ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Виктор Школа: «Детское питание должно делаться на чистом сырье!»
15.10.2010 / Газета: Булава / № 41 / Тираж: 16000

Для нас нет ничего важнее, чем здоровье наших детей. И родителям совсем не безразлично, что предлагают сегодня производители детского питания. Чему отдать предпочтение: отечественной или импортной продукции?

Газета «Булава» решила задать этот и многие другие вопросы директору ООО «Південний консервний завод дитячого харчування» Виктору Петровичу Школе.

Корр.: Как вы попали на завод?

В. Школа: По специальности я бывший кадровый военный, контрразведчик. Служил на Кавказе. После развала СССР перевелся на службу в Украину. Но карьера здесь не задалась. Как говорится, «я рад служить, прислуживаться тошно». Стал вопрос о трудоустройстве. В тот момент подвернулась должность заместителя по вопросам экономической безопасности на заводе детского питания. Я согласился — работа в силовых структурах, знание закона и жизни помогли справиться с новыми обязанностями. Спустя год учредители предприятия предложили занять кресло генерального директора. И я уже десятый год на этом посту.

Корр.: Получается, что вы стали директором в 2000 году. В каком состоянии было производство?

В. Ш.: В критическом, как и вся консервная промышленность. Еще ощущались последствия гигантомании советского периода. Чтобы сохранить рабочий цикл, пришлось отказаться от чересчур развитой инфраструктуры, требующей огромных капиталовложений, и мобильно подстраиваться под новые экономические тенденции. Но до сих пор мы используем технологии, заложенные еще в 60-70х годах. Именно они позволяют нам держать 50% рынка. Нагл сок — настоящий, без консервантов и добавок. В советские времена за качеством детского питания очень строго следили.

Корр.: Какая продукция позволяет вам удерживать такие высокие позиции на рынке?

В. Ш.: Мы прочно заняли две ниши: пюре и каши, В перспективе — разработка замените лей грудного молока. Но на это нужны отдельные капиталовложения и специальное оборудование. Наш завод — филиал «Ассоциации детского питания» (Днепропетровск). Таких филиалов 12, они обеспечивают своей продукцией всю страну. В Симферополе завод например, переориентировали на заготовку сырья. Он работал на Крымский регион, под торговой маркой «Малыш» (выпускал в основном соки), недостаточно известной в других регионах. Все привыкли к херсонской торговой марке «Карапуз». Плюс у нас оборудование поновее, так что учредители перевели часть производственных мощностей сюда. Сейчас мы из Симферополя получаем полуфабрикат (сокоматериал) и перерабатываем его.

Корр.: Неужели у вас не внедряются новые технологии?

В. Ш.: Конечно, инновации есть. Мы запустили новую линию — цех быстрорастворимых каш, аналогов которым в Украине нет. В чем преимущества нашей новинки? Если манку нужно заваривать, искать кипяток, словом, — много возни; то эти каши, созданные на основе голландской технологии, позволяющей делать их намного полезнее и питательнее, очень просты в приготовлении. Они растворяются в воде или молоке комнатной температуры. К тому же, они намного дешевле, чем подобная импортная продукция. И никаких консервантов! Сырье — исключительно наше (фрукты, зерно). Этот ассортимент насчитывает более 20 наименований каш с различными добавками. По совету диетологов в молочные продукты добавляют ся бифидобактерии. Не секрет, что сегодня все меньше рождается здоровых детей. Поэтому так важно с первых дней обеспечить малышей только натуральным, экологически чистым питанием.

Корр.: Конкуренты наступают на пятки?

В. Ш.: Это да! Трудно тягаться с такими «китами» детского питания, как Nestle. Бывает и нездоровая конкуренция. Прямо скажем, применяются грязные методы. Мы по кашам сильно обогнали нашего традиционного конкурента — не скажу, кого. В результате посыпались жалобы на качество, из одной районной СЭС пришла бумага, что «качество не соответствует». Мы перепроверили партию — все нормально. Но «черное пятно» на репутацию легло. Некоторые компании ничем не брезгует, чтобы продвинуть свою продукцию Мы же — за честную борьбу. Наши учредители неоднократно обращались в Верховный совет с просьбой изменить Закон «О детском питании». Они борются зато, чтобы в продуктах для детей до года были ограничения на использование так называемой «химии»: консервантов, эмульгаторов, разрыхлителей. Вся отечественная продукция должна делаться на чистом сырье. Трудозатраты на такое производство и себестоимость продукта — это одно. А применение всяких добавок — это другое. Они значительно упрощают (а значит, и удешевляют) схему производства. И снижают полезность таких продуктов для малышей. Российские производители от консервантов отказываются. Украина же их неофициально признает. По крайней мере, не запрета нет. Кроме того, срок реализации нашего продукта — гол «химического» — три года. Понятно, чем выгоднее торговать. Есть группа депутатов, которая нас поддерживает. Задействованы педиатры, представительницы женского движения Украины. Закон в первом чтении уже прошел. Когда будет второе — одному Богу известно. Все заняты выборами.

Корр.: А проверку на ГМО проходите?

В. Ш.: Жестко проверяется и входное, и исходное сырье. Мы проходили тестирование в институте экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя (Киев) и в Симферополе. На заводе наша продукция подвергается трем видам контроля, включая городскую, а иногда и областную СЭС. За нами закреплены контролирующий врач из СЭС и работник Центра стандартизации. Без сертификата качества нам на прилавки магазинов не попасть. Как правило, это сеть крупных супермаркетов типа «Оскар» (Херсон) и «Сельпо» (Киев). Завоевание рынка — долгий процесс, а потерять его можно в одночасье.

Корр.: В прошлом году в Интернете промелькнула новость, что Киевское городское управление по делам защиты прав потребителей запретило реализацию в столице детской каши ТМ «Карапуз» и «Мультизлаковой молочной с яблоком и персиком». Причина — использование в них пшеничной муки, что запрещено ч. 9. ст. 9 Закона «О детском питании». Прокомментируете?

В. Ш.: Это недоразумение. В Закон была заложена норма о запрете на использование пшеничной муки в тех продуктах детского питания, где есть мясо! По мнению диетологов, сочетание мяса и пшеницы придает еде излишнюю калорийность, которая может провоцировать прибавку в весе у детей, склонных к ожирению. Каким то образом слово «мясо» потерялось. А норма осталась. «Ассоциация детского питания» этот вопрос прояснила и ввела поправку в закон. Но пока он не принят окончательно, мы от пшеничной муки отказались.

Корр.: Местные органы власти имеют право ограничить торговые наценки розницы на отечественные продукты (не выше 20%). Это сильно снижает рентабельность?

В. Ш.: Это сложный вопрос. Конечно, хотелось бы затратить меньше, а продать подороже. С другой стороны, ограничивать нужно, иначе продукция будет нашему потребителю не по карману. Мы стараемся цены не поднимать, хотя по отдельным видам продукта иногда получается ноль рентабельности. К сожалению, растущие цены на газ и сельхозпродукцию не могут не сказываться на стоимости каш. За последний год нам пришлось повышать цены три раза. Впрочем, наши продукты пока все равно дешевле прочих. Здесь еще один момент: комиссия по ценам требует снижать наценку до 10 15%, чтобы не ущемить интересы потреби теля, а налоговая, напротив, требует не меньше 20% — чтобы прибыль была. Иначе с чего на лога брать? Вот и крутимся: и себе не в убыток, и людям доступно.

Корр.: Чего не хватает заводу для дальнейшего развития?

В. Ш.: Трех вещей. Это воля правительства, снижение процентной ставки по кредитованию и покупательная способность граждан. К примеру, в Законе «О налогообложении при были предприятий» сказано: «Производители детского питания освобождаются от налога на прибыль». Но дальше деклараций дело не пошло. Должно быть соответствующее постановление Кабмина с перечнем этих производителей. За 10 лет своего директорства я писал письма трем премьерам с просьбой включить нас в этот список. Но воз и ныне там. Что касается кредитов. Вы помните обвал 2008 года, когда «прыгнули» доллар и евро? Мы закупили оборудование на 2,7 млн. евро (по цене 6 грн. за 1 евро), а к моменту отдачи кредита евро стоил уже 15 грн. Пришлось перейти на гривневые кредиты, при этом процентная ставка держится на уровне26 28%. Плюс всякие хитрые комиссии, и в итоге — 30%. Конечно, при таких условиях нам не хватает оборотных средств. Есть программы, согласно которым правительство должно давать дотации на закупку импортного оборудования. Но они тоже не работают. Как видите, выживать нелегко. Но планы на будущее все равно большие. Мы собираемся развивать экспорт. Уже подписан контракт с Белоруссией о реализации нашей продукции на тамошнем рынке. Пора реанимировать старые связи, то есть, выходить на российский рынок, который мы 5 лет назад потеряли из за политических игр. В общем, есть куда двигаться.

Автор: Юлия МАНУКЯН


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту