Готовясь к выборам, каждое средство массовой информации, которое собиралось нести «инфор¬мацию» об избирательном процессе в массы, заранее составляло свой план действий в день X. Газета «Ак¬центы» — не исключение.
Перед автором этой статьи сто¬яла четкая цель: собрать как можно больше информации из разнообраз¬ных источников.
О выполнении цели из первых уст.
День выборов начался для меня в 6:30 утра с посещения участковой избирательной комиссии '(УИК) №21625. Дабы не путать читателей пятизначным номером отмечу, речь идет о участке, находящемся в по¬мещении Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. О. Гончара. Состав комиссии где-то на треть состоит из людей, работавших в этой же комиссии на Президентских выборах. Первым делом бросился в глаза суетящийся Анатолий Короленко. Во время вы- боров-Президента Анатолий Никола¬евич был главой комиссии, в этот же раз он занял должность члена УИК. Однако это лишь, на бумаге... Дело в том, что обязанности назначенной Херсонской городской избиратель¬ной комиссией (ГИК) головы Ольги Левкйной исполнял именно Анатолий Короленко.
«Я вообще не хотел участвовать в этих выборах, но таки упросили. Я на Президентских выборах с членами комиссии тренинги проводил, а что в этот раз? Все суетятся, никто не зна¬ет что делать...Только на прошлом составе все и держится», — пояснил Анатолий Николаевич.
Член комиссии Короленко объ¬являл о начале заседания УИК и открытии участка, пломбировал урны, сообщал всю необходимую информацию наблюдателям... одним словом — «правил балом». А деньги- то получала г-жа Левкина, нечестно как-то выходит...
Недостатка наблюдателей, в от¬личии от недостатка компетентных членов УИК не чувствовалось. Наблюдали за процессом выборов на этом участке, где должны были про¬голосовать не меньше чем полторы тысячи херсонцев, более двадцати человек. И, следует отметить, на¬блюдали очень даже активно: один за другим задавали множество во¬просов, и непрестанно фиксировали нарушения.
Первый избиратель зашел в помещение УИК, как и полагается в 8 утра.
Ближе к полудню я перемести¬лась в штаб одной из политических сил, принимающих участие в выбо¬рах, которые любезно предложили помощь в оперативном Гюлучении информации. К этому времени в штаб от наблюдателей поступило уже множество сообщений о нару¬шениях Закона Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Авто¬номной республики Крым, местных» советов, сельских, поселковых и городских голов». Так, сообщалось, что на 7 участках, разбросанных по городу в бюллетене для голо¬сования за кандидатов в депутаты Херсонского городского совета по многомандатному избирательному округу, в графе «Херсонська міська організація Української морської пратії» красовался штамп «Вибув». Представители городской органи¬зации УМП утверждают, что голо¬сование, до момента выявления нарушения, происходило именно по проштампованным бюллетеням, в ГИК уверены в обратном.
«Когда нас уведомили о наличии таких штампов в бюллетене, мы постановили надписывать на штампе «Вибув» слово «Помилко¬во». Некоторые участки не открывались пока не по¬няли наших разъяснений, а некоторые проштамповали не все бюллетени и с утра выдавали именно непро- штампованные... Ситуация такая сложилась из-за не¬правильного толкования одного из постановлений Херсонской областной избирательной комиссии участковыми комиссиями», — пояснила глава ГИК Инна Поляренко.
В ГИК УМП разрешили изгото¬вить плакаты, извещающие всех о том, что штамп на партии в бюл¬летене — это ошибка и разместить их в УИК. Однако, помогло ли это? Вспоминая непонимание и отчаяние в глазах у избирателей при виде СТОЛЬКИХ бюллетеней понимаешь, что в кабинках вряд ли кто-то долго всматривался в штамп и выискивал на нем надпись «помилково», да и вертеть во все стороны головой, читая надписи на стенах человек, озадаченный полученной кипой бумаг вряд ли станет...
Даже если не брать во внимание появившегося в бюллетенях на неко¬торых участках ошибочного штампа следует отметить, что перед херсон- цами 31 октября стояла сложнейшая и, наверное, не для всех посильная задача — сделать правильный, свой, осознанный выбор.
Сумасшедший «метраж» изби¬рательных бюллетеней, темнота в кабинках, да и в помещении УИК в целом, мелкий шрифт в бюллетене, ограниченность во времени из-за натиска толпящейся очереди у ка¬бинок, все это, согласитесь, вряд ли давало возможность вдумчиво волеизъявиться.
Работа в штабе политсилы дала возможность уже в 23:00 знать явку на участки на момент их закрытия. По данным, собранным одним из участников предвыборной гонки в 22:00 проголосовало 33,5.8% жителей Суворовского, 34,31% — Комсомольского и 33,95% — Дне¬провского районов. Таким образом, в целом, по городу, 31 октября проголосовало около 33,9% Херсонцев.
Столь низкая явка, как выясни¬лось уже утром 1 ноября, по при¬бытию в ГИК, не больно-то облег¬чила задачу участковым комиссиям. С подсчетом голосов комиссии справились, а вот с оформлением протоколов и мешков для хранения бюллетеней возникли значительные проблемы.
После закрытия УИК должны были подсчитать голоса, оформить протоколы, упаковать бюллетени (каждый вид в отдельный мешок) и отправиться сдать их в районную избирательную комиссию (РИК).
Городская комиссия принимала результаты голосования за кандида¬тов в Херсонский областной совет в многомандатном и одномандатном мажоритарном округах, а РИК — ре¬зультаты голосования за кандидатов в райсовет, Херсонский городской совет по многомандатному и одно¬мандатному мажоритарному округах и за кандидатов на должность город¬ского главы.
Итого — от каждой УИК тре¬бовалось семь конвертов с про¬токолами (по каждому виду бюл¬летеней) в двух экземплярах и семь мешков с бюллетенями.
Оформление всего этого добра «хромало» если не у всех, то у большинства участковых комис¬сий. Отсутствие необходимых данных в протоколах, неверные цифры, исправления, сваленные в кучу разные бюллетени в од¬ном мешке — это лишь наиболее общие причины отказа принятия документов от УИК. Представите¬ли УИК по несколько (бывало, что и по 5 — 6) раз возвращались в территориальные комиссии с ис¬правлениями! Все как один при¬знавали, что им что-то там когда- то там разъясняли о правильности оформления документов, и что они просто устали.
В том, что члены УИК к утру 1 ноября уже абсолютно выдохлись, спорить не приходится. Получив бюллетени лишь поздно вечером 30 октября, участковые комиссии работали с ними до 4-5 часов утра, поспав после этого лишь пару часов, члены комиссий снова возвращались в УИК, где их ожидал сложный день голосования, а потом еще одна бес¬сонная ночь за подсчетом голосов. Так, примером, первые протоколы с участков в Комсомольском районе комиссия получила лишь в 7 утра 1 ноября.
Говорят, что окончательный при¬ем документов и подведение итогов следует ожидать не раньше среды — четверга...
Но «новая» власть уже празднует победу, а мы с вами?..
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |