Газовый вопрос в Украине был и остается одним из самых популярных и широко обсуждаемых: в парламенте, правительстве, в метро, на улицах. Цена на газ в Украине давно из плоскости экономических тем переместилась в сферу политическую, а значит дискуссионную
В лучших традициях политической борьбы по-украински (когда можно много пообещать и ничего не сделать) оппозиция привычно рассказывает о преимуществах дешевого газа, не слишком распространяясь на тему, где и как его добыть. Несомненно одно: присоединившись к «плачу о дешевом газе» политик или гражданин мгновенно станет «защитником народа», что автоматически даст ему массу политических бонусов и электоральных дивидендов. Вот все и стараются как могут...
Однако, положа руку на сердце, нужно признать, что, открывая двери Кабмина, экс-оппозиция внезапно обнаруживает, что обеспечивать топливный баланс большой страны предвыборными спичами довольно сложно, а то и вовсе невозможно. В результате каждое украинское правительство сталкивается с необходимостью повышать цену на газ. Но в отличие от стран Восточной Европы, где либерализацию цен на энергоносители обеспечили лет 15 назад, мы привычно пытаемся объяснить друг другу элементарное и очевидное. Именно поэтому получился экономический казус — когда газ на границе покупался за $ 330, а внутри страны его исхитрялись продавать вчетверо дешевле. Вы спросите — как покрывали разницу? Очень просто — брали кредиты... В теплокоммунальной сфере схема выглядела следующим образом. Для нужд населения ежегодно потреблялось порядка 27 миллиардов кубометров газа. При этом 17,3-17,8 миллиарда из них составлял относительно дешевый газ собственной добычи, который шел на индивидуальное отопление, подогрев воды, приготовление еды.
Вообще-то, дешевизна украинского газа весьма относительна и вызвана в основном тем, что в себестоимости его добычи не отражаются гигантские инвестиции, сделанные еще в советское время. На сегодняшний день природный газ из новых скважин обходится куда дороже, но это — тема отдельной статьи. Что касается остальных 9 миллиардов кубометров импортного газа, то его цена разительно отличается от стоимости украинского. В основном он предназначается для отопления, именно на него цену годами искусственно занижали. И, несмотря на то, что все прекрасно понимали, что вечно так продолжаться не может, политически неприятный момент приближения цен к реальности по возможности откладывали в долгий, но не бездонный ящик.
Платой был быстрый рост дефицита «Нафтогаза» и, как результат, рост долга правительства. С начала 2008-го по начало текущего года государственный и гарантированный государством долги увеличились практически втрое, превысив 300 миллиардов гривен. Списать всё это на кризис не получится, так как волна кризиса в Украине оказалась разрушительнее, чем у соседей. Причина тоже очевидна: экономика страны разбалансирована и острее реагирует на резкие и необдуманные маневры. Очевидно, что для удержания курса национальной валюты требуется либо расходовать валютные резервы НБУ, либо брать кредиты за рубежом. Но тут возникала проблема: внешние кредиторы схему продажи газа по цене ниже себестоимости не понимали вообще. Чуждо европейской логике торговать «в минус»...
Международный валютный фонд неоднократно заявлял, что деньги будет выдавать только при условии проведения реформ в газовой сфере. И еще 2 года назад, в октябре 2008-го, правительство Юлии Тимошенко в меморандуме с МВФ четко обязалось «до конца 2011 года сравнять цены на газ внутренней добычи и импортированный газ». Более того, западным кредиторам пообещали «деполитизировать процесс установления тарифов», наработав для этого соответствующую регуляторную базу. Дотирование цены на импортный газ для теплокоммунэнерго пообещали поквартально сокращать и к июлю 2010 года ликвидировать вообще. Пообещали. Правда, получив столь необходимый тогда кредит, Юлия Владимировна... выполнить свои обещания забыла. В общем, на практике всё ограничилось только некоторым укреплением регуляторной базы, а вот с приведением тарифов к экономически обоснованному уровню не сложилось вовсе. И совсем грустно получилось с «деполитизацией»: повышать тарифы перед выборами снова не стали, привычно навесив долги на «Нафтогаз України». А ввиду того, что в 2009 году мы жили в режиме «нам бы день простоять да ночь продержаться», то казалось, что у нас не существует других задач, кроме как наскрести денег для очередного платежа РАО «Газпром». На это бросалось буквально всё. О какой-либо стратегии речь уже не шла.
В конце концов невыполнение условий меморандума МВФ откровенно надоело, и он прекратил кредитование правительства Тимошенко. Теперь эти условия поставили уже перед нынешним Кабмином (и поставят перед любым другим). Ничего личного — банкиры просто предлагают определиться: или в Украине такое изобилие ресурсов, что их можно продавать ниже себестоимости, или ей нужны деньги. Что-то одно...
В самой Европе, в том числе и бывших соцстранах, соотношение цен на газ для промышленности и коммунальщиков резко иное. Если у нас коммунальный газ самый дешевый, то там он втрое дороже, чем для промышленности. Причина? Более высокие расходы на его транспортировку и обслуживание сетей для частных абонентов. А ведь расходы на газ в семейном бюджете в среднем в полтора раза меньше, чем расходы на мобильную связь, не говоря уже о расходах на пиво и более крепкие алкогольные напитки. Согласно последним данным экспертов, повышение стоимости газа для 11,4 миллиона украинских семей с потреблением до 2,5 тысячи кубометров в год обойдется в дополнительные 19 гривен в месяц. Под эту категорию подпадают 86,1% украинских абонентов. При этом для более чем трети семей, использующих газ только в кухонных плитах, увеличение цены вообще уложится в интервал до 6 гривен. Более существенно возрастут расходы лишь при потреблении от 2,5 до 6 тысяч кубометров в год.
Впрочем, по новым правилам, оплата коммунальных счетов не может превышать 15% бюджета семьи. При наличии в ней пенсионеров, инвалидов или детей до 18 лет общая сумма коммунальных платежей и вовсе не превысит 10% от дохода семьи.
В общем, повышение цен — вещь, несомненно, неприятная, но до вселенской катастрофы явно недотягивает. Добавим, что придется раскошелиться владельцам загородных особняков, чьи расходы вырастут на 400-500 гривен в месяц. Их, правда, немного — порядка 35 тысяч человек. Тем не менее, если дать объективную оценку сложившейся ситуации, приведение цен к реальному уровню или, говоря проще, повышение — безальтернативно. Резервы для удержания цен исчерпаны еще несколько лет назад, а дешевых ресурсов нет и не предвидится. При этом политическая риторика сколько ни была бы привлекательной, денег от нее не прибавляется. Другое дело, что реформы в газовой сфере нельзя свести только к росту цен и это — следующая задача, которую нужно выполнить... Правда, после того, как будет отрегулирован газовый рынок.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |