорить с человеком, который знает об этом возрасте все или почти все — с главным врачом херсонской гериатрической больницы Ритой СКОРОХОД.
- Рита Анатольевна, от мыслей о старости люди склонны отмахиваться, как от назойливой мухи. Что же заставило Вас заняться этим непростым направлением медицины — гериатрией?
- Так сложились обстоятельства. Я никогда не мечтала заниматься гериатрией, хотела поступить на педиатрический факультет, но поступила на лечебный. Работала в гортубдиспансере, который раньше находился в этом же здании. Потом заведение перепрофилировали в гериатрическую больницу, а я так и осталась — живу рядышком, удобно. Постепенно я прониклась этой проблемой, начала ею всерьез заниматься. Это огромная ниша, но в нашей стране проблемами стариков занимаются очень мало.
- Несмотря на это гериатрическая больница в Херсоне все же появилась…
- В 1992 году была принята программа «Люди пожилого возраста», на ее волне и был создан ряд таких учреждений: в Киеве и Одессе открылись гериатрические центры, в Днепропетровске — гериатрическая поликлиника, в Днепродзержинске и других городах — гериатрические отделения. В нашем городе в 1992 году впервые в Украине была открыта гериатрическая больница. Так что сегодня гериатрическая помощь в Херсоне представлена гериатрическими кабинетами и гериатрической больницей.
- А кого мы вообще называем людьми пожилого возраста и стариками?
- У нас людьми пожилого возраста считаются те, кому 55-75 лет. От 75 до 90 лет — это старческий возраст, а тех, кто перешагнул 90-летний рубеж, называют долгожителями.
- Бытует мнение, что раньше старики болели меньше…
- Просто жили люди меньше. Наша цивилизация привела к тому, что мы стали жить дольше, но старость стала более проблемной.
- Насколько актуально изучение проблем пожилых людей?
- Глубоко изучать эти вопросы стали только в последние десятилетия, когда начался глобальный и прогрессивный процесс постарения населения. Судите сами: в 1950-х годах людей пожилого возраста было приблизительно 200 млн., в 1970-х — уже 350 млн., в 2006 году — более 700 млн. На сегодняшний день в экономически развитых странах число людей 60 лет и выше достигло 20-25%. Опубликованный в 2002 году прогноз ООН на ближайшие 50 лет свидетельствует о том, что количество людей этого возраста увеличится почти вдвое — при сокращении рождаемости и уменьшении количества людей младших возрастных групп. Украина же принадлежит к демографически старым странам мира. Из числа бывших союзных республик — самое старое государство: удельный вес населения старше работоспособного возраста составляет 23,4% (Россия -17,7%, Беларусь — 18%). В нашем городе, как и в целом по Украине, наблюдается постоянное увеличение количества пожилых людей — их сегодня 23,9%. Население неизбежно стареет. А когда организм стареет, он становится более уязвимым — создаются условия для развития болезней, уровень заболеваемости, инвалидности и смертности у людей пожилого возраста повышается. 46% нуждаются в активном медицинском лечении и досмотре, 10% необходима интенсивная стационарная помощь.
Нужно добавить, что отличаются и принципы диагностики и лечения у людей старших возрастных групп. Например, для пожилых людей характерно развитие хронических болезней, нарастающих с годами. Кроме того, они, как правило, страдают от нескольких болезней, часто с атипичным течением. Недостаточное знание основ гериатрии здесь может привести к необратимым последствиям. Вот и возникла надобность в создании гериатрических учреждений. А мы на практике видим результаты — эффективность лечения в нашей больнице составляет 85%. Так что изучение проблем пожилых людей актуально, а целесообразность существования гериатрических учреждений давно доказана и теоретически, и практически.
- Старость — понятие физиологическое или социальное?
- Конечно, это процесс физиологический. Социум не в состоянии повлиять на процесс физиологического старения (естественное начало и постепенное развитие старческих изменений, ограничивающих способность организма адаптироваться к окружающей среде). Но социальные проблемы могут вмешиваться в процесс, и тогда старение становится преждевременным (это ускорение темпа старения, когда возрастные изменения наступают раньше положенного возраста). Как это ни печально, но старение человека в большинстве своем происходит у нас именно по преждевременному (ускоренному) типу.
- Но человеку под силу «отодвинуть» старость?
- Вопрос спорный. Как правило, старение заложено генетически, зачастую обусловлено наследственностью, перенесенными заболеваниями. Из факторов риска преждевременного старения также можно выделить малоподвижный образ жизни, психические стрессы, избыточное питание, вредные привычки, экологические проблемы и многое другое. И если на наследственность или на окружающую среду мы никак повлиять не можем, то вести нормальный образ жизни, правильно питаться, избавиться от вредных привычек — в наших силах. Я считаю, что отодвинуть приближение старости нам по силам. Для этого нужно: первое — влиять на факторы, приближающие старение, второе — применять геропротекторы (к этим препаратам относятся неоднозначно, но мы на практике видим результаты, особенно в комбинации с лечебной физкультурой). И третье — психологически готовить себя к старости.
Социологические исследования, проведенные институтом геронтологии АМН Украины, свидетельствуют о том, что больше половины людей, вышедших на пенсию, психологически не готовы к новому положению и новому периоду жизни. Поэтому уже в среднем возрасте нужно думать о том, чем мы будем заниматься на пенсии — огородничество, дача, цветы, общественная работа.
- Подход к проблемам старости в нашей стране отличается от подхода в цивилизованных странах?
- К сожалению, да. Образцом для нашей страны могут послужить Франция, Германия, Израиль, где создана целая сеть геронтологических и гериатрических учреждений. Мне очень нравится французская система, которая представляет собой объединение государственных и социальных структур (министерство здравоохранения и социального обеспечения), хорошо развитых некоммерческих медико-социальных ассоциаций, а также частных предприятий. Там создана многопрофильная сеть амбулаторных и стационарных геронтологических центров. В этих центрах работают не только врачи, но и психологи, социальные работники, реабилитологи, эрготерапевты, а это позволяет проводить более эффективное лечение и профилактику заболеваний, максимально адаптировать пожилых людей с признаками инвалидности к окружающей среде. Наличие таких центров позволяет полностью или частично сохранить нормальную жизнь членам семьи тяжелобольного пожилого человека — а это тоже немаловажно.
В Израиле, например, каждому старику определяют степень автономности. Один может не только сам себя обслуживать, но и даже работать, а другому нужно менять памперсы. Специальная комиссия определяет, какова в каждом случае будет доля государства в обеспечении этого человека, и какова доля детей или родственников.
В отличие от других стран мира, в Украине, к сожалению, не существует чёткой системы медицинской помощи людям пожилого возраста. Пенсионеры и ограниченные в передвижении пожилые люди обследуются неохотно, да и не всегда. Хорошо еще, что в Херсоне есть наша больница, есть гериатрическое отделение для людей с психическими проблемами в психиатрической больнице, есть хоспис для онкобольных… В других городах и этого нет.
- Во многих странах есть еще и частные клиники для стариков. Нужны ли такие заведения у нас и насколько реально их появление?
- Да, за рубежом их масса. Люди либо продают свои квартиры и живут в клинике, получая лечение, питание и уход, либо вносят туда свою пенсию. Но вот только уровень пенсий у нас и там очень уж разный. На нашу пенсию разве можно прожить? Потому у нас и нет попыток создать какие-то частные клиники — чрезвычайно нерентабельными они получаются. Люди не в состоянии будут даже компенсировать те затраты, которые на них пойдут. Вообще-то, открыть подобное учреждение у нас — это моя мечта, но, к сожалению, у меня таких денег нет, а люди еще не готовы платить за свою ухоженную старость. Хотя по сравнению с тем, что было в 90-е годы, сдвиги есть.
- Что нужно делать, чтобы старость не стала проблемой для самого себя и для окружающих?
- Счастливую старость нужно готовить. Не только вести соответствующий образ жизни, заниматься профилактикой болезней, принимать геропротекторы и психологически готовиться к выходу на пенсию. Важно воспитывать своих детей так, чтобы они тебя не бросили, когда ты будешь старым и немощным. Моя практика показывает: каков старик, такие у него и дети. Радует, что уже нет тех проблем, которые были в 90-е годы, когда дети уезжали работать за рубеж, старики умирали, а хоронили их мы, потому что не могли никого найти. Сейчас дети и внуки, в основном, очень заботливы. Меня недавно поразило, как внук заботится о своей бабушке, которую привез к нам подлечить. Бабушка, честно говоря, не подарок, а он с ней носится! Так трогательно!
- Вы видели счастливых стариков?
- Я всегда считала, что наших стариков назвать счастливыми нельзя. Ты уже на склоне лет, жизненный путь приближается к закату, ты болен, зачастую нищ, да и дети не всегда хорошо относятся. Казалось бы, какое тут счастье? Но как-то наш главный бухгалтер, у которой в нашей больнице лечился дедушка, сказала мне: «Вы не правы. Дома дедушка был всегда поникший, расстроенный, а здесь он был по-настоящему счастлив. Здесь». Надеюсь, какие-то минутки счастья мы старикам все-таки даем. Они получают у нас общество, лечение, уважение и внимание к себе.
Словарь терминов
Гериатрическая больница — это лечебно-профилактическое учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи людям пожилого возраста (жителям города) с терапевтической и неврологической патологией, в случае обострения, их реабилитация с целью восстановления трудоспособности или повышение способности к самообслуживанию после острых и хронических заболеваний.
Гериатрия — это наука о болезнях пожилых и старых людей. Гериатрия — один из важнейших разделов другой большой науки — геронтологии, изучающей биологические, социальные и психологические аспекты старения человека.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |