Почему честные судьи в независимой Украине становятся редкостью?
Криминальные скандалы, главными действующими лицами которых становятся люди в мантиях, вспыхивают на Херсонщине все чаще. В самом областном центре судью Днепровского райсуда осудили за вымогательство тысячедолларовой взятки за право усыновить сироту, в Каховском районе ее коллега расстрелял из автомата сестру с племянником на почве спора о наследстве. А уж статьи об осуждении невинных граждан и абсурдных решениях, вынесенных за вознаграждение в угоду какому-нибудь влиятельному бизнесмену, в местных газетах и вовсе появляются достаточно часто. О новых случаях коррупции в судейской среде и о том, кто покрывает нечистых на руку вершителей правосудия, в своем интервью для нашей газеты рассуждает народный депутат Украины, член ЦК Компартии Украины Екатерина САМОЙЛИК.
- Екатерина Семеновна, к Вам как к известному парламентарию нередко обращаются жертвы административного беспредела, которые нигде больше не смогли найти понимания и справедливости. Фигурируют ли в этих обращениях фамилии недобросовестных судей?
— К сожалению, представители той ветви власти, которая должна- стоять на страже закона, у нас этим законом откровенно пренебрегают — глаза им застилает обыкновенная жадность. И чем дальше, тем подобных примеров больше. Недавно пришлось разбираться с историей частного предпринимателя из Каховки Романа Дороша. Стремясь хоть как- то избежать чиновничьих поборов и бандитских наездов, Роман Викторович вынужденно согласился на «покровительство» судьи Каховского районного суда Олега Терещенко. Как утверждает каховчанин, судья лично помогал ему «решать вопросы» с представительством перед силовыми структурами, покупкой сельхозтехники и посевных материалов. И, конечно, не даром, а за половину прибыли возглавляемого им предприятия «Трилан». Все это продолжалось не месяц-два, а целых шесть лет, примем в Каховском районе об участии судьи в частном бизнесе знали многие. Знали — и молчали, хотя для государственных служащих такое вот «деловое партнерство» запрещено законом и является прямым нарушением присяги.
Как Вы полагаете, почему шесть лет спустя сам предприниматель отважился разоблачить «теневого компаньона»?
Если вкратце, положение у него сложилось просто безвыходное, и предание ситуации огласке — это, по- моему, просто акт отчаяния.'Пока дела у бизнесмена шли успешно, он был не против делиться доходами с «крышей». Но потом случился неурожай, вместо прибылей появились убытки, а судья все также продолжал тянуть с ЧП «Трилан» деньги, причем его аппетиты год от года росли. В 2007 году на жену судьи Олега Терещенко Марину в «Кредитпромбанке» был оформлен договор о выдаче ей кредита на 400 тысяч гривен (47 тысяч долларов США) для покупки джипа «Тойота Прадо», на котором ее муж ездил по доверенности. Судья настоял на том, чтобы поручителем по кредиту выступил именно Роман Дорош, а запуганный бизнесмен, как вы понимаете, не мог ему сказать. Ответная услуга состояла в том, что в 2008 году судья тоже выступил поручителем при оформлении самому До- рошу кредита на 140 тысяч гривен в банке «Надра». Однако Роман Дорош говорит, что через несколько месяцев Олег Терещенко вновь потребовал у него денег и вынудил передать ему даже не 140, а 160 тысяч гривен. После этого частное предприятие «Трилан» в финансовом отношении было полностью «обескровлено», а его учредитель потерял возможность погашать заем. Банк подал на должника в суд, и теперь Роман Дорош рискует вообще остаться с семьей на улице — ведь залогом при предоставлении кредита была его квартира, а другого жилья у каховчанина нет.
Неужели законным путем ничего нельзя было сделать?
Роман Дорош писал жалобы и в Минюст, и в Совет судей, и в Высший совет юстиции. Однако по сути его жалобы нигде, похоже, и не собирались рассматривать. Никого не интересовало, на какие средства судья горрайонного суда вместе с семьей регулярно выезжает отдыхать в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию и Египет, отправляется на охоту в Белгородскую область России, кем и на какие средства куплена используемая им в личных целях дорогая машина. Типичной в этом плане оказалась и позиция председателя Совета судей Херсонской области Катерины Закарян. В ответ на обращение из Каховки госпожа Закарян признала, что судья Терещенко действительно нарушил условия кредитного договора и Совет вроде бы собирается инициировать его увольнение с должности. Со всеми прочими разоблачениями Катерина Закарян посоветовала Роману Дорошу «обращаться в правоохранительные органы». А ведь она могла бы в чем-то посодействовать восстановлению справедливости — хотя бы самой направить полученный сигнал о совершении преступлений в ту же милицию. Уверена: там с большим вниманием рассмотрели бы заявление, если бы к нему была приложена даже самая коротенькая сопроводительная записка от Совета судей.
А какими же в этом случае будут действия народного депутата Украины?
Я уважаю закон и с уважением отношусь к той роли, которую судьи должны выполнять в цивилизованном правовом государстве. Вот почему я очень внимательно изучила документы, предоставленные мне Романом Дорошем, и последние сомнения в их подлинности у меня отпали. Конечно, Верховная Рада Украины тоже получит самую подробную информацию о некоторых теневых аспектах карьеры судьи Каховского райсуда Олега Терещенко и его «плодотворном сотрудничестве» с предпринимателем Романом Дорошем. Однако парламентская процедура лишения статуса судьи с предварительным обсуждением в профильных комитетах и участием представителей Высшего совета юстиции может растянуться на несколько месяцев. Поэтому после некоторых консультаций я решала предать теперь уже известные вам факты огласке с помощью средств массовой информации. Надеюсь, после этого каховчане будут иметь более четкое представление об истинном моральном облике одного из районных судей, а милиция с прокуратурой ускорят .проверку фактов из заявлений Романа Викторовича о судьбе ЧП «Трилан». От себя лично хотелось бы заметить: коррупционеров в мантиях на службе украинскому государству наверняка было бы поменьше, если бы в судейском корпусе укрепилась внутренняя атмосфера нетерпимости к злоупотреблениям и извращению самой сути правосудия вместо сегодняшней склонности «не выносить сор из избы» и круговой поруки. Это позволило бы уменьшить не только уровень коррупции среди судей, но также снизить и недоверие народа к прогнившей изнутри системе отечественных правоохранительных органов в целом. А заодно очень улучшило бы психологический климат в нашем обществе, который сейчас здоровым не назовешь.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |