ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Страховой рынок: перспективы развития
15.10.2010 / Газета: Булава / № 41 / Тираж: 16000

Несмотря на то, что в 2010 году наблюдается количественное снижение страховых платежей, в целом можно констатировать постепенный рост культуры страхования среди населения Украины, в том числе и Херсонской области. Такова оценка эксперта по страхованию Ивана Крупника, которую он озвучил в беседе с корреспондентом газеты «Булава».

Корр.: Сколько в Херсоне на данный момент предприятий и организации, предоставляющих услуги по страхованию?

Иван Крупник: Около 25, но это только агентские компании. Сейчас в сфере страховання активно развиваются и банковские учреждения. Также не стоит забывать о частных страховщиках (агентах, брокерах).

Корр.: Вы можете проанализировать сложившуюся ситуацию на страховом рынке Херсона?

И. К.: Эпоха легких денег для страховщиков прошла. За период кризиса объемы продаж полисов страхования жизни жителям восточной и южной Украины снизились на 20 35%, тогда как в центральных и западных областях страны объемы реализации лайфовых страховок практически не изменились. Если же брать конкретно наш город и область, цифры будут менее пессимистичны — порядка 15 20%. Такое неоднородное отношение на селения к страховой защите жизни можно объяснить тем, что в нашем регионе страхование жизни развивалось до кризиса в основ ном благодаря поддержке крупных предприятий. Тогда как на западе и в центре люди чаще сами принимают решение застраховать жизнь. И. как показало время, они оказываются более надежными партнерами для страховщиков чем те, кто страховался с помощью корпораций.

Корр.: Можете назвать таких «ненадежных» клиентов?

И. К.: Какие именно корпорации в кризис отказались от страхования жизни своих сотрудников, страховщики держат в секрете. Но это, как правило, отечественные компании. Ни один страховщик не скажет, что от него ушел корпоративный клиент — это негативно сражается на имидже. Но предприятия в период кризиса договоры страхования жизни полностью и не разрывали. Это невыгод но, поскольку они теряют льготы по налогам. Многие корпоративные клиенты просто свернули до минимума платежи по таким страховкам, вот и получилось падение премий.

Мой прогноз — падение объемов премий по страхованию жизни продолжится до конца 2010 года. На рост премий в 2011 году может повлиять новый Налоговый кодекс. Если он вступит в силу и в нем будут учтены поправки, согласно которым льготное налогообложение касается страхования жизни не только на срок более 10 лет, но и 5 лет, людям будет интереснее «льготно» страховаться на более короткий срок. Новый кодекс может также уравнять в привлекательности депозиты и накопительные полисы страхования жизни, про центы по которым облагаются налогом уже давно. Это должно повысить в следующем году интерес населения к страхованию жизни.

В районах и селах Херсонской области страховой рынок еще совсем девственный. Уже сейчас активно обсуждаются более лояльные программы для жителей нашего региона.

Корр.: Какой из видов страхования наиболее популярен? Проще говоря, что больше страхуют?

И. К.: Напомню, что страхование делится на общеобязательное (например, пенсионное или автострахование) и добровольное (страхование жизни, имущества и т. д.). Сюда же входит и третий, неофициальный вид — добровольно принудительный (банковское страхование имущества, взятого в кредит, или, например, если есть соответствующий пункт в договоре). Страхование авто занимает лидирующую позицию.

Корр.: Насколько интересен наш областной и во обще украинский страховой рынок для иностранных инвестиций?

И. К.: Здесь стоит говорить об украинской ситуации в целом, ведь я лично не знаю ни одной «родной» агентской страховой компании в нашем городе — в основном у нас открываются только филиалы. Страховой рынок пока не слишком интересен нерезидентам. По уровню заинтересованности европейских инвесторов страхование в списке сегментов украинского бизнеса занимает третье место. На сделках о продаже активов и намерениях их проведения также наблюдаются диаметрально противоположные тенденции. Напри мер, пока страховая компания ERGO Austria подтвердила намерение выйти на рынки ряда стран, в том числе и Украины. AUianz и ING в 2009 году заморозили в Украине свои проекты. В условиях кризиса существовать без помощи материнских структур и вести безубыточную деятельность в Украине уда лось очень немногим. На фоне европейских долговых про блем многие инвесторы затаились. Впрочем, ряд компаний, которые уже утвердились на рынке, планируют, воспользовавшись кризисом, укрепить свои позиции.

Корр.: Министерство финансов Украины осуществляет государственный контроль и регулирование страховой деятельности, пускай и ограниченное. Какие функции возложены на органы местного самоуправления в этой сфере?

И. К.: Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется также в определенных границах и местными органами исполнительной власти. Но решение этих органов имеет ограниченный диапазон действия. В их компетенции — разработка методических рекомендаций относительно проведения эксперимента на их территории, направленного на страхование определенного риска; определение специфических особенностей муниципального страхования; издание нормативных актов относительно контроля страховщиков, которые проводят страхование по про граммам, разработанным по инициативе и под контролем местных органов власти.

Корр.: Что такое «Зеленая карта»?

И. К.: Система международных соглашений «Зеленая карта» создана в 1949 году. Ее цель — обеспечение эффективной защиты пострадавших вследствие ДТП, вызванных транспортными средствами, которые зарегистрированы за границей. Страховое свидетельство «Зеленая карта» разрешает передвигаться автомобильными дорогами Европы без необходимости страховать гражданскую ответственность на каждой границе. Цена «Зеленой карты» у страховщиков разных стран разная. Скажем, польская «карта» для легкового автомобиля со сроком действия страхования 1 месяц стоит около 50 долларов, эстонская — 80 долларов, австрийская — 117 долларов. Стоимость «карты» зависит от типа транс портного средства, срока действия страхования, ситуации на страховом рынке, уровня убыточности и т. д. Кроме «Зеле ной карты» есть еще «Синяя карта», которая распространяет свою защиту только на постсоциалистические страны.

Корр.: Какими вы видите перспективы страхового рынка в областном значении?

И. К.: Перспективы хорошие — в районах и селах Херсонской области страховой рынок еще совсем девственный. Минимум насыщенности дает возможность страховым компаниям смело распространяться территориально. Наданный момент некоторые страховые агентские компании уже имеют локационные точки по области, и это достаточно позитивный показатель. При этом активно обсуждаются более лояльные программы для жителей нашего региона.

Страховщикам пора приучаться мыслить на ход вперед и делать ставку не только на сиюминутный интерес. Посмотрим на западный рынок. На Западе пенсионное и накопи тельное страхование сейчас в стагнации. Причиной служит то, что возможности роста клиентской базы там почти исчерпаны. В Украине же ситуация обратная — нулевая клиентская база по добровольному пенсионному страхованию и страхованию жизни. Вот ниша, которую займут грамотные страховщики.

Автор: Артем ДЕМЧЕНКО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.025
Перейти на повну версію сайту