В субботу, 6 ноября, в присутствии журналистов и экологов в Днепр выпустили порядка 25 тысяч рыб. Все они родились и дожили до подросткового возраста в прудах крупнейшего в Европе государственного рыбзавода под Новой Каховкой.
Этот завод выращивает из икринок травоядных и хищных рыб, а потом выпускает их в Днепр. Но прямого канала до Днепра, чтобы сразу выпустить туда рыбу, нет. Завод находится в окружении песков, в степях. Но там – около тысячи гектаров водной глади прудов и каналов.
Есть и огромные аквариумы – роддома, где из икринок вылупляются мальки. И ясли, где с весны до осени они подрастают до 2-5 см. И пруды, куда их перевозят в специальных сетях на зимовку. И искусственные озера-детсады, где рыбы нагуливают и набирают вес до полукилограмма. Из прудов с двухлетками воду осенью полностью спускают в специальный накопительный и уловительный канал. А двухлеток (их называют еще сеголетками) перевозят в Днепр.
Когда при нас открыли “задвижку” одного из прудов (их – шесть, и они расположены “веером” так, что имеют выходы в тот канал), то потоком понесло сеголеток щук и карпов. Вода бурлила и кипела не только от напора, но и от рыбы. А та, стремясь вернуться в пруд, “перла”, сопротивляясь течению так, что буквально взлетала над волнами. Зрелище напоминало прыжки летающих морских рыб.
Потом, оказавшись в спокойной глади, рыба попыталась спрятаться. Но решетка, медленно двигающаяся по каналу, загоняла их в тупик, где уже с контейнером и с сачками ее поджидали работники рыбзавода. Директор предприятия Игорь Дыкуха говорит, что на этом этапе раньше много рыбы задыхалось. Но они вместе с сотрудниками придумали и сделали специальную систему. Это так громко звучит – “система”, а на самом деле, как и все гениальное – очень просто. Протянули поверх канала пластмассовые трубы, “проковыряли” в них дырочки и – во время “переселения” рыбы пускают по ним под давлением воду. Та бьет фонтанчиками и насыщает кислородом воду в канале. Теперь заморов не бывает.
Наполненные контейнеры поднимают и рыбу сразу же выпускают в машину с устроенным в кузове бассейном. Через два часа она уже на свободе, в Днепре. И выживаемость ее – очень высокая, по всем международным меркам и “гостам”. Сильная и здоровая, выросшая в максимально приближенных к естественным условиям прудах, она прекрасно адаптируется на воле.
К слову, толстолобик, к которому мы уже привыкли как к нашей днепровской рыбе – весь выращен на этом рыбзаводе, и он – не наш, не днепровский. Он завезен из Вьетнама. В Днепре ему холодно, поэтому он здесь не нерестится и не дает приплода. Если бы его каждый год не выпускали в Днепр – давно б исчез с наших столов. И, как признает исполняющий обязанности начальника областного управления экологии Владимир Мелехин, не было бы на Херсонских рынках ни белого амура, ни карпа, ни судака, ни сома, ни щуки – природные ресурсы этих рыб тоже уже полностью истощены. Если бы завод каждый год не выращивал и не выпускал тонны сеголеток этих видов, то рыбакам и нечего было бы ловить. Сейчас вопрос и о том, чтобы выращивать еще и “аборигенные виды рыб”, а на самом деле – коренных, днепровских, таких, как линь, например. А Игорь Дыкуха говорит, что мощности позволяют им выращивать и выпускать в Днепр миллионы мальков тех же щук, тех же линей, чтобы заселить ими реку и полностью через три года восстановить баланс. К слову, можно так же и раков развести. Но, к сожалению, средств на развитие государство не давало (рыбоводы получают деньги напрямую из госбюджета). И работают они фактически “впритык”: что выпустят в Днепр, то те же рыбаки “подчистую” все и выловят. А ведь рыбзавод реализовывал государственную программу по восстановлению водных живых ресурсов Днепра.
Эта программа, вдобавок, заканчивается в этом году. Новой, на будущее, еще нет, только разрабатывается. Идут разговоры, что при рыбзаводе можно было бы сделать коммерческие проекты. Игорь Дыкуха категорически против. И в Украине, и в Херсонской области достаточно частных хозяйств, разводящих и продающих рыбу. А наживаться на возрождении обитателей Днепра – даже звучит кощунственно. К тому же немало примеров, когда государственные предприятие фиктивно делают банкротами и “прибирают к рукам”. “Нам повезло, что после распада союза это предприятие – крупнейшее в СССР – осталось в нашей стране. – говорит Игорь Дыкуха. – И его обязательно нужно сохранить в статусе Государственного”.
Количество выращенной и выпущенной рыбы фиксируют не сотрудники и не руководство этого рыбзавода, а специальная государственная комиссия. И уже государство само считает, кому и сколько дать лицензий на отлов. Задача рыбзавода в другом – дать жизнь питомцам, воспитать их активными и здоровыми, чтобы в водоемах не прекращалась жизнь. И это нужно делать уже не только для Каховского водохранилища и низовья Днепра. По данным Главного управления статистики Херсонской области, у нас за первое полугодие этого года выловлено 842,9 тонн рыбы, что почти в три раза меньше, чем в прошлом году. Катастрофически продолжают сокращаться уловы во внутренних водоемах области. О рыбном Станиславе, например, уже с тоской вспоминают как о “бывшим рыбном”. Это проблема не так давно рассматривалась на расширенном заседании экологов, ихтиологов, руководства области и представителей прочих “причастных” структур. И, как заметил губернатор: “Рыбная отрасль имеет значительный потенциал, но при этом совершенно не влияет на наполнение бюджета. В том числе и из-за браконьерства”. К сожалению, губернатор нам “Америки” не открыл. Увы, в любой, даже самый тотальный запрет на ловлю рыбы – она, свежепойманная, распластанная и даже уже почищенная всегда есть на наших рынках. И пока так будет продолжаться, наглый грабеж государственного масштаба просто сведет к нулю попытки возродить жизнь в реке, вернуть те времена, когда та была плодоносной кормилицей. Даже если будет разработана, принята и профинансирована самая грамотная и самая перспективная
программа.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |