ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Херсонский речпорт. Как поплывем весной?
15.10.2010 / Газета: Булава / № 41 / Тираж: 16000

Тема пассажирских перевозок речным транспортом в Херсоне — самая «родная» для нашего города. В нижнем течении Днепра — разветвленная сеть притоков и рукавов, в лимане образуется огромное количество островков, большинство из которых вполне пригодно для обустройства временного жилья и даже хозяйства в теплые месяцы года. Проблема в другом: похоже, весной нам до них уже не добраться.

Нужно признать: в советские времена речные пассажирские перевозки в Херсоне и его окрестностях работали стабильно и без особых накладок, а само по себе путешествие в среднем было достаточно приемлемым по цене. Трудности начались лишь в начале 90 х годов прошлого века. Первыми «под раздачу» попали приснопамятные «Ракеты 191»: «невидимая рука рынка» в лице вполне видимых, но никем не называемых нуворишей в считанные недели месяцы расправилась с этим удобным и быстроходным транспортным средством. Часть отправилась на металлолом, «ракеты» получше — в другие регионы и даже страны. Херсону остались лишь гораздо менее быстроходные и уже видавшие виды теплоходы. До поры до времени они справлялись с пассажирскими потоками, но в послед нее время система пассажироперевозок водным транспортом в Херсоне дает значительный сбой. Дело еще в том, что подавляющее большинство потребите лей данного вида услуг — пенсионеры (около 90% от общего количества пассажиров). Как известно, украинское законодательство предусматривает выплату компенсаций из госбюджета транс портным предприятиям, перевозя щим пассажиров льготников (пенсионеры относятся к ним в первую очередь). Но длительная полоса политической нестабильности плюс

финансово экономический кризис в последние несколько лет привели к тому, что эти бюджетные выплаты происходят крайне нерегулярно и зачастую не в полном объеме. В результате возникает серьезная угроза не только для организации очередного навигационного периода в Херсоне, но и вообще ставится вопрос о существовании пассажирских перевозок на водном транспорте в областном центре.

С особой остротой этот вопрос был поставлен в прошлом году. Тог да АСК «Укрречфлот», в ведении которого находились пассажирские линии и плавсредства, при активной позиции депутатов городского совета передала «бразды правления» государственному предприятию «Администрация речных портов Украины», которое создало в Херсоне свой фили ал. Более того, впервые за многие годы, кроме той самой «льготной» субвенции из госбюджета — 1 миллион 560 тысяч гривен, были пере числены средства из бюджета городского. В 2009 году их хватило, чтобы транспорт на реке работал относительно регулярно и безотказно: теплоходы туда и обратно отправлялись два раза в неделю, а стоимость билета для «нельготных» пассажиров была всего 8 гривен.

Но в самом начале нового навигационного периода, весной 2010 года, трудности обрушились на горожан с новой силой. 19 апреля из за отсутствия топлива речная навигация дачных катеров по решению ГП «Администрация речных пор тов» была приостановлена. С нача ла навигации в 2010 году сумма за долженности государства перед «своим», по сути, предприятием составляла более 300 тысяч гривен. Не вышли теплоходы на маршруты и после майских праздников.

Конфликт удалось решить благодаря экстренному вмешательству мэра, губернатора, а также помощи со стороны киевского руководства «Администрации речных портов» и правительственных «телодвижений».

В настоящее время, когда навигационный период заканчивается, можно констатировать, что и его в Херсоне удалось пережить без потрясений. Но всем понятно, что долго такая ситуация продолжаться не может. Ведь уже сегодня большинство плавсредств предприятия вынуждено простаивать из за ремонтов, а часть исправных теплоходов, поговаривают, с чьей то легкой руки могут «перенаправить» в акваторию других населенных пунктов Украины, где их могут применять по назначению с боль шей выгодой.

Поэтому перед следующей вес ной и херсонским властям, и горожанам стоит задуматься о том, как уберечь пока еще действующий пассажирский речной флот. Не то придется припоминать традиции славных предков и всем городом пересаживаться на «моторки» или небезопасные баркасы.

Автор: Дмитрий ЧЕРНЕНКО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту