Что нужно сделать, чтобы жители Херсона получали качественные жилищно- коммунальные услуги? Ответ на этот вопрос искали участники «круглого стола», организованного Причерноморским центром политических и социальных исследований, городским общественным объединением «За будущее Херсона», областной организацией Комитета избирателей Украины
Как отмечалось на заседании «круглого стола», в котором приняли участие представители новоизбранного депутатского корпуса горсовета и объединений совладельцев многоквартирных домов, на сегодня услуги по содержанию коммунальных жилых домов и придомовых территорий предоставляют в Херсоне 11 предприятий различной формы собственности.
Что же касается качества этих усяуг, то об этом достаточно красноречиво свидетельствуют данные опроса жителей коммунальных домов и объединений совладельцев многоквартирных домов. Согласно результатам опроса, проведенного в разных районах областного центра организаторами «круглого стола», около 64% опрошенных заявили, что местные ЖЭКи вообще не предоставляют им жилищно- коммунальных услуг, за которые берут деньги в виде квартплаты. Еще больший процент таких жителей (72%) — в Комсомольском районе города. Опрошено было 200 херсонцев.
По отдельным услугам ситуация еще хуже: 96% опрошенных утверждают, что в их подъездах не убираются лестничные марши, 84% ничего не слышали об обслуживании внешних сетей газоснабжения (окраска),.82% — об обслуживании дымовен- тиляционных каналов в домах, оборудованных газопроводом, 79% — о содержании конструктивных элементов дома (в частности, содержание шиферной кровли и межпанельных стыков). А 67% опрошенных херсонцев оценили нынешнее состояние своей многоэтажки как неудовлетворительное.
В то же время, по мнению экспертов вышеупомянутых организаций, в объединениях совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) ситуация с предоставлением жилищно-коммунальных услуг лучше, нежели в коммунальных домах. По их словам, причиной такой ситуации является то, что в отличие от жителей коммунальных домов представители ОСМД сами выбирают для своих домов исполнителя услуг, контролируют его деятельность и использование денег.
Но можно ли считать ОСМД в данном случае панацеей? Думается, рано выносить здесь окончательный вердикт, приняв во внимание слова, прозвучавшие на заседании «круглого стола»: состояние дел в объединении совладельцев многоквартирного дома зависит от профессиональной подготовленности к этой работе председателя ОСМД, а также от его порядочности. И последний момент, как и первый, здесь отнюдь не второстепенные, учитывая тот факт, какие суммы денег жильцов «крутятся» в коммунальной сфере.
Как отметил в ходе «круглого стола» один из председателей ОСМД, только с одного подъезда 9- этажного дома херсонский ЖЭК; не предоставляя необходимых услуг, ежемесячно имеет в виде уплачиваемой жильцами квартплаты 1 тыс. гривен (!). А с жителей нескольких корпусов дома по 200 лет Херсона (630 квартир) коммунальный ЖЭК взял в течение 40 месяцев за две фактически не предоставленные услуги (ремонт кровли и стыков)- 311 тыс. гривен (!).
Да и личный опыт автора публикации свидетельствует: своему родному ЖЭКу во всех его ипостасях (сначала это был ведомственный ЖКО,потом на его базе создали частное предприятие, потом снова вернули ЖКО, и, наконец, дом передали коммунальному предприятию), я ежемесячно платил квартплату, которая превосходит по отдельности суммы за потреблённый моей семьёй природный газ, за водоснабжение и водоотвод, за использованную электроэнергию.
С единственной разницей — и газ, и воду, и электроэнергию я действительно получал в тех объемах, за которые платил, чего нельзя сказать об услугах ЖЭКа- ведомственного, частного, коммунального. Ведь ЖЭКу я платил за часто неубранную территорию возле дома; за грязный, тёмный и не отремонтированный подъезд; за дырявую протекающую крышу, за зловонную канализацию, текущую в подвал дома; за несвоевременно поданное в дом тепло и другие подобные «услуги».
Понятное дело, с образованием ОСМД данный финансовый поток будет перенаправлен. И в каком направлении потекут деньги жильцов, насколько эффективно они будут использоваться для дома и его жильцов — это зависит от руководства ОСМД, его председателя.
На заседании «круглого стола» прозвучало: в Херсоне необходимо активизировать работу по созданию объединений совладельцев многоквартирных домов. На сегодня из имеющихся в областном центре около 2,5 тыс. многоквартирных домов объединения их совладельцев созданы лишь 230 домах. Из трех районов города больше всего ОСМД сейчас в Суворовском районе, а меньше всего — в Комсо: мольском.
Как отметили участники «круглого стола», требуют внимания местных органов власти и обще-1 ственности Херсона не только сам процесс количественного увеличения в городе ОСМД, но и качественного кадрового обеспечения их работы.В частности, целесообразно было бы организовать для лиц, которые возглавляют или возглавят ОСМД, постоянно действующие курсы на базе одного из местных вузов. На этих курсах руководители ОСМД могли бы получить необходимую подготовку по коммунальным нюридическим вопросам.
Что же касается улучшения работы ЖЭКов, то это, по мнению организаторов «круглого стола», на нынешнем этапе тоже возможно. Проанализировав базовый документ — «По- рядЪк проведения конкурса на содержание жилого фонда и придомовой территории г.Херсона и определение единого заказчика по содержанию жилищного фонда и придомовой территории городской территориальной общины», утверждённый Херсонским городским советом летом 2008 года, эксперты пришли к ряду выводов.
Во-первых, к конкурсу на предоставление жилищно-коммунальных услуг необходимо привлекать непосредственных потребителей этих услуг — жителей города. В конкурсные комиссии с правом решающего голоса надо вводить представителей домовых комитетов (если таковые имеются) при рассмотрении вопроса по их дому.
Во-вторых, конкурс должен проводиться не раз в три года, как сейчас, а ежегодно, и без пролонгации (продления) действия соглашения на предоставление жилищно- коммунальных услуг.
В-третьих, одним из критериев отбора и определения победителя конкурса исполнителей жилищно-коммунальных услуг должно стать количество жалоб потребителей данных услуг. Необходимо, чтобы на каждый ЖЭК была заведена карточка, в которую должны вноситься обоснованные жалобы потребителей. И если на какое-нибудь предприятие поступило много таких жалоб, оно попросту не должно больше допускаться к участию в конкурсе.
Несомненно: чтобы улучшить качество предоставляемых в Херсоне жилищно-коммунальных услуг, надо менять мировоззрение в этом вопросе. И рядовым жителям, и тем, кто руководит коммунальными предприятиями , и тем , кто стоит у руля управления городом. На заседании «круглого стола» депутат горсовета недоумевал по поводу отсутствия инициативы у жителей ряда домов ХБК касательно создания ОСМД. Не понимает почему-то депутат и заявлений горожан: мы платим квартплату ЖЭКу — и нам должны предоставить необходимые коммунальные услуги. Но разве это неправильно, что жильцы хотят получать то, за что платят деньги?! Неважно от кого: от ЖЭКа или от ОСМД. Ведь где гарантия, что со временем объединения совладельцев многоквартирных домов тоже не превратятся, у нас в такие же плохие ЖЭКи?! Кстати, фраза о возможности данного превращения прозвучала и на заседании «круглого стола».
А если материальный стимул хорошо исполнять свои служебные обязанности до сих пор не стал основополагающим в работе наших коммунальных предприятий, то это говорит лишь о том, что другие, достаточно эффективные средства, с помощью которых это можно сделать, так и не были использованы надлежащим образом. К примеру, как отмечали участники «круглого стола», в городе практически не решается кадровый вопрос по руководителям жилищно-коммунальных организаций, на работу которых поступает много жалоб. Да и потенциал правоохранительных и контролирующих органов, которые всегда могут квалифицированно проверить, куда в действительности и на что конкретно были использованы деньги, поступившие на счета коммунального предприятия от жильцов херсонских многоэтажек, тоже надлежащим образом не задействован.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |