Заслуженный экономист Украины Александр Кирш рассказал, кто останется на едином налоге, если примут новый проект Налогового кодекса, как побороть “минимизаторов”, сохранив “упрощенку”, и объяснил, почему малому бизнесу не надо обижаться на власть.
– Александр Викторович, что-нибудь хорошее в новом проекте Налогового кодекса есть?
–Говорят о каких-то налоговых каникулах, но круг тех, на кого они распространяются, настолько узок и те послабления, которые там будут, настолько ничтожны и несерьезны, что говорить о чем-то хорошем сложно. Да и задача такая не ставилась. Не ставилась задача сделать хороший кодекс!
Ставилась задача собрать деньги, зарезать курицу, несущую золотые яйца, потому что последствия будет расхлебывать уже следующая власть. Они понимают, что пришли ненадолго, и поэтому когда им говорят “вы режете курицу”, ну и что? Потом же они уйдут, яйца все равно им не достанутся!..
Они вводят регистраторы расчетных операций. Но не все отрасли можно проверить. Я регулярно привожу пример с контрольной покупкой у стоматолога. Вы себе представляете контрольное вырывание зубов? Вот для таких ситуаций, проверить которые нельзя, человечество изобрело единый налог, типа платить хоть что-нибудь, все равно вас проверить невозможно ни через какой регистратор расчетных операций. Родина это забыла. Пришли новые люди, которые не в курсе. Они просто не знают украинских традиций налогообложения. Один из кураторов налогового кодекса курирует его между делом, в перерыве между подготовкой к Евро-2012. Т.е. человек занимается футболом, любит футбол, один из людей, близких к “Шахтеру”, ему между делом поручили заодно курировать и Налоговый кодекс… Он говорит очень интересные вещи. Что единому налогу осталось жить в стране максимум 24 месяца, причем неизвестно, когда эти 24 месяца начались, может они уже заканчиваются. Что он вообще о едином налоге слышать не хочет. Что скоро от него останется только название. И судя по тому, что мы видим в Налоговом кодексе, то главную руку там приложил именно Борис Колесников.
– Была информация о том, что в нынешней редакции уменьшается налоговая нагрузка…
– Единый налог оставляют только для физических лиц и только для небольшого количества разрешенных видов деятельности. Но даже они должны будут платить не 200 грн., а до 600 грн. во всех городах с населением свыше 150 тысяч человек. По некоторым видам деятельности – 1000 грн, как по информатизации, которую можно зарегистрировать, где угодно. Если деятельность ведется более чем в одном регионе, то 1500 грн. И к этим всем сумасшедшим цифрам еще прибавляются пенсионные и прочие страховые начисления на уровне почти 40% от минимальной зарплаты, которая стремится к тысяче грн. Таким образом, будет не 600 грн., а 1000, не 1000 грн., а 1500, не 1500 грн., а 1900– вместо нынешних 200!
Кстати, думали, насколько увеличить предельный оборот физлицам-единоналожникам 500 тысяч, и увеличили так, что не увеличили, а снизили до 300 тысяч. Заодно еще и численность наемников ограничили 2 человеками. Было 10. А что плохого, если три? Если ему начисляется легальная зарплата, с нее уплачиваются легальный налог с доходов физических лиц, начисляются все страховые взносы и пенсионный? Нет, если проскочит, не да Бог, третий, то уже все, ему нельзя быть на едином налоге!
При всем этом предпринимателя заставляют платить страховые начисления, причем не только за работников, но и за себя самого, чего например, с дивидендами от юридических лиц не происходит. Потому что когда мы говорим о дивидендах юридических лиц, то считается, что это предпринимательские пассивные налоги и они не облагаются никакими соцстрахами. В то же время, когда дивиденды получены от собственной предпринимательской деятельности, без образования юридического лица, то их уже не называют дивидендами и облагают пенсионным и прочими страховыми взносами, причем даже без исключения для инвалидов, для несчастных пенсионеров, которым просто не хватает пенсии, они вынуждены заниматься предпринимательством, для совместителей, которые себе на минимальную пенсию и так уже заработали по основному месту работы, – никаких таких исключений нет. И получается, что за жадность олигархов расплачивается малый бизнес.
Конечно же, в этой ситуации выживут очень немногие, очень мало кто захочет платить такие колоссальные суммы. Да, те, кто обналичивает, заплатит, но те, кто зарабатывает 5-6 тысяч грн. в месяц и чудом вписался во все эти ограничения, полуторатысячные налоги платить не будет с 5-6 тысяч. Т.е. эти налоги только для тех, кто обналичивает, для других они просто неприемлемы. Кто обналичивает – тот заплатит. Остальные – нет. Поэтому малый бизнес загоняют в тень, не дают ему возможность быть на едином налоге.
В то же время, когда единоналожникам повышают ставку в три раза и больше, юрлицам ее принудительно снижают. Это ж надо было додуматься по налогу на прибыль снижать ставку с 25% до 19%, а впоследствии до 16%, при том, что планы налоговых поступлений растут! Т.е. собрать нужно больше, а ставка меньше! Для кого эта попса? Для кого эти шутки, для кого эти игры?! Ведь понятно же, что если собрать нужно больше, а ставка уменьшается, то выкручивать будут теперь не только руки, но и что-то еще. И это уже начинается! Через так называемое сближение бухгалтерского и налогового учета переводят предприятия на так называемый метод начисления. Т.е. налоги не по первому событию, а по отгрузке. Может быть, метод начисления и лучше, чем метод первого события, он наверняка лучше. Но никто же из них не подумал о переходном периоде! А в переходный период оказывается, что старые затраты по первому событию уже были. Новых затрат еще нет. Они должны ждать будущей отгрузки. Получается, что в течение всего первого производственного цикла (а он на некоторых предприятиях может быть достаточно длительный), у предприятия не будет валовых затрат. Т.е. налог на прибыль превращается в налог с оборота. Да, тогда можно платить действительно и 16%, но извините, 16% с оборота – это колоссальный налог. Это ненормальный налог! Единоналожники с оборота платили 6 или 10%, а сейчас предприятия заставляют платить с оборота то ли 25%, то ли 19% с перспективой 16% фактически с оборота! Т.е. мы видим, какая цена уплачивается за разрекламированное в ходе предвыборной кампании снижение ставки. Да, ставка снижается, но увеличивается база, на которую она начисляется. Она становится равной в течение первого производственного цикла всему обороту, поскольку не будет затрат. Старые уже были, а новых еще нет.
– Я закончу вопрос. Была информация, что по проекту кодекса налоговая нагрузка снижается, и если он будет принят в таком виде, доходы бюджета сократятся на 3 миллиарда.
–Я рассказал подробно, как она уменьшается. А сокращение доходов – да кто же это допустит? Во-первых, будет инфляция и уже нельзя говорить об уменьшении абсолютных цифр, это просто непрофессионально. Когда инфляция, абсолютные цифры не могут уменьшаться. Они будут расти. Даже если налоговая нагрузка останется той же, то абсолютные цифры все равно будут расти. Во-вторых, кто сейчас допустит уменьшение налоговых поступлений? Посмотрим закон о бюджете, который будет принят. Очень сомневаюсь, что там будет предусмотрено уменьшение налоговой нагрузки. Я не могу в то поверить! Кстати, когда я на слушаниях в Верховной Раде говорил, что нагрузка растет, никто не спорил, ни из правительства, ни из Верховной Рады. Они с этим соглашались.
– Оппоненты упрощенной системы налогообложения говорят о том, что ее используют для минимизации, для ухода от налогов. Как, с Вашей точки зрения должен быть выписан закон, в общих чертах, чтобы упрощенка осталась, но не использовалась минимизаторами?
– То условие, согласно которому у предпринимателя не может быть больше половины доходов от одного заказчика, уже полностью обрубает всю минимизацию. Ему уже нужно искать как минимум трех. Потому что уже даже двух заказчиков будет мало, от кого-то он все равно получит больше половины. Т.е. уже даже это обрубает минимизацию. Кроме того, ну зачем-то же у нас существуют такие дорогостоящие Родине органы как налоговая милиция, прокуратура и все остальное? Пусть они этим и занимаются.
Нельзя бороться с перхотью гильотиной. Честный бизнес все время делают ответственным за то, что налоговая милиция не в состоянии выловить махинаторов. Это проблема государства, иначе зачем эти государственные органы вообще нужны, если государство расписывается в собственном бессилии настолько, что говорит: «мы махинатора выловить не можем, поэтому запрещаем всем»?! Точно так же, как в свое время мы предлагали, давайте вместо НДС введем налог с продаж.
Честно нам ответили из Верховной Рады: ну что вы, ведь налог с продаж будет платить торговля, а мы за торговлей розничной проследить не можем, мы тогда вообще ничего не соберем. Получается, они молчаливо признают, что за розничной торговлей уследить невозможно и что фактически за нее налоги переплачивают другие. Так же и здесь. Из-за того, что карательные органы оказываются не в состоянии выловить махинаторов, за это расплачивается малый бизнес в целом. Почему только он? Почему крупный бизнес не расплачивается точно так же из-за того, что огромные капиталы уходят через оффшоры и тоже страна остается без налогов?
– В новом проекте кодекса опять появился налог на недвижимость. Как Вы оцениваете качество этой статьи?
– Никак. Думаю, он опять не пройдет. Было столько уже неудачных попыток пропихнуть налог на недвижимость, что я стал уверен: не пропустит Рада налог на богатых. Не пройдет он. А если и пройдет, то это будет налог на всех подряд, а не только на богатых. Посмотрим… Дай Бог мне ошибиться.
–Малый бизнес – это очень большая часть людей.
– А еще больше те, кто зависят от малого бизнеса через цены и занятость.
– Но все-таки прямой удар придется на малый бизнес.
– Первый удар – да, а второй удар, как эхо от ядерного взрыва, придется на всех остальных. Не будет дешевых товаров и не будет высоких зарплат.
– У малого бизнеса не раз получалось объединиться, организовать массовые акции протеста и заставить власть отказаться от невыгодных ему законов. В этот раз Вы прогнозируете какую-то социальную активность со стороны малого бизнеса? И насколько она может быть успешной?
– Последний раз что-то зависело от позиции масс на последних президентских выборах . Тогда все ошибки были сделаны. Теперь пришла пора расплачиваться. “Бачили очі, що купували, тож їжте, хоч повилазьте”. За что боролись, на то и напоролись. Снявши голову, по волосам не плачут.
И не надо обижаться на власть. На зеркало нечего пенять. Я думаю, что теперь нужно выкушать полной ложкой все то, за что было проголосовано. Это уже не к экономистам. Это к терапевту. Кушайте полной ложкой. “Братки” не шутят. Здесь уже ничего сделать нельзя. Теперь уже власть совещается не с бизнесом, а внутри себя. Против лома нет приема. Вся надежда, что власть не договорится внутри себя и кодекс не пройдет.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |