Уинстон Черчилль говорил, что политика — сродни игре в шахматы с правилами, которые устанавливаются по ходу партии. Херсонская шахматная партия под названием «Борьба за кресло мэра» началась более года назад.
ДЕБЮТ
Первым, пожалуй, начала игру общественная организация «Возрождение Херсона». Начала, как и большинство других игроков, с заведомо неверных ходов — то есть, с критики.
В принципе, работу с электоратом можно разделить на два основополагающих компонента: критика и позитив. Критиковать можно все, что угодно, но критика только тогда достигнет цели, когда рядом с ней будет позитив. Критика должна быть конструктивной! Выглядит это примерно так: «Нынешний мэр — бяка, потому что он не сделал то-то и то-то; зато я — белый и пушистый, потому что уже сделал то-то и то-то». Особо подчеркнем слово «сделал» — для позитива одних обещаний что-то сделать недостаточно.
Можно хоть каждый день бутыль с собачьим дерьмом швырять в кабинет градоначальника, объявлять голодовки против мэра и устраивать малочисленные пикеты — толку от этого не будет никакого. Позитива — вот чего так не хватает нынешним кандидатам.
ПЕШКА, НЕ СТАВШАЯ ФЕРЗЕМ
Установка детских площадок — это был первый правильный ход, сочетавший в себе в необходимых количествах критику и позитив. Показательно, что эту идею слямзили едва ли не все нынешние кандидаты на пост мэра. Впрочем, отметим, что сделали они это напрасно, ведь эта идея — как первый блин. Молоко, мука, яйцо, и в нужных пропорциях, но все равно комом — потому что первый.
Акции по установке детских площадок принесли реальную пользу: в многоэтажках, рядом с которыми появились чудовищные порождения совкового детсадовского дизайна, теперь хотя бы знают фамилии некоторых кандидатов. Но КПД этих акций не больше, чем количество молодых мам, проживающих в данном доме (которые, кстати, в большинстве случаев на выборы вообще не ходят). Идея была выбрана правильно, но целевая аудитория — не та.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ
Девиз того или иного игрока — немаловажный аспект. Лозунг, рядом с которым на билбордах изображается лицо кандидата, должен быть одинаково смысловым и эмоциональным, ведь его задача — обеспечить ассоциативную привязку. Кстати, именно поэтому на предвыборных билбордах нельзя критиковать оппонентов — чтобы ассоциация не связала имя кандидата с негативом критики.
Девизы, которые выбрали наши игроки, увы, не блещут ни эмоциями, ни смыслом. Например, один из кандидатов не устает повторять нам с плакатов, что «Надежда есть!» У кого она есть и на что именно надежда — кандидат не говорит. Похоже, впрочем, что говорит он о себе, а его надежда на победу в выборах свидетельствует о неисчерпаемом оптимизме. Интересно, вывесит ли после своего проигрыша этот кандидат хоть один бил-борд с надписью: «Надежды больше нет!» Лозунгом «Нам тут жить!» воспользовались сразу два кандидата. Причем один из них в качестве представителя Антоновки высказывает вполне понятное желание жить в Херсоне. А вот на что намекает второй — непонятно. Неужели до выборов он «тут» не жил? Тогда зачем он нужен здесь после них? Реляции вроде «Херсон — город предпринимателей», «Херсон — город с круглосуточной подачей воды» и им подобные лозунгами вообще не назовешь. Это скорее фраза из анекдота советских времен, когда в детском саду на утреннике малыши скандируют: «В СССР живут самые счастливые дети!» Воспитательница спрашивает заплаканного Андрюшу, почему тот в слезах. «Хочу жить в СССР!» — ревет тот.
ХОД КОНЕМ ПО ГОЛОВЕ
В политических шахматах не только не возбраняется, но и наоборот, поощряется «ход конем по голове» противника. Черный пиар, как уже упоминалось, является неотъемлемой составляющей любой политической игры. И уж в этом наши игроки дадут фору любым заокеанским коллегам!
Один из кандидатов на пост мэра Херсона узнал, что в штабе его конкурента уже проплачена печать листовок, изображающих этого кандидата, мягко выражаясь, в непривлекательных красках. Кандидат не растерялся и в подконтрольных ему средствах массовой информации тут же предупредил Херсонцев. Мол, так и так, уважаемые земляки, со дня на день в городе появятся картинки, в которых на меня напраслину возводят, тогда как я кристально честный человек. Ситуация, короче говоря, банальная.
Любопытно другое. Еще до того, как эти листовки все-таки были напечатаны и расклеены по столбам, другой кандидат в своих СМИ не преминул съехидничать: дескать, если он оправдывается раньше времени, наверное, этот кандидат сам на себя компромат отпечатал, чтобы дешевого политического капитала «срубить». Недаром говорят, что на воре шапка горит. Если бы другой кандидат промолчал, херсрнцы так и, не узнали бы, что это именно он заказал листовки против первого кандидата. Зато стоило налоговой инспекции наехать на второго кандидата — и все, он уже не ехидничает, а сам кричит — караул, бьют, мол, ни за что, политическая расправа! Собирает пресс-конференцию, куда является с рукой в траурной перевязи — дескать, пострадал от рукоприкладства налоговой. Даже демонстрирует видео, на котором он, кстати, без всякой перевязи активно машет обеими руками.
Впрочем, «бить конем по голове» нужно тоже с умом. В большинстве случаев от этих ударов в выигрыше оказались не бившие, а битые. А виртуозное владение конем продемонстрировала пока только Партия регионов, которая, грамотно ударив по херсонскому теризбиркому, поставила себя на первые места в бюллетенях.
ЭНДШПИЛЬ
Насколько далеки от «своего» электората нынешние кандидаты в мэры, свидетельствует тот факт, что они даже не знают толком, какими баснями им нужно кормить своих избирателей. Один из кандидатов вспомнил про проблему круглосуточного водоснабжения — и эту тему радостно подхватили остальные. И никто из них не заикнулся о горячей воде, которую херсонцы не видели со времен царя Гороха хотя бы по графику. Другой депутат вспомнил — а остальные тут же его продублировали — о разбитых автодорогах. А о тротуарах, не ремонтирующихся десятилетиями, опять же, никто не вспомнил. И так далее, и тому подобное — ведь нынешние кандидаты в мэры не живут в многоэтажках, не ездят в маршрутках, не водят своих детей в обычные садики и школы, пешком передвигаются исключительно от машины до офиса, и потому понятия не имеют, что именно нужно обещать херсонцам. Кого же горожане выберут победителем этой странной шахматной партии?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |