Практически каждый херсонец хотя бы раз имел возможность общаться с дистрибьюторами (агентами сбыта) сетевых компаний. Знакомство с ними может произойти где угодно — на улице, через знакомых, через объявления о вакансиях на работу. Вариантов множество. Что происходит дальше, вы знаете: дистрибьютор жаждет продолжить общение — и во второй, и в третий раз. Цель — побудить вас купить продукцию или вступить в сетевую компанию.
В начале 90-х в Украине появились первые сетевые компании, предлагающие на тот момент новый подход к ведению бизнеса — сетевой маркетинг. Спустя десятилетия его существования уже можно судить о том, лохотрон это или нет.
Сетевой маркетинг, или метод прямых продаж, прежде всего подразумевает общение клиента и продавца напрямую, минуя прилавок магазина. Таким образом, поставщик продукции экономит на аренде торговых и складских помещений, а также доставке товара. Взамен этого реализатор получает дополнительные преимущества — в разных компаниях от 10 до 50% розничной стоимости продукции (в деньгах, товаре или баллах). НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Согласно данным сайта newmax.ru, сейчас на территории СНГ и, в частности, Украины ведут деятельность 76 сетевых компаний, разной степени раскрученности и популярности. На mlm-info.ru статистика несколько другая — 60 компаний. Из-за жесткой конкуренции их представители редко делятся информацией о своей работе, боясь потерять своих дистрибьюторов и покупателей.
Даже сегодня никто не может сказать с уверенностью, что сетевой маркетинг — это однозначно хорошо или плохо. А тогда это вообще было в новинку: покупать что-то друг у друга и. тем более, пытаться продать друг другу без магазинного либо договорного посредничества.
«Незападный» менталитет наших людей создал сетевикам первое препятствие. «Центральным сетевым штабам» пришлось повозиться и разработать схемы преодоления барьеров в торговле, которые, к слову, имеют много общего с проведением политических кампаний.
Представьте себе, что политический кандидат и чудодейственный крем от морщин — это одно и то же. Есть такой продукт, и его надо кому-то «втюхнуть», для чего необходима грамотная реклама. Вот так целые нации перешли из поколения производственников в поколение менеджеров.
В истории развития сетевого маркетинга в Украине отмечены и негативные моменты, о которых не было известно даже дистрибьюторам компаний. Например, когда компании развитых европейских стран стали открывать заводы по изготовлению продукции для потребителей СНГ на территории Польши. С одной стороны, снизилась стоимость доставки товара (Польша ведь ближе). С другой — постоянные потребители заметили при этом резкое ухудшение качества продукции.
Есть и другие примеры: масштабные распродажи по низким ценам могут означать, что срок годности продукции подходит к концу и от нее надо избавляться. Или косметическая продукция, массово продвигаемая у нас как элитная, с использованием всех брэндовых атрибутов, на своей родине может иметь гораздо лучшее качество.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Так в чем лохотрон и на что следует обратить внимание начинающим сетевикам, чтобы не попасть впросак?
Первое — по возможности (независимо от сетевика) ознакомиться с данными о компании, состоянием ее финансов, мнениями о ее товарах и услугах, посмотреть сертификат, проверить наличие лицензии, подтверждающей право работать на украинской территории. Правда, вам могут показать липовую лицензию министерства, которого нет в природе, а вы примете все за чистую монету. Поэтому есть повод для более углубленного изучения этого вопроса.
Второе — внимательно прочитайте маркетинг-план компании, оцените его преимущества и недостатки применительно к себе. Нередко прописываются весьма агрессивные маркентинг-планы, благодаря которым можно запросто попасть в «сетевую кабалу». В частности, такие компании легко определить по регулярным ежемесячным закупкам товара для получения прибыли, по высокой стоимости вступления в компанию. Адаптивная к украинскому рынку стоимость вступления в западную сетевую компанию не должна превышать 35 долларов.
Третье — обратите внимание на продукцию. Важны: качество, демократичные цены, расходуемость товара и широта его ассортимента. Если продукция дорогая, продать ее будет сложнее, если вы, конечно, не вхожи в элитные круги.
Срок хранения косметических средств и биологических добавок — тоже немаловажная составляющая. Сетевики, продающие просроченную или близкую к концу срока годности продукцию, рискуют остаться без клиентов.
Четвертое — подумайте, сколько времени у вас займет продуктивная работа, приносящая дивиденды (продажи, привлечение клиентов и кадров для вашей бизнес-структуры). Реально оцените свои шансы в качестве сетевого продавца: способны ли вы выдержать сотни отказов, критику в свой адрес знакомых, антирекламу продукции вашей компании со стороны конкурентов? Способны ли вы продавать вообще?
Также нужно учитывать, что в офисах распространителей не любят и всячески с ними борются, не спуская их внутрь. Или вешают таблички на дверях: «Вход дистрибьюторам — 50 грн.», «Сетевикам вход воспрещен, штраф — конфискация товара».
ШАНСЫ ЗАРАБОТАТЬ
Всемирная федерация торговых ассоциаций (www.wfdsa. org) ежегодно предоставляет отчет о развитии сетевого бизнеса приблизительно в 80 странах. Вот некоторые выдержки из последнего отчета: «Мировой оборот сетевых компаний быстро приближается к отметке в 100 млрд. долларов в год. Женщин примерно в четыре раза больше, чем мужчин. Пожилые люди составляют около 5% дистрибьюторов. Сетевиков с физическими недостатками насчитывается до 8%. В каждом десятом американском доме есть дистрибьютор. Зарабатывать в компаниях сетевого маркетинга сумму около 100 долларов в месяц может примерно каждый 50-й человек, заключивший договор с сетевой компанией, приобретший и пользующийся ее продукцией. Шанс зарабатывать 500 долларов в месяц выпадает примерно одному из трехсот человек, пришедших в эту индустрию. Аналогично, сумму в 1000 долларов могут заработать примерно 0,1% дистрибьюторов» (rabotenka.kiev. ua).
Вопреки культивируемому мифу о том, что работа в прямых продажах — неплохой дополнительный заработок или даже бизнес, цифры заставляют быть несколько сдержанным в оценках. Согласно той же официальной статистике, в 2009 году средний доход на одного человека, работающего в сетевом маркетинге, составил примерно 60 долларов за год. Это значит, что есть люди, способные к ведению этого бизнеса, и неспособные к нему. Иначе откуда берутся «золотые» директора?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |