Представление многих жителей Херсонской области о Венгрии ограничивается знанием, что она «где-то там есть». Но в последнее время к этому знанию присовокупилось еще и понимание, что это «где-то там есть» не так уж и далеко от Украины.
Виной этому — случившаяся там техногенная экологическая катастрофа. 4 октября на крупном предприятии по производству алюминия в 160 километрах западнее Будапешта произошел взрыв, разрушивший плотину резервуара с ядовитыми отходами. Всего, по данным спасателей, разлилось примерно 600-700 тысяч кубометров содержащего большое количество оксида железа красного шлама. В некоторых местах уровень ядовитой жидкости достигал двух метров! В результате разлива, согласно последним данным, погибли 14 человек, пострадали около 300. Венгрия попросила у Евросоюза помощи в ликвидации последствий наиболее крупной за последние 30 лет в Европе экологической катастрофы. Экосистема реки Марцапь полностью разрушена, высокий уровень содержащейся в шламовой взвеси щелочи убил всю рыбу и растительность. 7 октября шлам достиг находящегося на границе с Австрией и Словакией западного рукава Дуная Мошони-Дуна и впадающей в него реки Раба. По прогнозам, 1,9 октября ядовитые вещества попадут в украинскую акваторию Дуная. Об этом сообщило Министерство окружающей среды Украины со ссылкой на информацию Гидрометеослужбы.
Украинские экологи заявили «что Дунай может быть отравлен красным шламом на 100 лет. Тяжелые металлы, входящие в его состав, отравят и Чёрное море. Они осядут на дно, попадут в водоросли, рыбу, а вместе с рыбой — и в организмы людей. У детей это приводит к снижению интеллектуального развития, а у взрослых — к повышению артериального давления, мышечным и головным болям, болям в животе, снижению памяти и иммунитета, малокровию, поражению печени и почек.
Всё это было лишь преамбулой нашего дальнейшего рассказа. Всего в 02 километрах от Херсона находится Николаевский глиноземный завод — один из крупнейших в Европе. Он расположен на берегах впадающей в Чёрное море реки Южный Бу^ и складирует отходы переработки глинозема, служащего сырьем для производства алюминия, в двух хранилищах общим объемом более 20 миллионов кубометров. По мнению экспертов, хранилища на этом предприятии представляют собой угрозу экологии несоизмеримо более высокую, чем венгерские. Если на венгерском комбинате 80% отходов хранились в сухом виде и только 20% — в жидком, то на Николаевском глиноземном заводе это соотношение составляет 50 на 50. Из-за этого в случае ЧП ядовитая смесь в окружающую среду попадет намного быстрее. Вызывают серьезные опасения и большие объемы складируемых отходов, которые при малейшей аварии свободно вытекут в Днепро-Бугский лиман, а из него — в Чёрное море. При этом подверженнее катастрофе территории станут непригодными для жизни минимум на 20 лет, вплоть до самого Херсона будут отравлены и грунтовые воды.
Еще более серьезную угрозу для Херсона представляет расположенное в 357 километрах от нас «замороженное» хранилище Запорожского алюминиевого комбината, где находится примерно 5-6 миллионов кубометров красного шлама. В случае аварии он может попасть в протекающий по территории всей Херсонской области Днепр, полностью уничтожив жизнь не только в самой ре$е, но и на ее берегах^ Ядовитая жидкость, которая не попадет в реку, а вытечет на сушу, как в Николаеве, так и в Запорожье достаточно быстро высохнет, а шлам интенсивно будет разноситься ветром на довольно значительные расстояния. Это может иметь даже более пагубные последствия, чем его попадание в реки.
Вполне естественно, что руководители и Николаевского глиноземного завода, и Запорожского алюминиевого комбината после, событий в Венгрии сразу же поспешили успокоить общественность. Николаевцы, к примеру, заявили, что хранилище находится под постоянным наблюдением и в сентябре успешно прошло государственную экологическую экспертизу. Запорожцы утверждают, что их хранилище не может прорвать, потому что оно представляет собой естественные полости в породе, а не создано искусственно. Но ведь и на венгерском алюминиевом заводе были уверены в полной безопасности своего шламохранилища. Можно ли заранее предусмотреть все возможные проявления злого умысла,
а тем более традиционного для нас разгильдяйства? Пожалуй, такие категоричные утверждения руководителей предприятий, скорее всего, относятся к разряду самоутешений; Ведь, к примеру, всего полтора года назад в результате порыва трубопровода, по которому перекачивали шлем, в Запорожье были затоплены 4 улицы. В случае аварии содержимое шламохранилища, находящегося в полутора километрах от берега Днепровского водохранилища, попадет в его воду, которая через 3-5 дней достигнет Херсона. Несмотря на то, что концентрация ядовитых веществ из-за перемешивания с огромным количеством воды значительно уменьшится, она тем не менее останется опасной не только для речных обитателей, но и для людей. Стоит вспомнить уже ставшие традиционными сбросы отходов в протекающую поблизости от Херсона реку Ингулец Криворожским горнообогатительным комбинатом, от которых в нашем регионе массово гибнет рыба. «Гривна» просит профессиона- лов-экологов и сотрудников МЧС поделиться с редакцией имеющейся на эту тему объективной информацией.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |