«Все разбираются в футболе, а играть некому», — именно эта расхожая фраза вспоминается, когда приходится выслушивать предвыборные байки о проблемах водоснабжения в Херсоне. Свежеиспеченные претенденты на пост городского головы, кто сознательно, а кто и по причине полной некомпетентности, пытаются навесить столь «развесистую клюкву» на уши горожан, что я решил лично рассказать о воде и о Горводоканале.
Начну, пожалуй, с главного. За полгода руководства этим, важнейшим для города, предприятием я очень четко понял простую истину: никто — ни Евросоюз, ни святые угодники — не смогут чудесным образом дать нам завтра вдоволь чистой воды. Проблемы с нею возникли не вчера — напомню, что впервые график подачи был введен в Таврическом районе еще в апреле 76-го постановлением Херсонского городского Совета народных депутатов за подписью тогдашнего председателя В.Масенкова. Можно долго искать виноватых или рассуждать о причинах, однако факт остается фактом: воды не хватает, качество ее не на высоте — и простых решений у этой проблемы нет.
Зато есть возможность болтать на эту тему, раздавая предвыборные обещания, и пользуются ею безответственно и даже преступно. Например, некоторые претенденты на полном серьезе утверждают, что, дескать, возьми мы восемь лет назад кредит от Европейского банка реконструкции и развития — и уже давно забыли бы о своих бедах. Однако я могу напомнить забывчивым политикам, что тогда за свой кредит Европа желала полностью распоряжаться этими деньгами: самой решать, кому и сколько платить, какое о'борудование поставить и так далее.
Да и наши министерские чиновники из тогдашнего Кабмина тоже не подкачали. Я помню их заявления о том, что «госгарантия стоит 1%». Честное слово, складывалось ощущение, что мы с ними живем не в одной и той же стране.
Теперь о проблеме залога. Я в то время работал заместителем городского головы по коммунальной собственности, поэтому не понаслышке знаю, как цивилизованные европейцы потребовали в обеспечение, ни много ни мало, а все имущество территориальной громады. Из которого они хотели самостоятельно выбрать наиболее ликвидные объекты — в том числе школы, больницы, детсады. Нам ли, пережившим разруху 90-х, было отдавать чужому дяде-свои больницы?
Удивительно, что тогдашний заместитель городского головы вот так запросто перекладывает персонально на мэра всю ответственность за неуспех с тем кредитом. Очень напоминает, знаете ли, стиль ЮВТ, у которой во всем виноваты все, кроме нее самой. Я же считаю, что раз уж ты работаешь замом по ЖКХ — так либо делай свое дело любой ценой, либо уходи и не мешай работать.
Наша коммунальная сфера и без того 20 лет финансировалась по остаточному принципу (а значит, никак не финансировалась), что совершенно недопустимо. А последние годы, к тому же, пришлись на мировой кризис. Плюс к тому, пятилетние политические маневры недоброй памяти «оранжевых», когда главы облсовета и облгосадминистрации даже в лифт вместе не садились, а до решения насущных проблем у них и вовсе руки не доходили.
Суть нынешних проблем ЖКХ и решение для них, в сущности, едино для всего государства. Должна быть четкая и жесткая граница между теми, кто платит, и теми, кто «вроде как платит». Между этими категориями должна быть настоящая пропасть. Так принято во всем мире: первые называются достойными гражданами, а вторые — преступниками. Заплатил налоги — спи спокойно, «вроде как заплатил» — пожалуй в суд. Платишь — есть вода, не платишь — тебе ее отрезали, и все.
Только вдумайтесь: на сегодня долг населения перед Херсонводоканалом составляет 21 миллион гривен. А ведь на эти деньги, в первую голову, можно было бы поменять массу насосного оборудования на энергосберегающее, что, в свою очередь, дало бы экономию по электроэнергии до 35%. Ежемесячно огромную сумму — два с половиной миллиона — мы платим Облэнерго. Причем только за время моего руководства стоимость электроэнергии для промпредприятий поднялась на 18%! А после модернизации оборудования могли бы платить лишь полтора. Мы ежегодно должны менять около 20 км только магистральных труб. И как раз за счет экономии электроэнергии можно было бы начать эту работу.
Но даже сегодня, благодаря принятым в прошлом году тарифам, — а они принимались, ой, как непросто, нервно и политизировано, — так вот, именно благодаря настойчивости предыдущего директора Владимира Присяжнюка и усилиям мэра, в средне- Срочной перспективе экономика Горводоканала имеет достаточно устойчивое положение. Теперь, если мы и будем брать кредиты, то только точечно. Нас сегодня уже не надо «спасать», не надо указывать, что, где и как делать. Шесть проектов модернизации водопроводных насосных станций сейчас на выходе (до 15 октября). И вот с ними уже не стыдно пойти в тот же ЕБРР.
Сегодня наиболее благополучный район города с точки зрения водоснабжения — это, безусловно, Остров, где 23 ООО жителей круглосуточно получают качественную воду. На очереди. — Шуменский, где в срок до 1 января также будет 24-часовое водоснабжение. Там сейчас, после ввода в строй на 3-й насосной станции системы экологически безопасной водоподготовки, идет работа по замене насосного оборудования, труб и реконструкции существующих скважин. Мы, надо заметить, в принципе, планируем усилить локальную составляющую в водоснабжении. Для того, чтобы районы в основном были запитаны от собственных источников, и не приходилось гонять объемы воды из одного конца города в другой. Так вот, 4 скважины Шуменского, которые мы оборудуем современными европейскими насосами (они на 30% дешевле немецких, но такие же качественные), позволят в постоянном режиме использовать две из них, одну задействовать под пиковые нагрузки и одну держать в технологическом резерве. Таким образом, Шуменский будет полностью самодостаточен по воде. Хотя не все зависит от нас — скажем, подкачивающие станции в домах часто Водоканалу не принадлежат, но, тем не менее, также требуют модернизации. Я уверен, что к Новому году цель, поставленная мэром Владимиром Сальдо, будет достигнута, и график подачи воды на Шуменском мы отменим. Кстати, для сведения разнообразных болтунов, сообщу, что решение только этого вопроса обойдется более, чем в два миллиона гривен.
Можно сказать, главная головная боль города — Таврические районы. Это очень проблемный участок, хотя немногие знают, что тамошний хронический дефицит водоснабжения мог уже давно стать историей. Мало кто помнит о Днепровской водоочистной станции, а ведь в свое время ДВС на поселке Текстильщиков была главной надеждой жителей ^этого микрорайона, но ее просто не успели достроить в СССР. Эта станция проектировалась на использование части технической воды, которую у нас в Никольском берет город Николаев. Сегодня строительство успешно разворовано и представляет собой жалкое зрелище. Однако специализированный институт ХарьковВодока- налПроект готовит для нас проект восстановления, а практически — нового строительства, ДВС на современной технологической базе. Он будет готов через 6 месяцев, и строительство будет осуществлено ориентировочно за 2-3 года. Конечно, при нормальном финансировании. Общая же цена вопроса составит около 100 миллионов гривен. При этом мы не планируем всю эту сумму брать в кредит — зачем платить лишние проценты? Я рассчитываю добиться софинансирования этого проекта, при котором часть денег будет вложена и самим Горводоканалом, и городом, и областью, но, главное — при серьезной поддержке государства. Кстати, великолепный пример такого взаимодействия уже есть — те самые 17,5 миллионов гривен на восстановление самотечных канализационных коллекторов. Эта проблема не решалась десятилетиями, но именно в этом году с помощью губернатора Николая Михайловича Костяка впервые были выделены реальные деньги, которые позволят значительно улучшить ситуацию.
Отмечу, кстати, конструктивные отношения нынешнего губернатора и городского головы Владимира Сальдо. Их деловое взаимодействие очень помогает в решении множества городских проблем, а с учетом выстраивающейся вертикали от Президента и Кабмина до местного самоуправления дает твердую уверенность в перспективах коренного улучшения работы всего комплекса ЖКХ.
Говорил и буду говорить: областной центр без круглосуточного водоснабжения попросту не дотягивает до своего статуса. И сегодня у нас есть серьезный задел для решительных действий по исправлению нынешнего досадного положения. Убежден: эпоха пустой болтовни закончилась, сегодня время серьезных людей и настоящей работы. С этим убеждением идет на выборы мэр Владимир Сальдо, с этим настроем работает весь возглавляемый мною коллектив Водоканала. С этими же принципами в общей команде Партии регионов избираюсь в городской Совет и я. Верю, что и горожане поддержат наш курс на реальное развитие, в противовес пустым обещаниям.
ОБ АВТОРЕ:
Козаков Игорь Владимирович, 2002-2006г. — зам. городского головы Херсона по коммунальной собственности 2006-2007г. — народный депутат, Верховная Рада V созыва с марта 2010г. — глава Херсонского горводоканала.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |