ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
«Реинкарнация» ХБК: слух или реальность?
14.10.2010 / Газета: Гривна / № 42 / Тираж: 60000

Сообщения о том, что «убитый» Херсонский хлопчатобумажный комбинат вновь заработает, в последнее время часто звучат от губернатора Николая Костяка

Но одно дело — иметь представ­ление о планах, стремлениях возродить ХБК (да еще и нака­нуне выборов, когда не обещает только ленивый), другое — побывать на легендарном предприятии, услышать шум работающих станков и спросить, что думают о перспективах возрождения и сами сотрудники, и нынешнее руководст­во в лице исполняющего обязанности председателя правления ОАО «Херсон­ский ХБК» Владимира Барановского.

ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ

На фоне разговоров о том, что весь ХБК давно вырезали на металл, даже как-то не верится, что предприятие еще может «восстать из пепла». Но сейчас председатель профкома Любовь Фаль­ченко уверена, что комбинат похоронили досрочно. Станки хоть и старенькие, но работать всё же есть на чем. Пусть вместо четырех фабрик теперь осталась факти­чески одна, но технологии сохранены и трудиться тоже есть кому.

- Здесь у нас 207 станков, — провел экскурсию по ткацкому цеху его начальник Михаил Белоус. — Сейчас работают 55, и этих мощностей нам пока хватает. А ког­да завезут большую партию сырья, тогда будем наращивать обороты. В данный момент на предприятии трудятся порядка 800 человек, но нынешних возможностей хватает, чтобці занять около 5 тысяч со­трудников!

Надо добавить, в цеху уже сейчас отнюдь не тихо. Но главным доказа­тельством пока еще не бурной, но всё же деятельности служит выпущен­ная продукция — махровые полотенца «весёленькой» расцветки: с цветочным узором, сердечками и даже зайчиками (таким образом комбинат подготовился к следующему году Кролика). Как уверяет Михаил Яковлевич, проблем со сбытом продукции ХБК вообще нет: коммерсанты из Днепропетровска, например, «с руками отрывают» херсонские полотенца. Махра у нас качественная, красители используют безвредные. И цена доступная. Заказы у предприятия есть чуть ли не на полгода вперед.

Как добавила Любовь Фальченко, сейчас комбинат занимается в основном переработкой пряжи из Узбекистана. Но есть надежда, что вскоре удастся завез­ти хлопок. Тогда объемы производства и загрузка, конечно же, будут иными. А главное — появится рентабельность. Пока же ХБК работает в убыток.

ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОШЛОЕ

«Сейчас в Узбекистане проходит внут­ренняя хлопковая ярмарка, — рассказал исполняющий обязанности председателя правления Владимир Барановский. — В ноябре ожидается еще одна — это возможность продать за границу излиш­ки. Обычно почти весь хлопок на Таких ярмарках забирают Китай, Турция, Паки­стан, Россия. Но наш представитель в Узбекистане уже сейчас зарезервировал 2 тысячи тонн для херсонского ХБК. Столько сырья планируем переработать в течение года».

Много это или мало? Оказывается, ничтожно мало по сравнению с теми объе­мами, которые были в советские годы. И колоссально много по сравнению с недавними простоем и полной «безнаде­гой». Как озвучил Владимир Барановский, когда-то комбинат перерабатывал 40 тысяч тонн хлопка в год, а за весь прошлый год ХБК удалось переработать лишь 147 тонн. Плакать, мол, хочется от такого регресса!

На предприятии говорят, что стабиль­ная работа, безо дня простоя, началась на комбинате всего пару месяцев назад. И одновременно с этим сотрудникам стали выплачивать текущую зарплату. Сейчас средняя зарплата очень неболь­шая — до тысячи гривен, да и ту пока выплачивают не в полном объеме. Но уже подписан договор о реструктуризации задолженности: долги по зарплате начнут погашать уже с января следующего года.

Если, конечно, всё пойдет в соответствии с оптимистическими планами и в декабре предприятие выйдет хотя бы на нулевую рентабельность.

БУДЕТ СЫРЬЁ- БУДЕТ РАБОТА

Осуществление этих планов во многом зависит не только от инициативности Владимира Барановского, которому коллектив очень доверяет, но и от финансовых возможностей комбината. Как рассказал заместитель главы правления по экономическим вопросам Андрей Пугачёв, тонна хлопка сейчас стоит около $ 3 тысяч, поэтому для восстановления работы ХБК нужно хотя бы 15 миллионов гривен. Где их взять? Оказывается, есть некий инвестор, готовый вложить необходимые средства. Но сейчас на предприятии на эту тему говорят с осторожностью 7 видимо, чтобы не сглазить. Собственником комбината по-прежнему является ЗАО «Волынский шелковый комбинат», владеющий контрольным пакетом акций. 25% акций находится у государства, остальное — у мелких акционеров-сотруд­ников. уто примечательно: государство хоть и в доле, но никакой государственной поддержки текстильному предприятию пока не оказывает. Правда, премьер- министр собирается предоставить в следующем году налоговые канику­лы, но пока очень затрудняют процесс реабилитации и высокие таможенные сборы, значительные расходы на оплату электроэнергии. Когда-то ХБК и ТЭЦ были «единым комплексом», так как всё обору­дование работало на пару. Потом же обо­рудование пришлось перепроектировать и перевести на электроэнергию. Стои­мость электричества высокая, вот почему даже нулевая рентабельность — достиже­ние совсем нелегкое.

Этой отправной точки, переломного момента, на ХБК ждут с нетерпением: верят, что если «лёд тронется», то комби­нат будет только наращивать производст­во. Что и говорить: для многих сотрудни­ков, проработавших в цехах много лет, это — настоящая мечта.

Автор: Ирина ПАВЛОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту