ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Так жить нельзя. А как можно?
19.11.2010 / Газета: Херсон Маркет плюс / № 46 / Тираж: 20000

Что нужно сделать, чтобы жители Херсона получали качественные жилищно- коммунальные услуги? Ответ на этот вопрос искали участни­ки «круглого стола», организо­ванного Причерноморским центром политических и социальных исследований, городским общественным объединением «За будущее Херсона», областной организа­цией Комитета избирателей Украины

Как отмечалось на за­седании «круглого сто­ла», в котором приняли участие представители новоизбранного депу­татского корпуса горсовета и объединений со­владельцев многоквар­тирных домов, на сегодня услуги по содержанию коммунальных жилых до­мов и придомовых терри­торий предоставляют в Херсоне 11 предприятий различной формы соб­ственности.

Что же касается каче­ства этих усяуг, то об этом достаточно красно­речиво свидетельствуют данные опроса жителей коммунальных домов и объединений совладель­цев многоквартирных до­мов. Согласно результа­там опроса, проведенно­го в разных районах об­ластного центра органи­заторами «круглого сто­ла», около 64% опрошен­ных заявили, что местные ЖЭКи вообще не предос­тавляют им жилищно- коммунальных услуг, за которые берут деньги в виде квартплаты. Еще больший процент таких жителей (72%) — в Комсо­мольском районе города. Опрошено было 200 херсонцев.

По отдельным услугам ситуация еще хуже: 96% опрошенных утверждают, что в их подъездах не уби­раются лестничные мар­ши, 84% ничего не слыша­ли об обслуживании вне­шних сетей газоснабже­ния (окраска),.82% — об обслуживании дымовен- тиляционных каналов в домах, оборудованных газопроводом, 79% — о содержании конструктив­ных элементов дома (в частности, содержание шиферной кровли и меж­панельных стыков). А 67% опрошенных херсонцев оценили нынешнее состо­яние своей многоэтажки как неудовлетворитель­ное.

В то же время, по мне­нию экспертов вышеупо­мянутых организаций, в объединениях совла­дельцев многоквартир­ных домов (ОСМД) ситуа­ция с предоставлением жилищно-коммунальных услуг лучше, нежели в коммунальных домах. По их словам, причиной такой ситуации является то, что в отличие от жителей коммунальных домов представители ОСМД сами выбирают для своих домов исполнителя услуг, контролируют его дея­тельность и использова­ние денег.

Но можно ли считать ОСМД в данном случае панацеей? Думается, рано выносить здесь окончательный вердикт, приняв во внимание сло­ва, прозвучавшие на за­седании «круглого сто­ла»: состояние дел в объединении совладель­цев многоквартирного дома зависит от профес­сиональной подготов­ленности к этой работе председателя ОСМД, а также от его порядочно­сти. И последний момент, как и первый, здесь от­нюдь не второстепен­ные, учитывая тот факт, какие суммы денег жиль­цов «крутятся» в комму­нальной сфере.

Как отметил в ходе «круг­лого стола» один из пред­седателей ОСМД, только с одного подъезда 9- этажного дома херсонс­кий ЖЭК; не предоставляя необходимых услуг, еже­месячно имеет в виде уп­лачиваемой жильцами квартплаты 1 тыс. гривен (!). А с жителей несколь­ких корпусов дома по 200 лет Херсона (630 квар­тир) коммунальный ЖЭК взял в течение 40 месяцев за две фактически не пре­доставленные услуги (ре­монт кровли и стыков)- 311 тыс. гривен (!).

Да и личный опыт авто­ра публикации свиде­тельствует: своему родно­му ЖЭКу во всех его ипос­тасях (сначала это был ведомственный ЖКО,по­том на его базе создали частное предприятие, по­том снова вернули ЖКО, и, наконец, дом передали коммунальному предпри­ятию), я ежемесячно пла­тил квартплату, которая превосходит по отдель­ности суммы за потреб­лённый моей семьёй при­родный газ, за водоснаб­жение и водоотвод, за ис­пользованную электро­энергию.

С единственной разни­цей — и газ, и воду, и элек­троэнергию я действи­тельно получал в тех объемах, за которые пла­тил, чего нельзя сказать об услугах ЖЭКа- ведом­ственного, частного, ком­мунального. Ведь ЖЭКу я платил за часто неубран­ную территорию возле дома; за грязный, тёмный и не отремонтированный подъезд; за дырявую про­текающую крышу, за зло­вонную канализацию, те­кущую в подвал дома; за несвоевременно подан­ное в дом тепло и другие подобные «услуги».

Понятное дело, с обра­зованием ОСМД данный финансовый поток будет перенаправлен. И в каком направлении потекут деньги жильцов, насколь­ко эффективно они будут использоваться для дома и его жильцов — это зави­сит от руководства ОСМД, его председателя.

На заседании «круглого стола» прозвучало: в Хер­соне необходимо активи­зировать работу по созда­нию объединений совла­дельцев многоквартирных домов. На сегодня из име­ющихся в областном цен­тре около 2,5 тыс. много­квартирных домов объе­динения их совладельцев созданы лишь 230 домах. Из трех районов города больше всего ОСМД сей­час в Суворовском районе, а меньше всего — в Комсо: мольском.

Как отметили участники «круглого стола», требу­ют внимания местных ор­ганов власти и обще-1 ственности Херсона не только сам процесс коли­чественного увеличения в городе ОСМД, но и каче­ственного кадрового обеспечения их работы.В частности, целесообраз­но было бы организовать для лиц, которые возглав­ляют или возглавят ОСМД, постоянно дей­ствующие курсы на базе одного из местных вузов. На этих курсах руководи­тели ОСМД могли бы по­лучить необходимую под­готовку по коммунальным нюридическим вопросам.

Что же касается улучше­ния работы ЖЭКов, то это, по мнению организаторов «круглого стола», на ны­нешнем этапе тоже воз­можно. Проанализировав базовый документ — «По- рядЪк проведения конкур­са на содержание жилого фонда и придомовой тер­ритории г.Херсона и опре­деление единого заказчи­ка по содержанию жилищ­ного фонда и придомовой территории городской территориальной общи­ны», утверждённый Хер­сонским городским сове­том летом 2008 года, экс­перты пришли к ряду выво­дов.

Во-первых, к конкурсу на предоставление жи­лищно-коммунальных ус­луг необходимо привле­кать непосредственных потребителей этих услуг — жителей города. В конкур­сные комиссии с правом решающего голоса надо вводить представителей домовых комитетов (если таковые имеются) при рассмотрении вопроса по их дому.

Во-вторых, конкурс должен проводиться не раз в три года, как сейчас, а ежегодно, и без пролон­гации (продления) дей­ствия соглашения на пре­доставление жилищно- коммунальных услуг.

В-третьих, одним из критериев отбора и оп­ределения победителя конкурса исполнителей жилищно-коммунальных услуг должно стать коли­чество жалоб потребите­лей данных услуг. Необ­ходимо, чтобы на каждый ЖЭК была заведена кар­точка, в которую должны вноситься обоснованные жалобы потребителей. И если на какое-нибудь предприятие поступило много таких жалоб, оно попросту не должно больше допускаться к участию в конкурсе.

Несомненно: чтобы улучшить качество предо­ставляемых в Херсоне жи­лищно-коммунальных ус­луг, надо менять мировоз­зрение в этом вопросе. И рядовым жителям, и тем, кто руководит комму­нальными предприятия­ми , и тем , кто стоит у руля управления городом. На заседании «круглого сто­ла» депутат горсовета недоумевал по поводу от­сутствия инициативы у жителей ряда домов ХБК касательно создания ОСМД. Не понимает поче­му-то депутат и заявлений горожан: мы платим квар­тплату ЖЭКу — и нам дол­жны предоставить необ­ходимые коммунальные услуги. Но разве это не­правильно, что жильцы хотят получать то, за что платят деньги?! Неважно от кого: от ЖЭКа или от ОСМД. Ведь где гаран­тия, что со временем объединения совладель­цев многоквартирных до­мов тоже не превратятся, у нас в такие же плохие ЖЭКи?! Кстати, фраза о возможности данного превращения прозвучала и на заседании «круглого стола».

А если материальный стимул хорошо исполнять свои служебные обязан­ности до сих пор не стал основополагающим в ра­боте наших коммуналь­ных предприятий, то это говорит лишь о том, что другие, достаточно эф­фективные средства, с по­мощью которых это можно сделать, так и не были ис­пользованы надлежащим образом. К примеру, как отмечали участники «круг­лого стола», в городе практически не решается кадровый вопрос по руко­водителям жилищно-ком­мунальных организаций, на работу которых посту­пает много жалоб. Да и потенциал правоохрани­тельных и контролирую­щих органов, которые все­гда могут квалифициро­ванно проверить, куда в действительности и на что конкретно были исполь­зованы деньги, поступив­шие на счета коммуналь­ного предприятия от жильцов херсонских мно­гоэтажек, тоже надлежа­щим образом не задей­ствован.

Автор: Виктор Самойлов


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту