Пожалуй, одной из насущных проблем Новой Каховки сегодня является медицинское обслуживание. В своих письмах и по телефону читатели «Ключей» жалуются на очереди в поликлинике, невнимание медперсонала, отсутствие медикаментов в стационаре. Для того, чтобы получить ответ, есть ли будущее у местной медицины, о перспективах ее развития и как это отразится на качестве лечения больных, «Ключи» встретились с заме¬стителем главного врача Новокаховской горбольницы по медицинской части Анатолием ЛАВРИКОМ.
К назначенному для встречи времени, когда доктор Лаврик принял ночное дежурство в от¬делении интенсивной терапии, туда поступил «тяжелый» боль¬ной с признаками кровоизлия¬ния в мозг. Пока ему делали назначения и ставили капель¬ницу, у меня было время ос¬мотреться вокруг.
-Нельзя судить об уровне всех отделений нашей горболь¬ницы по отделению интенсив¬ной терапии, — начал Анатолий Иванович. — Оно, по сути, реанимационное отделение, по¬этому здесь созданы сносные условия, когда есть запасная ка¬пельница, кое-какой запас ме¬дикаментов. В других отделе¬ниях ничего нет — больной дол¬жен обеспечить себя постель¬ным бельем, лекарствами и всем остальным. А рассказыва¬ют: «Вот мы внедряем там то- то и то-то!». На деле далеко не так. И главное, никто не знает, что нужно делать.
-За 10 лет на должности нач¬меда — продолжает Анатолий Лаврик, — я трижды обучался на курсах по организации здра¬воохранения, где несколько лекций посвящались менедж¬менту и маркетингу в медицин¬ских учреждениях. Делалось это вскользь, так как менедж¬мент в бюджетной системе не развит. Все знают, что нужно делать на производстве или в сфере услуг, а в медицине ме¬неджмента нет. Начинаешь за¬давать вопросы професеорам, а они просто теряются, ничего конкретного.
Чтобы разобраться во всем самому, в 2009 году я поступил на экономическии факультет Херсонского аграрного универ¬ситета по специализации «Эко¬номика предприятий, менедж¬мент». В октябре сдал сессию и перешел на пятый курс. Подхожу к профессору, спра¬шиваю: «А как в бюджетных уч¬реждениях?» — «Вот, только на¬чинаются конкретные разработ¬ки. А вообще все в процессе эк¬сперимента».
Сейчас у меня начинает вы¬рисовываться целостная карти¬на, что нужно делать в нашем городе для развития медицин¬ского обслуживания. Прежде всего, поменять правовой ста¬тус горбольницы. Нельзя нам больше оставаться только бюд¬жетной организацией. Другие больницы в области давно уже считаются неприбыльными ком¬мунальными предприятиями.
А у нас как? Копеики, что нам выделили, горбольница имеет право потратить только в строго отведенных границах. Тут для администрации больницы в . этом есть свой позитив, пото¬му что финансово за качество оказываемых медицинских услуг отвечает собственник горболь¬ницы, то есть Новокаховский горсовет.
-А как больница распоря¬жается деньгами сегодня?
-Выделил горсовет, к приме¬ру, 100 грн. Горбольница на эту сумму и должна оказать меди¬цинской помощи. Но нет, вы сделайте, мол, все медицинс¬кое обслуживание бесплатным.
В июне этого года приняли закон «Про державні закупівлі товарів, робіт та послуг». Меди¬цинские услуги — такие же, как и строительные, например. Тогда, будьте добры, уважае¬мые руководители города, зак¬лючайте с горбольницей дого¬вор. Определитесь, кому вы хотите бесплатно помочь — де¬тям, беременным, пенсионе¬рам или всем инвалидам? А дальше «коммунальное пред¬приятие горбольница» должно зарабатывать самостоятельно.
-И тогда сразу всем ста¬нет хорошо и понятно?
-Конечно, не всем нашим руководителям это выгодно, потому что за все придется от¬вечать. Самому составить каль¬куляцию- предоставляемых больницей платных услуг, что¬бы хватило еще и на заработ¬ную плату, накормить больных, обеспечить их медикаментами, в стационаре положить боль¬ного в чистую постель. Все это элементы платной медицины. А лучше ли продолжать обманы¬вать себя и людей, что здраво¬охранение в Украине — бес¬платное? Больные все равно платят врачам. Конечно, это ненормально, когда врач не хо¬чет обращать должного внимания на больного, пока тот ему не заплатит.
Была бы гор¬больница комму¬нальным предпри¬ятием, часть ме¬дицинской помо¬щи город оплачи¬вал бы из местно¬го бюджета. Но тут депутатам нуж¬но иметь муже¬ство сказать своим избирателям: «За это мы выделяем деньги из городс¬кого бюджета, а за то — вы платите сами». Я считаю, что так будет спра¬ведливо, когда че¬ловек точно будет знать, какую получит медицинскую помощь согласно оплаченному прейску¬ранту. 4
-Но ведь тогда изменят¬ся функции главврача.
-Руководить больницей дол¬жен не врач, отошедший от ме¬дицинской практики. Сегодня, чтобы понять, что такое адми¬нистративно-хозяйственная, финансовая деятельность ме¬дицинского учреждения, нуж¬но иметь представление об эко¬номике предприятий. Допус¬тим, приходит главврачом та¬лантливый врач. Пока он пой¬мет, что собой представляет вверенное ему хозяйство, вой¬дет в суть дела, оценит перс¬пективу развития и возможно¬сти больницы, пока в его голо¬ве начнут рождаться идеи отно¬сительно улучшений, пройдет 5- 7 лет. В итоге это время ему зас- читывается, как не справившего¬ся с обязанностями.
Не секрет, что скоро в нашей больнице произойдут кадровые изменения. Ни один врач не хо¬чет идти на должность главвра¬ча. Потому что нужно быть са¬моубийцей, чтобы согласиться. Кто бы сейчас ни пришел, он все равно будет — «не справился».
-А всегда ли наше здра¬воохранение страдало от кадровых и организацион¬ных проблем?
-Горбольница всегда была на хорошем счету в области. Ког¬да в 1988 году я распределил¬ся в Новую Каховку, мне зави¬довали. Сейчас я завидую тем, кто остался в Херсоне. А про¬шло всего 22 года. Практически все оборудование, которое ра¬ботает сейчас, аппаратура, мяг¬кий инвентарь, кровати — было закуплено еще в 80-е годы.
Нельзя покупать стильный галстук, если нет рубашки. А мы вкладываем средства в дорогостоящее оборудование, которое не дает эффекта, а в это время не имеем возможности оказать помощь на современном уровне новорожденным и их мамам. Я имею в виду лапароскопическую стойку, которую за девять ме¬сяцев этого года использовали только в 32 операциях. А за 2 года ее задействовали не больше 50-ти раз. А в это время в роддоме младенцев выхаживали обычными шприцами, когда нуж¬ны специальные аппараты, которые медленно, строго дозирова¬но вводят медикаменты. Слава Богу, государство дало два аппа¬рата ИВ/1 (искусственной вентиляции легких), своего больница никогда бы не купила.
Нужна аппаратура для стерилизации, в стационаре нет нор¬мального белья. Не потому, что в больничной прачечной пло¬хие прачки. Там нечего стирать. Нас в свое время сравнивали с херсонскими больницами, такими, как Тропиных, Водников, ХБК. Сейчас мы уже хуже, чем Берислав и Каховка.
-А почему так получилось?
-Я думаю, из-за неправильного хозяйствования. Бюджетных средств больнице никогда не хватит. Как финансируется медици¬на? Минфин спускает нам определенную сумму на одного жителя города, что-то 460 грн. для Новой Каховки. Их умножают на все население и получают сумму на медицинскбе обслуживание. Из нее 85% идет на заработную плату медработникам, 12-13% — на энергоносители, а на развитие и нормальное функционирование самой медицины ничего не остается.
Есть такое понятие, как рейтинговая оценка в системе здравоох¬ранения. Там около сотни рейтингов, я назову только — «Залучен¬ня позабюджетних коштів на душу населення». Так вот, по Новой Каховке — это 6 грн., по Херсону — 50 грн. То есть там умеют, а главное, хотят привлечь деньги в медицину от населения.
-Так что мешает?
-Наверное, нет желания. У кого, думайте сами. Никто гово¬рить об этом не хочет или боится. И создавать что-либо на базе нашей больницы тоже не собирается. Я убежден, нашей гор- больнице нужен менеджер, который понимает, что и как нужно делать. А также умеющии создать команду, что немаловажно. В нашей больнице команды нет, каждый сам по себе. У нас такой принцип администрирования: кроме моих проблем других не существует. Даже прямые помощники главврача ни в чем не за¬интересованы, а в отделениях тем более каждый живет своей жизнью.
Нет коллектива единомышленников. Потому что нарушены все принципы менеджмента. Планировать деятельность мы не уме¬ем, организовывать ее не умеем, мотивировать людей честно работать тоже не умеем. И только принцип контроля, идущий по правилам менеджмента четвертым в списке, у нас на первом месте. А контролировать у нас любят: «Вам дали деньги, я вам расписал, куда они пойдут».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |