Избирательная кампания-2010 со всеми ее скандалами и нервотрепкой, наконец-то, в прошлом. А значит, самое вре¬мя извлечь из ее перипетий хоть какой-то полезный урок. Пожа¬луй, для минувших выборов мэра Херсона он состоит в том, что тупо купить кресло городского головы за деньги у «богатеньких буратин» не вышло сейчас и вряд ли выйдет в обозримом будущем.
Ведь сразу несколько этих са¬мых «владельцев заводов, газет, пароходов» рвались в градона¬чальники изо всех сил, швыряя бешеные деньги на политтехно- логи и «охмурение» электората. По разным оценкам, двум «особо резвым» претендентам (называть их незачем — фамилии и так на слуху) кампания обошлась в три- пять миллионов долларов — каж¬дому, так что в ход были пущены абсолютно все изобретенные политтехнологами ухищрения. Выбор был весьма широк: от тиражирования «самых порядоч¬ных» кандидатских физиономий на плакатах и страницах газет до звонков на дом' и скрытой агитации под предлогом социо¬логических опросов.
Столь же изощренным оказал¬ся и арсенал для уничтожения ре¬путации «главного врага» — Вла¬димира Сальдо. Тут в ход пошли и подметные листки, и проплачен¬ные «митинги протеста», и даже рифмованные СМС-сообщения на личные мобильные телефоны горожан со стишками сомнитель¬ного качества. Короче говоря, денег потратили уйму, бумаги извели горы, а в результате — обгадились по полной программе: Владимир Сальдо стал мэром в третий раз подряд, да еще с огромным отрывом от остальных кандидатов. И ни один из «де¬нежных мешков», так жаждавших заполучить вожделенное кресло, даже не набрал голосов хотя бы на почетное второе место!
По имеющейся информации, «буратины»-неудачники нынче приступили к разносу в собствен¬ных штабах, пытаясь отыскать ви¬новных в столь сокрушительном поражении: то ли наемные агита¬торы слишком плохо агитировали, то ли щедро авансированные политтехнологи не отработали вываленное им от барских ще¬дрот бабло. Но как раз в этом случае пенять на зеркало ни к чему. В конце концов, причем здесь несчастные агитаторы с по¬литтехнологами, если сами их на¬ниматели на совесть потрудились именно для того, чтобы земляки от них отвернулись? Как ни кру¬ти, а Херсон — город маленький, и вся подноготная кандидатов была горожанам известна, как Отченаш, задолго до того, как их необъятные бигморды при¬влекательно размазали во всю ширь сотен и тысяч рекламных плакатов.
Безусловно, те же политтех- нологи потрудились на славу, вдалбливая в подсознание изби¬рателей простенький посыл — де¬скать, раз уж наш протеже может «рулить» предприятием и давать людям работу, то и с городским хозяйством отлично справится. Да тут-то и вышла промашка. Спору нет, рядовые горожане и их семьи, и знакомые с друзьями с удовольствием отдали бы свои голоса за хозяина завода, сети магазинов стройматериалов или фабрики, если бы видели, что сей успешный деляга заботится об их благе почти так же, как о своем собственном. Но «забота» о ра¬бочих у наших «буратин» сплошь и рядом сводится к выжиманию из них всех соков взамен еже¬месячной зарплаты в две-три тысячи гривен (это еще в луч¬шем случае), которая позволяет прокормить маленькую семью и заплатить за коммунальные услу¬ги, чтобы из квартиры судебные исполнители не выперли. Жилья рабочим за счет предприятий больше не строят, учебу их детей в вузах не оплачивают, зато в кризис вышвыривают за ворота без разговоров, а зачастую — и без полагающегося в таких слу¬чаях пособия.
При этом хозяева такого вот «процветающего бизнеса» наби¬раются наглости строить из себя эдаких народных благодетелей, выставлять свои кандидатуры в мэры и депутаты, а в проме¬жутках между избирательными кампаниями строят себе дворцы, закатывают банкеты и разъезжа¬ют на лимузинах, которые далеко не всегда могут позволить себе даже американские миллионеры. А почему бы и нет, если квалифи¬цированному рабочему в Херсоне эти «заботливые» бизнесмены за тяжелый труд платят не больше трети той суммы, которую по¬лучает гражданин США, но ...как пособие по безработице?
Секрет процветания по- херсонски уж очень нехитрый: продал товар по мировым ценам, заплатил украинским трудягам за его производство «по-нашрму», а на разницу — шикуешь. Однако с чего доморощенные капиталисты вдруг взяли, что этого хватит для победы на выборах? Они при¬выкли, что легко можно купить проститутку на ночь, джип или целый завод — были бы деньги. Но теперь, хочешь, не хочешь, а придется привыкать и к тому, что Херсон не продается. Даже за многие миллионы, «всажен¬ные» в избирательную кампанию. А ведь сколько предвыборных обещаний можно было бы на эти колоссальные деньги выпол¬нить «авансом»: и рукотворное озеро в парке Ленинского Ком¬сомола восстановить, и дороги подлатать, и новые троллейбусы купить. Глядишь, в этом случае благодарный электорат охот¬но избрал бы такого благотво¬рителя. Однако доморощенное жлобье мыслит по-другому — ему кажется более выгодным раскошелиться на пиар, чем на реальные дела!
Может, Владимир Сальдо, который стал городским голо¬вой Херсона в третий раз, и не идеален, как градоначальник. Были поводы для его критики прежде и, надо думать, будут и в дальнейшем — как говорится, не ошибается тот, кто не рабо¬тает. Однако кандидатов, хоть сколько-нибудь сопоставимого с ним масштаба, на этих выбо¬рах просто не было. А выбирать лучших из худших — задача не¬благодарная. Что же касается ро¬скошных предвыборных посулов, которые размашисто «метали в народ» все полторы дюжины на¬ших «перспективных» кандидатов, то мы уже привыкли оценивать их примерно так же, как легендар¬ный Ходжа Насреддин, который любил назидательно повторять: «Сколько ни говори «халва», во рту сладко не станет».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |