На прилавках магазинов и супермаркетов сейчас представлен широкий ассортимент продуктов питания. Но сознательный потребитель всегда обращает внимание на качество продукции: смотрит описание состава, срок годности, целостность упаковки. Такая скрупулезность покупателя иногда вызывает недовольство со стороны продавцов — мол, долго ходил, смотрел, а практически ничего не купил. А тут еще покупатель вопросы задает: «А куда ГОСТ на этикетке подевался? И что теперь вместо него?»
Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент газеты «Булава» обратился за комментариями к Ларисе Григорьевне Хабрат заместителю начальника Херсонского областного управления по делам защиты прав потребителей.
Корр.: Лариса Григорьевна, какая сейчас ситуация с государственными стандартами качества относительно пищевых продуктов?
Л. X.: На сегодняшний день большинство продукции готовят не по госстандартам (ГСТУ), а по техническим условиям (ТУ).
Корр.: Чем они отличаются?
Л. X.: ТУ — тот же стандарт, но разработанный самостоятельно предприятием. Это собственность предприятия, и за утверждение ТУ его владельцы должны заплатить немалые деньги. Предприятие имеет право производить продукцию по ТУ, если это приведет к улучшению качества. Но практика показывает иной вариант. Мы видим, как вместо 60% натурального мяса в колбасе происходит частичная замена состава соей, пищевыми добавками, продукт теряет ценность, хотя название и цена остаются прежними.
Корр.: Как вы контролируете соблюдение этих ТУ?
Л. X.: Наше управление, как всегда, нацелено на проверку качества пищевых продуктов. Все стандарты имеются в центре стандартизации и метрологии. И сделать анализ, если продукт изготовлен по ГОСТу, не составляет проблем. Если по ТУ — тут проблема. ТУ — собственность предприятия, и только с разрешения его руководства на запрос управления дается состав продукции, и лишь тогда лаборатория делает анализ. Центры стандартметрологии есть во всех областях Украины, периодически продукцию, изготовленную по ТУ, проверяет госнадзор. Но тут другая проблема. Без предупреждения сотрудники госнадзора, как и управления по делам зашиты прав потребителей, идут только тогда, когда есть жалоба.
Корр.: Жалоба должна быть как-то конкретно оформлена?
Л. X.: Обязательно. Раньше было достаточно устного обращения на приеме, и мы могли выходить без предупреждения на проверку предприятия. Мы могли вписывать название предприятия уже при проверке. А сейчас нужна конкретная жалоба на конкретного субъекта, надо указать название предприятия или ФИО частного предпринимателя, адрес предприятия, где и когда была сделана покупка. Желательно, чтобы был чек. Если жалоба коллективная, в заявлении нужно указать адрес человека, которому мы можем отправить ответ. Если это ксерокопия, то она должна подтвердиться рукописными подписями. Жалоба отсылается в Киев, мы получаем согласие Госпотребстандарта Украины и идем на проверку. Чтобы проверить предприятие без жалобы, мы должны внести его в план.
Корр.: Много жалоб на пищевые продукты у потребителей?
Л. X.: Наше управление занимается защитой прав потребителей в разных сферах: как при покупке товаров, так и при получении услуг. Больше всего жалоб поступает на услуги. Если взять количество принятых жалоб с начала года в целом как 100%, то жалоб на пищевые продукты — 2,9% от этого числа. И не всегда виноват производитель. Мы видим, при каких условиях происходит реализация. Я не защищаю производителя, но важно, как доставляется и хранится продукция. К примеру, солнцепек, а в киосках продают мясо, молоко. Да, холодильники есть. А если туда засунуть руку и проверить — работают они или нет, то зачастую нет... В этом году был случай отравления мясом, это был полуфабрикат-шашлык, замаринованное мясо. Была жалоба — семья из грех человек серьезно отравилась. Наши специалисты отобрали аналогичные образцы, потому что именно той партии как раз не оказалось. Она уже была реализована. Сделали анализы, забраковали, притянули к ответственности.
Корр.: Люди небеспочвенно считают, что качество продуктов ухудшилось. Везде добавки, эмульгаторы, загустители. Все с нетерпением ждут, когда это прекратится.
Л. X.: Продукты питания могут быть некачественные, но это не означает, что они опасны для здоровья и жизни. В этом году нами забраковано и снято с реализации 2 вида водки и 1 вид томатной пасты. Анализы мясотоваров, детского питания и других продуктов нарушений не выявили. Но иногда невозможно сделать анализ. Уже есть соответствующий закон, но пока он не действует в полную силу. Государство считает, что всю мясную продукцию надо готовить по госстандартам, но что делать с техническими условиями? Они разработаны, утверждены и имеют юридическую силу до определенного времени. Например, ТУ утверждены до 2011 или 2012 года, и пока они имеют юридическую силу, их очень тяжело отменить. Периодически делается анализ продукции разных партий центрами стандартизации и метрологии, и если оказывается, что есть систематические нарушения требований тех самых ТУ, которые предприятия сами для себя утвердили, то Госпотребстандарт Украины своими предписаниями запрещает реализацию всей продукции предприятия, три года, в зависимости от степени безопасности предприятия.
Корр.: Какое учреждение может отменить этот порядок «десяти дней» для вашего управления?
Л. X.: Если есть закон, должны быть изменения в этих пунктах на уровне первых государственных лиц. Если закон подписан Президентом, то Верховная Рада вносит предложение, и тогда глава державы вправе внести изменения.
О подробностях мы узнали у начальника управления потребительского рынка Херсонского горсовета Веры Кружновой: «Эта инициатива была поддержана областным управлением агропромышленной политики Херсонской облгосадминистрации. Торговля производится по субботам с восьми утра. Характерная особенность — цены на продукцию установлены на уровне цен производителей. Определены пять пунктов выездной продажи местных товаропроизводителей. Это наиболее оживленные торговые «пятачки», охватывающие почти все микрорайоны города. Так, в Таврическом микрорайоне участок под указанную торговлю находится возле рынка «Таврический» и ООО «Південьсільгосптехвідродження» (улица 49-й Гвардейской дивизии), на Шуменском — это участок возле рыночного городка коммунального предприятия «Херсонский коммунальный рынок» (ул. Лавренева), на Острове — площадь между рынком «Остров» и ООО «Ліка» (ул. Патона). Кроме того, в районе ХБК каждую субботу торговля осуществляется на площадке парковки возле ресторана «Белая акация» (на углу улиц 28-й Армии и Крымской), а также на Центральном рынке Херсона (со стороны въезда на него с улицы Октябрьской революции).
Корр.: Насколько известно, херсонским производителям управление обеспечивает приоритет в предоставлении торговых мест?
В. К.: Совершенно верно. Местным товаропроизводителям, сельхозпредприятиям, фермерским хозяйствам и фермерам предоставляются первоочередные места для торговли своей продукцией на рынках города. На сегодня такую деятельность осуществляют 15 местных хозяйств и предприятий, реализующих продукцию собственного производства из около 120 объектов торговли. Кроме того, более 60% мест предоставлено фермерским и частным подсобным хозяйствам, которые реализуют мясо- и молокопродукцию, мед, рассаду цветов и овощей. В случае необходимости руководство основных рынков города имеет возможность предоставить местным товаропроизводителям еще более 400 дополнительных мест. Херсонское управление потребительского рынка постоянно проводит работу по увеличению торговых мест для местных производителей и возможности предоставления им новых удобных мест для реализации собственной продукции.
КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ
Государственный контроль за качеством нашей пищи осуществляется тремя структурами: областным управлением по защите прав потребителей, входящим в структуру облгосадминистраций; Государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины с ее областными отделениями; Государственной службой ветеринарной милиции. Различные механизмы контроля разрабатывают и органы местного самоуправления. Так, в городе эти функции выполняют городская санэпидемстанция, управление потребительского рынка городского совета и городская инспекция по вопросам защиты прав потребителей и соблюдения правил торговли.
Чем же отличаются функции той или иной службы? Поясним: законодатель — украинский парламент — разделил полномочия между санитарной и ветеринарной службами. Первая отвечает за готовый продукт, а вторая — за сырье (одни за колбасу, а другие — за мясо). А коммунальные службы ответственны, прежде всего, конкретно за соблюдение правил торговли продовольственными товарами.
ВЕТЕРИНАРНАЯ МИЛИЦИЯ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ
По идее, весь комплекс контрольных мероприятий призвана обеспечить служба ветеринарной милиции, входящая в систему МВД. Именно «ветеринары в погонах» — первый заслон на пути некачественной продовольственной продукции на наши столы. На них лежит большая ответственность — выявить и ликвидировать очаг опасных болезней животного происхождения (например, африканская чума свиней, сибирская язва, пресловутый «птичий грипп»).
Между тем, на всю Украину несет службу всего лишь 150 работников ветеринарной милиции. А в Херсонской области пять офицеров ветеринарной медицины во главе с начальником курируют сразу 10 тысяч подконтрольных объектов!
Не приходится удивляться, что при такой нагрузке служба ветеринарной милиции зачастую физически не способна проконтролировать все поставки сырья животного происхождения, из которого впоследствии изготавливают колбасу и прочие мясосодержащие продукты, включая шаурму и «пирожки с котятами» от уличных бабушек.
ОХОТНИКИ ЗА СТИХИЙНЫМИ ТОРГОВЦАМИ
Правда, что касается торговли «на улицах», в распоряжении херсонской коммунальной общины имеется такой действенный инструмент, как совместная работа специалистов управления потребительского рынка горсовета и спецподразделения Государственной службы охраны Украины, называемого «муниципальной милицией». Эти службы занимаются регулярной фиксацией и ликвидацией мест стихийной торговли, совершая «рейды» по всему городу. А чтобы уличная торговля приобретала легальный статус, управление потребительского рынка способствует организации в Херсоне мест, отвечающих всем законодательным нормам.
Так, на прошлой неделе во всех микрорайонах города была организована выездная продажа плодоовощной и сельскохозяйственной продукции непосредственно местными товаропроизводителями.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |