Главное разочарование в любой украинской власти – то, что она ни в грош не ставит свои предвыборные обещания. У каждого нового правительства почему-то рождается уверенность, что цифры правительственных отчетов легко конвертировать в зарплаты, пенсии и в голоса избирателей…
В прошлом номере газеты мы рассказывали о злоключениях с наиболее “зубастым” налогом Украины – НДС. Оказывается, государство не выполняет свои обязательства перед налогоплательщиками, не возмещает бизнесу НДС. Да еще и отказывается регистрировать желающих предпринимателей плательщиками этого налога.
Но даже если вы и получили заветное свидетельство плательщика, неприятности на этом не заканчиваются. Вас неминуемо ожидают шокирующие неожиданности со сдачей налоговых деклараций по всеми горячо “любимому” НДС. В конце прошлой публикации мы пообещали читателям рассказать и об этой ситуации.
Сюрпризы от мытарей
В редакцию обратилась предпринимательница и рассказала о своих непростых отношениях с налоговой инспекцией города.
В начале минувшего месяца ее фирма сдала декларацию по НДС за август. А в середине сентября городским мытарям предоставили декларации по тому же налогу за предыдущие четыре месяца. Буквально на следующий же день ГНИ отписалась Ларисе (имя изменено). В письме говорилось о том, что декларацию за август у предпринимателя не приняли. Причина – не указаны обязательные реквизиты. И тут же в скобках идет уточнение, какие же именно реквизиты отсутствуют, – не проставлены прочерки в полях (которые не касаются предпринимательницы Ларисы – авт.). Лариса возмутилась, ведь предыдущие бумаги заполнялись так же. А в конце письма налоговики предлагали принести им новую правильно оформленную декларацию. Еще во время сдачи документов Ларисе показался подозрительным новый штамп с интересным названием “Прийнято з попередженням про можливість невизнання”. Но это, как говорится, были только цветочки.
Спустя какое-то время предпринимательнице позвонила инспектор и сделала заманчивое предложение.
– Дамский голос в трубке сказал, что остальные мои четыре декларации в налоговой считаются “черновиками”. А принятыми они будут лишь после того, как я заплачу указанную в декларациях сумму НДС в бюджет. Причем сказали, чтобы я это сделала “живыми деньгами”!, – говорит Лариса.
Предпринимательница платить не стала. Да и с какой стати! Речь идет почти о трех миллионах гривень. Такую же сумму задолжало Ларисе государство. По закону, бизнесмен может не платить НДС на сумму государственного долга. Своеобразный взаимозачет. Объясним на примере. Вы заняли у соседа до получки 100 гривень. А за неделю до этого тот же сосед попросил у вас сотенную. Вы можете не возращать долг, потому что должны друг другу одинаковую сумму. Почти так же и на государственном уровне.
В начале октября декларации Ларисы все еще не считались принятыми. Из-за этого возникли проблемы с налоговой у постоянных клиентов фирмы. Некоторые из них отказались от дальнейшего сотрудничества, а кто-то вообще считает это предприятие фиктивным. И в результате – потеря партнеров, прибыли, репутации.
Читатель, не имеющий отношения к бизнесу, может не понять всех этих “премудростей”. Остановимся на них популярно. Есть два предприятия – продавец и покупатель. Оба – плательщики НДС. Предприятие “А” продает предприятию “Б” тонну зерна за 1000 гривень. Соответственно, фирма “А” должна заплатить государству 200 гривень (20% НДС). В это же время государство должно возместить НДС предприятию “Б”. Если же у фирмы “А” не принимают декларацию по НДС, то государство не вернет сумму налога компании “Б”. То есть, эти деньги будут считаться не долгом государства, а просто расходами фирмы.
А как же буква закона?
При приеме деклараций налоговая инспекция должна руководствоваться Законом Украины “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” от 21.12.2000 г. №2181-III (далее – Закон №2181). Итак, там указано только три причины, по которым инспектор может не принять налоговую отчетность. Первая – если вы не указали обязательные реквизиты; вторая – нет подписи соответствующих лиц (начальства) и третья – нет печати плательщика налогов (фирменной печати).
Но в 2008 году ГНАУ придумала себе Методические рекомендации №827. В них указаны семь причин, по которым налоговая инспекция может не принять декларацию. Тут-то и всплывают пресловутые прочерки! Возникает вопрос: что главнее – Закон или Методические рекомендации? В нашей стране главенство Закона, но доказать это можно только через суд.
Министерство юстиции еще в феврале этого года направило письмо в ГНА с предписанием отменить приказ об утверждении методрекомендаций №827. Поскольку министерство признало, что отдельные положения противоречат Закону №2181. На данный момент непонятно, прислушалась ли налоговая администрация к Минюсту и отправила ли эти методрекомендации на доработку.
В гостях у налоговой
Непринятие деклараций по НДС – это массовое явление во всей Украине. Ваши корреспонденты решили разобраться с происходящим и за ответами обратились в налоговую инспекцию города Херсона.
Сперва мы позвонили в консультационный центр, но там никто не брал трубку. Затем попробовали дозвониться в информационный центр. Удача нам улыбнулась. Там сказали, что ответить на наши вопросы не могут и направили в отдел по приему деклараций. Свои вопросы мы задали начальнику этого отдела Александру Назарову. Но он ответил только на первый: были ли случаи непринятия налоговых деклараций по НДС.
– Если налогоплательщик пришел не в рабочее время (то есть, стоял два, а то и более часа в очереди, и тут у налоговиков закончился рабочий день – авт.), то его декларацию, естественно, никто не примет.
Когда мы попытались задать второй вопрос Александру Назарову, он сказал, что его телефон знает буквально полгорода, поэтому кто угодно может позвонить, представиться корреспондентом газеты и задавать вопросы. В этот момент возникает другой вопрос: неужели простой предприниматель не может получить всей необходимой ему информации, это что государственная тайна?
В общем, ваш корреспондент на следующий день отправился в налоговую инспекцию для личной встречи. Начальник отдела в принципе готов был к разговору, но тут вдруг вспомнил, что без начальника никакую информацию дать не может.
Один из непосредственных начальников Александра Назарова – это заместитель начальника налоговой инспекции города Херсона Игорь Теременко. Когда ваш корреспондент поднялся к заместителю ГНИ в кабинет, оказалось, что там никого нет. Закрыт был и соседний кабинет еще одного заместителя начальника. В общем, после скитаний по коридорам налоговой инспекции наши вопросы, типа: а правда ли что инспекторы просят заплатить НДС “живыми деньгами” или не принимают декларации в которых сумма к уплате меньше 1% от оборота? – так и остались без ответа. Хотя министры и начальники различных служб один перед другим кричат об открытости и прозрачности.
Однопроцентный барьер
Итак, мы выяснили, что первая и самая популярная причина, по которой инспекторы не принимают налоговую декларацию – это отсутствие прочерков в незаполняемых графах. Но есть и вторая – слишком маленькая (по мнению налоговой,) сумма НДС к уплате. Херсонские предприниматели жалуются, что у них не принимают документы, если НДС меньше 1% (а в некоторых областях – 3%) от оборота. Это явление для Украины достаточно распространенное. И выглядит примерно одинаково: предприниматель выстоял длинную очередь, а налоговый инспектор, просмотрев декларацию, возвращает ее или предлагает посетить начальника отдела. Начальник же отдела выскажет свое негодование по поводу недобросовестных предпринимателей, минимизирующих налоговые обязательства, из-за которых не пополняется бюджет. В итоге декларацию в таком виде все равно не принимают. В качестве компромисса предлагают ее переписать с увеличением налогового обязательства.
В то же время ни в Законе № 2181, ни в Порядке № 166 ни слова не говорится о конкретном уровне налоговой нагрузки для отдельного бизнесмена. А термин “налоговая нагрузка” законодательством Украины вообще не определен. Данный термин применяется лишь во внутренних документах налоговых органов. Приказы ГНА Украины не носят нормативного характера, то есть являются рекомендациями. Поэтому термины, которые используют в них (в том числе и показатель налоговой нагрузки), для налогоплательщика – просто словосочетания.
Прокомментировать ситуацию с налоговыми декларациями мы попросили аудитора с многолетним стажем, эксперта экономической деятельности Валентину Сичевую.
– Были ли в вашей практике за последнее время непринятые декларации? Если да, то под каким предлогом возвращали документы.
–Предприятие, которое я возглавляю, на рынке с 1994 года и имеет давно устоявшуюся репутацию, поэтому у нас таких казусов не было. Однако сдача отчетности за первый квартал и полугодие для очень многих предпринимателей была прямо-таки хождением по мукам. Во-первых, не принимали деклараций, по которым не значилась к уплате сумма налога (бюджет нужно пополнять, и не за счет приближенных). Во-вторых, изменения в налоговое законодательство были внесены в период сдачи отчетности и не все бухгалтеры о них знали. В-третьих, ГНИ искусственно под любым предлогом, а часто и без него, отсекает (снимает статус плательщика НДС) предприятия, которым нужно возмещать НДС. Это очень плохо сказывается на финансово-хозяйственной деятельности – деньги в виде НДС выведены из фирмы, следовательно, для работы их недостает, и государство их не возвращает. А снятие статуса плательщика НДС, означает для предприятия, что государство “простило” ему свой долг по НДС.
Реестр – благо или…?
С подачи Кабмина в прошлом году в Украине появился реестр налоговых накладных. Государственная налоговая администрация регистрирует их тогда, когда продавец и покупатель ими обмениваются. Только после изучения налоговой накладную выдадут на руки покупателю. Если же вы, как продавец, неправильно зарегистрируете эти документы или же цифры в накладной и реестре не будут совпадать – ждите в гости налоговиков с внеплановой проверкой.
В Реестр заносят информацию о налоговых накладных, выписанных при определенных операциях. Например, если вы продаете товар или оказываете услугу неплательщику НДС или продаете что-то за границу, и другое. Казалось бы, государство таким образом хочет вывести недобросовестных бизнесменов на “чистую воду”. Все будет прозрачно. Но у медали две стороны.
Электронный реестр нужен и очень. Но не государству, а…конкурентам. Многие налоговые начальники – владельцы очень крупных бизнесов. Определенные приложения к декларациям давали им обобщенную информацию о конкретной фирме за месяц. А теперь Реестр дает им ежедневную информацию о деятельности фирм. Пусть и с задержкой на месяц. А такая информация стоит немалых денег!
P.S.
Интересно, как государство собирается наполнять казну, если постоянно “душит” своих же “кормильцев”?
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |