30 сентября 2010 года было озвучено наделавшее немало шума решение Конституционного суда Украины об отмене реформы 2004 года. С тех пор прозвучало множество заявлений, поддерживающих или полностью отрицающих это решение. У газеты «Булава» есть своя точка зрения.
Главное отличие — это влияние Президента на правительство и силовые структуры. Теперь Кабмин юридически полностью подотчетен Президенту. Однако даже без отмены конституционной реформы невозможно представить ситуацию, при которой нынешний Кабмин пошел бы на конфронтацию с нынешним Президентом. Также маловероятно, что нынешний Президент отправит в отставку столь послушный и удобный ему Кабмин.
А вот что будет заметно (правда, только внешне) — так это почти полное исчезновение парламентской оппозиции как таковой. Нет, по телевизору все политические ток шоу останутся в привычном нам формате. А вот в Верховной Раде горячих боев за трибуну и микрофон больше не предвидится. Судите сами: в ближайшее время вступит в действие старый регламент деятельности Верховной Рады, в котором пере ходы депутатов из одной фракции в другую узаконены. С другой стороны, необходимость в коалиции, как мы уже отметили, исчезла. А это значит, что неизбежно од но большое переформатирование парламента (во время которого во фракцию пропрезидентского большинства перебегут не страдающие комплексами депутаты былой оппозиции) и маленькие, но перманентные перебежки депутатов из фракции во фракцию, в зависимости от ситуации. Поскольку императивный мандат больше не действует, ожидается, что примерно три десятка «бютовцев» пополнят другие фракции Рады. Можно смело спрогнозировать выход парламентариев из фракций БЮТа и «Нашей Украины» в новые политические проекты. НУНС, скорее всего, вообще уйдет с большой парламентской сцены, поскольку в этой фракции скоро будет насчитываться меньше 14 депутатов. Место «нашеукраинцев» в парламенте (и их депутатов), возможно, займет фракция «едино центристов». Украинский парламент вновь начинает работу по принципу ситуативного большинства. Однако проблема сбора трехсот голосов уже не так сложна, как это было до нынешнего времени — именно потому, что нет больше императивного мандата.
Кроме того, Верховную Раду ожидает перераспределение всех ее ко миссий и комитетов, поскольку принцип пропорционального представительства никто не отменял. Впрочем, это действие для подавляющего большинства украинцев и вовсе пройдет незаметным.
А после исчезновения парламентских противостояний украинская оп позиция и вовсе сойдет на нет. Это вопрос ближайшего будущего. Дело в том, что Юлия Тимошенко занимает уж слишком радикальную позицию — мол, мы по любому будем против «регионалов» и их Президента. При сильной президентской форме правления мало найдется политиков, готовых плевать против ветра.
Чем будет заниматься оппозиция, догадаться несложно — тем же, чем она занималась при Кучме. Попытается объединиться. Ее основным посылом будет тот факт, что Президент Виктор Янукович присягал на Конституции образца 2006 года, то есть, его клятва недействительна. Закончится это тоже предсказуемо: национал патриоты вновь поссорятся между собой на почве единой кандидатуры лидера оппозиции.
Вопрос о будущем курсе страны переносится на выборы 2015 года. Хотя здесь есть интересный нюанс. Янукович сказал, что вы ступает за принятие новой Конституции, которая будет готовиться специальной Конституционной ассамблеей. А дело это растянется минимум на 3 4 года. За это время Янукович может также основательно подпортить свой имидж, как это сделал его предшественник. И где то в годах 2013 2014, когда уже станет понят но, какие перспективы у Януковича по избранию на второй срок, будет принято окончательное решение. Если перспективы туманные, вполне может быть, что Конституцию поменяют в сторону уменьшения полномочий Президента. По той же логике, по которой принималась политреформа в 2004 году.
А пока Украина из парламентско-президентской державы превращается в президентско-парламентское государство. Непонятно только, почему Тимошенко этому не рада, ведь с 2005 по 2009 год включительно она не однократно выступала против ныне упраздненной политреформы. По ее прежним словам (и им, кстати, вторил экс президент Ющенко), политреформа 2004 года привела к разбалансировке ветвей власти. Зачем же расстраиваться по поводу того, что консолидацией власти занялась, не она, а ее оппонент? Или для нее личность важна результата?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |