Политики любят поговорить о черном пиаре, о выборных политтехнологиях и всевозможных махинациях, связанных с выборами. Такие речи, как правило, сводятся к кальке: «Мы безмерно, до наивности честные, тогда как от наших оппонентов ничего, кроме нечестности ждать не приходится». На самом деле, махинациями и определенными технологиями фальсификации выборов пользуются и будут пользоваться все без исключения партии.
Именно поэтому они не любят конкретики, рассказывая о том, какие нехорошие у них оппоненты: все они пользуются теми же «неэтичными» методами, в применении которых обвиняются конкуренты.
«БЕЛЫЙ ПИАР»
Доказательная реклама (иначе говоря, «белый пиар») — это то, на чем должна строиться честная избирательная кампания. Она базируется на партийной идеологии и программе. Но у подавляющего большинства партий и кандидатов (за исключением леворадикальных) собственная позиция и идеология крайне невнятны. На таком материале никакой доходчивой рекламы не построишь! Потому на политическом рекламном рынке удельный вес «белого пиара» крайне невелик.
Когда у партии нет идеологии, ставка делается на авторитет. В качестве таких авторитетов выступают чаще всего деятели культуры, известные певицы и актеры и т. д. Расчет простейший: через любовь и доверие народа к известным людям политические силы хотят вызвать доверие и к себе.
Популизм — популярные обещания и лозунги — неотъемлемая составляющая доказательной рекламы. При этом обещания туманны, а объяснения, каким образом обещания будут выполнены, вообще отсутствуют. Поскольку, как мы уже отметили, доказательная реклама у нынешних партий и политиков крайне слаба, ее «доказательства» закрепляются в памяти избирателя имиджевой рекламой. Для этого используется набор несложных приемов, рассчитанных на вызов положительных или отрицательных эмоций. Пример: «Справедливость есть, за нее стоит бороться». Этим лозунгом до сих пор пользуется Юлия Тимошенко. В Херсоне аналогичные слоганы («Надежда есть» и «За правду нужно бороться») используют два претендента на пост мэра.
Как противостоять «белому пиару», думается, рассказывать не надо. Достаточно просто не верить никаким обещаниям и понять, что все без исключения кандидаты борются не за вас, а за себя в структурах власти.
«ЧЕРНЫЙ ПИАР»
Противостоять «черному пиару» — самому действенному оружию в предвыборной борьбе — намного сложнее. На языке политтехнологов публичная критика конкурента называется «информационной атакой». «Жареные» факты и скандальные темы избирателям куда более интересны, чем любая положительная информация. Поэтому атакующая стратегия намного эффективнее, чем доказательная. Чаще всего для «черного пиара» используется дезинформация. Причем распознать ложь очень трудно, поскольку грамотный политтехнолог приписывает своей мишени не только вымышленные негативные поступки или факты, но и имевшие место в действительности. Добавив в эту смесь свои предположения, гипотезы и слухи, технолог получает «дезу», в которой невозможно отличить правду от вымысла.
«Черный пиар», как мы уже отметили, избирателю куда интереснее «белого». А кроме откровенного вранья «черный пиар» зачастую дает и правдивую информацию. Тем не менее, если мы хотим сделать осознанный выбор, а не быть голосующей марионеткой в руках политтехнологов, мы должны уйти из-под «информационной атаки». Не стоит верить анонимным листовкам, шокирующим цифрам и фактам, которые никогда раньше не обнародовались. Скорее всего, это просто ложь. Пока несколько независимых источников или экспертов не сообщили о подтверждении такой информации, доверять этим фактам не следует.
ПОДЛОГ
Для дискредитации кандидата существует набор технологий связанный с использованием его имени. Например: приглашение на встречу с кандидатом, где будет раздаваться какая-нибудь «гуманитарная помощь». Или уже упомянутые ночные телефонные звонки с предложением ознакомиться с программой кандидата Или раздача школьникам противозачаточных средств якобы от имени кандидата Используется также технология «доведения позитива до абсурда». Например, упоминание кандидата в каком-либо акте благотворительности тиражируется в листовке, которая изо дня в день в течение нескольких недель распространяется по почтовым ящикам Главное, что кандидат этот понятия не имеет ни о презервативах для школьников, ни о ночных телефонных звонках, ни об обещанной, но не розданной «гуманитарной помощи».
Если на лобовом стекле вашей машины кто-то намертво приклеил агитку партии или кандидата Икс; если ночью вам позвонили и попросили проголосовать за партию или прочитать программу кандидата Икс, подумайте: стали бы партия или кандидат Икс сознательно губить свой имидж?
ПОДКУП
Что подразумевается под подкупом? Избирателям предлагаются бесплатно, со скидкой или по льготным ценам продукты, услуги (вплоть до бытовых) со стороны предприятия кандидата или его сторонников. Весьма распространена практика организации бесплатных юридических консультаций, «горячих» телефонных линий, бюро добрых услуг: как правило, все они нацелены на симпатии пожилых людей — самой активной группы электората. Даже обустройство детской площадки во дворе дома можно расценивать как подкуп, если при этом озвучивалась фамилия кандидата, подарившего эту площадку. Нередко используется прямой подкуп избирателей — оказание «гуманитарной помощи», «подарки» — когда голоса скупаются за деньги или продукты.
Подкуп избирателей — уголовное преступление, однако он широко применяется прежде всего потому, что доказать сам факт подкупа (кроме прямого) почти всегда невозможно. Не так давно Украинская морская партия обратилась в суд с обвинением действующего мэра Херсона в подкупе избирателей среди ветеранов, работников морпорта (якобы мэр раздавал собравшимся пакеты с водкой, коньяком и кофе). И что? Даже несмотря на предоставленные видеозаписи, ничего доказать так и не удалось. И админресурс тут не при чем.
Точно так же недоказуем факт подкупа, когда кандидат бесплатно ремонтирует крышу какой-нибудь многоэтажки. «Какой здесь подкуп? Это просто благотворительность», — говорят адвокаты кандидата. Должны ли мы, избиратели, противостоять подкупу? Необязательно. Отказываться нужно лишь в том случае, если вас просят в день выборов вынести из избирательного участка чистый или вбросить в урну чужой бюллетень. В иных случаях надо пользоваться всем, что нам предлагают. Главное — это запомнить, что вы ничем им не обязаны.
КАРУСЕЛЬ, ЗНАЧОК, И АВТОБУС
Суть «карусели» в том, что избиратель, выйдя из кабинки для голосования, бросает в урну заранее заготовленный фальшивый бюллетень. А тот, который выдан ему членом участковой комиссии, остается незаполненным и выносится из избирательного участка. За его пределами в чистом бюллетене организаторы «карусели» ставят галочку напротив своего кандидата. Другой избиратель с этим, уже «правильно» заполненным бюллетенем идет на участок, получает чистый бюллетень для последующего выноса, а заполненный бросает в урну. Таким образом можно «накрутить» много голосов, поскольку за участие в «карусели» предусмотрена плата.
Технология «значок и автобус» заключается в подкупе члена избиркома и группы избирателей. Заранее проинструктированный избиратель целенаправленно идет к одному из членов комиссии, также проинструктированному, что ему нужно делать, и имеющему какой-либо условный знак. Этот подкупленный член избиркома дает возможность подкупленному избирателю проголосовать на невостребованном бюллетене, или бюллетене «мертвых душ». Все вышеперечисленное, конечно, не исчерпывает богатейший арсенал нынешних политтехнологов. Это — лишь наиболее распространенное. Но, как известно, «предупрежден — значит, вооружен», и мы надеемся, что наш читатель сумеет сделать свой выбор, даже если это графа «против всех».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |