Раз в год в ноябре весь мир отмечает день качества. Насколько качественны товары и услуги, предлагаемые украинцам? В большинстве случаев вопрос риторическии.
«Преобладающая часть продукции выпускается в Советском Союзе по государственным стандартам. Для самых высококачественных изделий, соответствующих лучшим международным стандартам или превышающих их, у нас введен специальный знак качества. Увидите его — знайте: это изделие самого высокого качества». Так написано в одной из энциклопедий того времени. Времени, когда качество было на контроле у государства, соблюдались единые для всех ГОСТы и знак качества был действительно свидетельством высшей пробы. Да что там говорить, на предприятиях были специалисты по качеству. Регулярно проводились дни качества. Наверное, такой преданностью качеству наш народ и разбаловали, потому что никак не привыкнем к засилью товаров, далеких от стандартов.
Виноват потребитель?
Горький опыт имеет новока- ховчанка Наталья ЗВЯГИНЦЕВА, о которой «Ключи» писали в №41 от б октября этого года. Покупая мобильный телефон в специализированном магазине «Алло», она надеялась на то, что приобретает качественный товар. В противном случае продавец гарантировал бесплатный ремонт. Так и произошло, еще не закончился гарантийный срок, а мобильный уже нуждался в ремонте. Новокаховчанка обратилась в магазин. Но по прошествии месяца ей предложили забрать телефон, который так и не был отремонтирован. В акте технического состояния написано: «В результате тестирования заявленная неисправность подтвердилась, но обнаружено механическое повреждение вследствие нарушения потребителем правил и условий эксплуатации». Какое механическое повреждение — не уточняется. В инспекции по защите прав потребителей нашей читательнице посоветовали обратиться в соответствующее управление в Херсоне. Дело в том, что магазин, где был куплен телефон, зарегистрирован в Днепропетровске, и наши специалисты не имеют возможности, реагировать на жалобы новокаховчан. Единственное, что советовала специалист этой инспекции Татьяна Лягина, не делать покупки в «Алло», о чем она неоднократно сообщала горожанам по местному радио и в городских СМИ.
Специалист управления по делам защиты прав потребителей в Херсонской области Юлия Ткач ответила Наталье Звягинцевой: «Телефон не підлягає гарантійному обслуговуванню з Вашої вини», процитировав отправленный пострадавшей покупательницей акт технического состояния. Юлия Ткач, похоже, даже не удосужилась потребовать от ООО «Алло» объяснений и подтверждающих документов, на основании чего в Днепропетровске сделали вывод, что мобильный телефон поврежден по вине самого потребителя. Давая отписку на жалобу, Юлия Ткач, наверное, не подумала, что подставляет начальника управления Максима Довбыша, который, не проверив, подписал ответ.
Но наша читательница уверена: ее вины в неисправности телефона быть не может. Тем более что, принимая телефон по заявлению покупательницы, управляющий магазина «Алло» в Новой Каховке не отметил никаких видимых «механических повреждений», кроме царапин. Круг замкнулся. Куда теперь обращаться потребителю, имеющему претензии к качеству товара? Может, напрямую к производителю — в Китай или Корею?
Жалобы на некачественные мобильные телефоны — на первом месте среди всех обращений в инспекцию по защите прав потребителей Новокаховского горисполкома, говорит ее начальник Антонина ПРОКОПЕНКО. Так, каждое третье обращение касается средства связи. Причем законодательство сегодня — на стороне продавца мо- билок, замечает она. Если по закону любой товар, независимо от того качественный он или нет, можно вернуть или обменять в течение 14 дней со дня покупки (пусть даже покупателя просто не устраивает цвет приобретенной вещи), то с мобильными такое уже не пройдет. Один раз позвонил — все, товар возврату не подлежит, только гарантийное обслуживание. А о том, как оно выполняется, как говорится, смотри выше.
Обувка на неделю
Претензии к мобильным потеснили даже жалобы на некачественную обувь. Например, три года назад на сапоги и ботинки жаловались ежедневно 3-4 человека. Теперь таких всего человек пять в неделю. Однако дело не в том, что на наш рынок начала поступать качественная обувка.
«Да я гама вот эти сапоги четвертый год ношу!» — божится продавец. Только уже как-то не верится покупателю. На его памяти уже были случаи, когда после таких обещаний туфли приходили в негодность в течение нескольких недель. Самое интересное: иногда в одном магазине можно услышать, что обувь сделана в Польше, а в другом точно такая же пара — родом из Китая. А вот общее у них возможно лишь то, что после первого дождя попросят кушать. Сегодня рассказы о том, что сапоги львовской обувной фабрики могли отслужить их владелице не менее пяти лет, звучат как привет из далекого прошлого.
А между прочим, некачественная обувь сегодня — проблемы с ногами завтра, предупреждает заведующий травматологическим отделением Новокаховской центральной городской больницы Александр ЗЕЛЕНОВ. Деформация суставов, постоянные боли, ранние артрозы суставов — результат ношения китайского ширпотреба.
- Выбрать качественную обувь сегодня действительно проблема. Она должна быть сделана из качественного материала, иметь удобную колодку, хорошо носиться, — говорит доктор. — Покупатели больше внимания уделяют внешнему виду, чем функциональности. Слишком высокий каблук или плоская подошва — крайности. Идеальный вариант для женщины — невысокий устойчивый каблук. К тому же вредна обувь с длинными носками: каждый лишний сантиметр увеличивает нагрузку на стопу. С возрастом суставы изнашиваются, связки растягиваются, мышцы слабеют, развивается плоскостопие. Деформируется стопа, пальцы, появляются болезненные «косточки». Поэтому нужно носить удобную обувь с самого детства.
Хамса «не первой» свежести
Качество продуктов питания — вообще отдельная тема. Что мы употребляем под видом колбасы, майонезов, йогуртов и прочих любимых продуктов, неизвестно. А штампы «Без ГМО», которые появились буквально на следующий день после принятия соответствующего закона, доверия внушают мало. Уж как-то слишком оперативно. С телеэкранов во всеуслышание раскрываются секреты, как выдать испорченный продукт за свежий. К примерус колбасу, потерявшую товарный вид, можно натереть растительным маслом, и будет как новенькая; селедка потеряет «запашок», если проведет ночь в концентрированном растворе поваренной соли. А вот предприниматель новокаховского рынка в районе «Сокол» и к таким хитростям не прибегал. Просто продавал хамсу даже не «второй свежести». Как рассказала Антонина Прокопенко, жалобы покупателей, поступившие несколько недель назад, на то, что купленная хамса имела неприятный запах, была в слизи, подтвердились. Предпринимателю грозит штраф до 340 фивен.
Новокаховчанка Любовь ОСТРОВСКАЯ считает майонез, кетчуп, заводскую колбасу отравой. Она давно отказалась от этих продуктов и совершенно не жалеет. Сама делает закатки, маринует овощи, сушит на зиму грибы. «Я даже не покупаю сладостей, — рассказывает Любовь Степановна. — Лучше возьму муки да испеку оладий». Таких, как она, конечно, единицы. Большинству остается только закрывать глаза на многочисленные «Е»-добавки в составе продуктов. И внимательно читать этикетки — теперь мы сами для себя специалисты по качеству.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |