Когда неискушенный человек знакомится с политическими раскладами в современной буржуазной Украине, у него буквально рябит в глазах от их пестроты. На сегодняшний день — шутка ли! — в нашей стране зарегистрировано 184 партии. И каждая из них объявляет собственную программу неповторимо прекрасной и спасительной для народа.
Меж ду тем, вся эта нарочитая пестрота — только кажущаяся. Точнее, бутафорская, призванная замаскировать тот факт, что подавляющее большинство существующих в Украине партий выражают интересы одного класса — буржуазии. И каждая из них защищает и всячески рекламирует общественный строй, основанный на эксплуатации человека человеком. Все они — политические коммивояжеры крупного капитала.
Разумеется, определенные различия между буржуазными партиями действительно существуют, И коммунисты используют эти различия в интересах трудящихся, играя на противоречиях между конкурирующими олигархическими силами.
Именно так, скажем, поступила КПУ зимой-весной нынешнего года: поддержав на строго определенных условиях В. Януковича во втором туре президентских выборов и приняв решение о вхождении»своей парламентской фракции в коалицию с Партией регионов и Блоком Литвина, она предотвратила возможный (и вполне вероятный) сговор «бело-голубых» олигархов с их националистическими собратьями по классу.
Но мы всегда помним о том, что разница между партиями крупного капитала заключается только в персональном составе олигархических группировок, чьи политические интересы они представляют, и в лозунгах, которые-эти партии используют для того, чтобы получить поддержку избирателей в базовых для себя регионах. А цель у них одна — обеспечить максимально благоприятные условия для эксплуатации человека человеком и увековечения господства буржуазии над трудящимися. Причем лозунги без малейшего стеснения меняются в зависимости от политической конъюнктуры, а цель — никогда. В этом смысле все буржуазные партии одним миром мазаны.
Проиллюстрирую сказанное на примере громкого политического скандала, разгоревшегося на наших глазах после того, как 1 октября Конституционный Суд отменил поправки, внесенные парламентом в Основной Закон Украины в 2004 году. Сегодня одни олигархические партии с пеной у рта кричат, что данное решение — государственный переворот и похороны украинской демократии. Другие истово бьют себя кулаком в грудь, раздирают ризы свои и божатся, что это единственный путь к наведению порядка и победе над экономическим кризисом.
А было бы гораздо честнее, если бы и те, и другие стыдливо молчали, в тишине замаливая свои прегрешения перед Отечеством! Ведь многолетняя эпопея с принятием и изменением Основного Закона капиталистической Украины — классический образчик антинародной политики всех без исключения буржуазных партий. Для того, чтобы в этом убедиться, давайте обратимся к недавнему прошлому, еще свежему в памяти каждого из вас.
В первой половине 1990-х годов все буржуазные политики — и те, которые сегодня брызжут слюной' и желчью в связи с решением об отмене так называемой политической реформы, и те, кто поют ему осанну, сообща надругались над социалистической Конституцией Украины. Не удосужившись спросить у сограждан согласия они выбросили из нее целые главы, закреплявшие власть Советов, право собственности народа на средства производства и природные ресурсы, социально-экономические гарантии для трудящихся. Совершив подобную «зачистку» эти господа столь же дружно заявили, что «в Украине нет Основного Закона», и именно поэтому наша страна окунулась в пучину беспросветной нищеты.
Далее, по-прежнему действуя скопом и не спрашивая согласия у народа буржуазные депутаты разных политических мастей сначала подписали с Л. Кучмой, не предусмотренный никакими юридическими нормами Конституционный договор, а затем самыми нечистоплотными методами протащили через парламент Конституцию 1996 года. Объявленная Западом лучшей в Европе, она предоставила практически неограниченные полномочия президенту и неподконтрольной народу армии чиновников, окончательно превратила Советы в безвластные органы местного самоуправления, объявила наворованную олигархами собственность священной и неприкосновенной, создала условия для начала купли-продажи земли, поставила русскоязычных граждан Украины в положение людей второго сорта, легализовала бандеровскую символику.
Естественно, коммунисты не могли поддержать такой Основной Закон, поскольку он был откровенно направлен против трудящихся. Мы разработали собственный проект Конституции. Наряду с обеспечением условий для эффективного функционирования общенародной собственности и предотвращения ее разворовывания зарождающимися олигархами, он создавал самые широкие возможности для развития демократии, культуры всех национальных и языковых групп, процветания мелкого и среднего бизнеса.
Однако заседавшие в Верховной Раде буржуазные политики, многие из которых находятся там и сегодня в составе фракций Партии регионов, НУ-НС и БЮТ, отказались даже рассматривать наш законопроект. Они единогласно проголосовали за свой, буржуазный, вариант Конституции, придав видимость законности реставрации капитализма в нашей стране. К сожалению, практически в полном составе к ним присоединились и социалисты, что обеспечило триста необходимых для принятия этого документа голосов. «Против» голосовали только народные депутаты от Коммунистической партии Украины.
Мы тогда откровенно сказали соотечественникам, что Основной Закон, принятый под диктовку и в интересах крупного капитала, ни-, когда не позволит человеку труда чувствовать себя хозяином в собственной стране и с уверенностью смотреть в будущее.
Как и следовало ожидать, наши прогнозы быстро и полностью подтвердились. Буквально с первого дня после того, как Конституция 1996 года вступила в действие, господствующий класс стал использовать ее для юридического прикрытия наступления буржуазии на права трудового большинства.
Принятые на базе новой Конституции избирательные законы позволили режиму добиться резкого сокращения присутствия трудящихся в Верховной Раде и местных советах. Из органов народного представительства те превратились в послушных исполнителей воли крупного капитала.
Полностью выведенные из-под общественного контроля чиновники и судьи окончательно распоясались. Они учинили в Украине криминально-бюрократический произвол, крайне выгодный олигархам. Ведь в его ходе те получили возможность ловить рыбку в мутной воде, безнаказанно разворовывая общенародную собственность и укрывая свои доходы от налогообложения. В результате все стратегически важные отрасли экономики оказались в частных руках и стали работать не на благо страны, а на карман кучки миллиардеров.
Несмотря на яростное сопротивление фракции коммунистов, буржуазное большинство Верховной Рады (повторюсь: в него тогда входили представители всех конкурирующих сегодня олигархических партий — и «регионалы», и «бютовцы», и «нашисты», и «литвиновцы») «привело в соответствие с Конституцией» Земельный кодекс. Были созданы юридические предпосылки для того, чтобы аграрные магнаты смогли по дешевке скупить драгоценные украинские черноземы.
Созданный в соответствии с Основным Законом Конституционный Суд, состав и полномочия которого были выписаны таким образом, что он находился в полной зависимости от главы государства и его олигархического окружения, начал принимать решения одно скандальнее другого. Например, о «законности» драконовских мер, принимаемых националистами против русского языка, или о том, что Л. Кучма якобы лишь однажды избирался на пост президента.
Несмотря на то, что пороки Конституции образца 1996 года были видны невооруженным глазом, в течение нескольких лет только коммунисты выступали за ее пересмотр. Мы представили обществу свой проект Основного Закона, предусматривающий переход к советской форме народовластия. А в качестве переходного, промежуточного этапа на пути к ней предложили парламентскую республику. Но буржуазные политики не захотели нас услышать. Все они без единого исключения еще долго называли Конституцию-1996 едва ли не идеальной.
Негативные нотки в их риторике по отношению к действующему на тот момент (как и сегодня, начиная с 1 октября) Основному Закону зазвучали лишь в конце второго срока президентских полномочий Л. Кучмы. Тогда все, кому вздумается, заговорили о необходимости урезать почти царские полномочия главы государства. Причем делалось это буржуазными партиями сразу по нескольким причинам, весьма далеким от заботы о благе народа и торжестве законности и демократии.
Во-первых, к середине первого десятилетия нынешнего века антинародный, диктаторский характер Конституции стал уже настолько заметен, что пытаться, и дальше отрицать ее очевидные недостатки означало бы полностью скомпрометировать себя в глазах соотечественников.
Во-вторых, борьба между олигархическими кланами за передел власти и собственности стала тогда настолько острой и зашла таю далеко, что каждый из этих кланов искал для себя политических гарантий на тот случай, если он потерпит в ней поражение.
Особенно ярко это второе обстоятельство проявилось в ходе «оранжевого путча».
Окружение Л. Кучмы и руководство Партии регионов, демонстрировавшие полную неспособность дать отпор националистическому перевороту, желали застраховаться „ от возможных репрессий со стороны оранжевых победителей. С этой целью они стремились максимально ослабить потерянную на ближайшие пять лет президентскую вертикаль и усилить Верховную-Раду, где «регионалы» имели достаточно многочисленную фракцию. Кроме того, лидеры «бело-голубых» рассчитывали, что в таких условиях им легче будет вести с «оранжевыми» переговоры о ненападении. А в перспективе, вполне возможно, и о союзе.
В. Ющенко и компания, в свою очередь, небезосновательно опасались, что если организованный ими в Киеве на американские деньги спектакль затянется, жители юго- . восточных областей опомнятся от шока и организуют полновесный «контрмайдан». В таком случае националистическим путчистам пришлось бы отвечать по делам своим. Поэтому они согласились конституционно ограничить президентские полномочия в обмен на принятие парламентом юридически несостоятельного решения о проведения третьего тура выборов главы государства.
При этом Ющенко, вне всяких сомнений, рассчитывал, что после своего «избрания», сумеет добиться отмены невыгодных для него поправок к Основному Закону, поднажав на Конституционный Суд, И подобный сценарий был вполне реален. Это наглядно показало 1 октября. В таких условиях родилась так называемая конституционная реформа: 8 декабря 2004 года Верховная Рада внесла изменения в Основной Закон, делавшие шаг к превращению Украины из президентской республики в парламентскую.
Шаг, нужно откровенно сказать, не слишком твердый и последовательный. Поправки к Конституции принимались в такой спешке, политический торг между конкурирующими буржуазными партиями был настолько азартным и циничным, что в окончательный текст Основного Закона попало множество неточных, противоречивых, порой и взаимоисключающих правовых рнорм. В результате Украина отошла от президентской республики и не пришла к парламентской, застряв где-то на полпути. Были созданы опасные предпосылки для установления «двоевластия» президента и премьер-министра в случае, если те принадлежат к различным политическим лагерям.
Короче говоря, конституционный блин вышел не слишком правильной формы. Это и понятно: принимая 8 декабря 2004 года поправки к Основному Закону, буржуазные депутаты из всех партий думали не о судьбе страны, не о чистоте юридических формул, а о политическом будущем олигархических группировок, стоящих за их спиной.
Коммунисты проголосовали «за» по совершенно иным, принципиальным мотивам. Мы исходили из того, что это не сама конституционная реформа, а только ее начало. И для того, чтобы Основной Закон «заработал» в интересах людей, необходимо пройти еще два этапа его преобразования.
На первом, демократическом, этапе — в корне пресечь любые возможности возникновения «двоевластия», отменив институт президентства (или, в качестве компромисса, максимально ограничив полномочия главы государства в соответствии с европейскими стандартами);
упразднить вертикаль назначаемых сверху и неподконтрольных народу наместников, передав их функции исполкомам соответствующих советов;
обеспечить эффективную конституционную защиту государственной и коллективной форм собственности;
дать в Основном Законе четкие гарантии неукоснительного соблюдения социально-экономических прав трудящихся;
реализовать принцип равноправия всех национальных и языковых , групп нашей страны;
конституционно закрепить нейтральный внеблоковый статус Украины и добрососедские взаимовыгодные отношения с братскими восточнославянскими народами.
На втором, социалистическом, этапе
перейти к советской форме народовластия;
- заложить правовые основы социалистических общественных отношений;
- определить формы создания союза братских народов, приемлемые для всех его участников.
Разумеется, не будучи наивными людьми, мы никогда не рассчитывали, что какая-либо из буржуазных политических сил поддержит коммунистов на социалистическом этапе преобразований. Все наши надежды в этом отношении связаны только с трудовым народом, который рано или поздно выступит против капиталистического гнета.
Однако практика показала, что ни одна буржуазная партия Украины не желает последовательно проводить даже общедемократические конституционные реформы, не выходящие за рамки капиталистического строя. Именно поэтому до сих пор так и не проголосован проект изменений к Основному Закону, предусматривающий увеличение полномочий органов местного самоуправления, о необходимости принятия которого не говорит только ленивый!
Судя по всему, в ближайшее время украинскому обществу предстоит пережить очередной виток конституционного процесса. В его ходе коммунистам придется отстаивать интересы трудящихся в борьбе против всех буржуазных партий. И если мы получим вашу поддержку, нам это удастся сделать!
Таким образом, приведенный мною пример показывает, что линия фронта в украинской политике (как и в политике любого другого буржуазного государства) проходит не между различными группировками эксплуататорского класса, как пытается убедить наш народ олигархическая пропаганда, а между сторонниками и противниками социализма.
Поэтому все буржуазные политические силы в нашей стране являются, по существу, фракциями одной «Капиталистической партии Украины». И противостоят они не друг другу, а коммунистам — своему главному и единственно принципиальному противнику.
О том, чем отличается Коммунистическая партия от всех других политических сил, мы подробно поговорим в следующей статье.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |