ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
За что боролись?
25.11.2010 / Газета: Горожанин и Горожанка / № 47 / Тираж: 3700

Недовольство предпринимате­лей новым Налоговым кодек­сом принимает форму массо­вых акций протеста — от митингов и забастовок в регионах (Херсон исключением не был) до «осады» зданий Администрации Президен­та и парламента Украины. Но вот парадокс: из этих десятков тысяч протестующих едва ли одан из сотни давал себе труд хотя бы ознакомить­ся с документом, против которого они выступают. Им, конечно, из­вестно о планах резко увеличить ставки единого налога, отчислений в Пенсионный фонд и одновременно чуть не вдвое сократить перечень разрешенных для «единоналожников» видов деятельности и так далее. Од­нако в целом поводом для всеобщего возмущения, похоже, является даже не содержание очередного.законода­тельного акта, а явно обозначенное стремление власть имущих решать проблемы национальной экономики,, в основном за счет ужесточения фискальной политики. Правительство Николая Азарова, работающее в финансовом цейтноте, похоже, про­сто не видит других возможностей, хотя нынешнее время для усиления налогового пресса — крайне непод­ходящее.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОД СТАТЬ ОГРАБЛЕНИЮ

Спору нет: за полтора предыду­щих десятилетия частные предпри- ниматели Украины малость «под­накопили жирок». Сегодня это уже не те мешочники, которые раз в неделю лично возили объемистые баулы ширпотреба из Турции или оптовых рынков соседних регионов, а затем сами распродавали его на местных «барахолках». У типичного частного предпринимателя Херсо­на, работающего на едином налоге и занимающегося коммерцией, в операциях с закупкой и доставкой товара уже участвует вся семья, на членов которой «записаны» автомо­биль и несколько бутиков на рынках. За их прилавками стоят, в основном, наемные рабочие — реализаторы, которые получают маленькую фик­сированную зарплату (в пределах тысячи гривен ежемесячно), плюс 2-5% от суммы выручки.

При умелом подборе ассорти­мента и грамотной ценовой политике каждый такой бутик в месяц еще недавно мог приносить до 5-8 тысяч гривен чистой прибыли, которая позволяла и бизнес развивать, и налоги со сборами выплачивать. Не забудем также, что эти люди и сами «на шее» у государства не сидели, и пару-другую граждан вокруг себя содержали. Однако в кризис поло­жение мелких коммерсантов резко ухудшилось: импортные товары, со­ставляющие львиную долю ассор­тимента их торговых точек, после обвала гривны подорожали вдвое, а покупателей поубавилось втрое — доходы населения упали. Теперь даже на самых оживленных рынках нашегб города чуть не каждый хозяин ларька жалуется, что едва сводит концы с концами, и повсюду пестрят объявления о продаже бутиков или сдаче их в аренду.

Отнюдь не в восторге и те пред­приниматели, кто работает вне сфе­ры торговли. Сокращение видов разрешенной для «единоналожников» деятельности беспокоит их почище увеличения ставок. Ведь не каждый может позволить себе бухгалтерию, требующуюся для ведения дел по обычной системе налогообложения. Да и явное усиление контрольных функций госструктур тоже вызывает подозрения: все мы знаем, как рас­ширительно порой у нас склонны трактовать даже самые простые и ясные законы. Что уж говорить о многостраничном Кодексе!

РЕВОЛЮЦИИ НЕ БУДЕТ

Ясно, что при таком раскладе, когда доходы уменьшились, а на­кладные расходы, как минимум, не сократились, «лестное» предложение зарабатывать меньше, а отдавать государству больше воспринимается бизнесменами примерно с тем же «энтузиазмом», с каким одинокий прохожий зимним вечером в пере­улке вручает грабителю свою ду­бленку и меховую шапку. Налицо конфликт интересов, и чем он за­кончится — в нашей непредсказуемой стране предугадать невозможно. В условиях противостояния на уровне «президент-премьер-парламент», некогда сохранявшегося при «оран­жевых», какая-то из соперничающих политических сил могла бы добиться уступок предпринимателям ради по­вышения собственного рейтинга. Но теперь «у руля» в органах местного самоуправления, исполнительной и законодательной власти куда более монолитная команда «регионалов», жестко настроенных на построение единой вертикали. Оттого на по­литических противоречиях нынче не сыграешь, а поднять народ на очередную революцию у «протестан­тов» кишка тонка — традиционным оппозиционерам они не доверяют, а в самих предпринимательских кругах пока еще не выделились лидеры национального масштаба. Всего скорее, Налоговый кодекс с теми или иными попреками его сторонники на Банковой сумеют отстоять, возмож­но, принеся «в жертву» недовольному населению энное количество мини­стров из Кабмина, а то и весь Кабмин за компанию с Азаровым.

ЭФФЕКТ ДОМИНО

И вот тогда вполне может сра­ботать «эффект домино»: малый бизнес вернется «в тень», а «завя­занным» на него работникам (их в стране больше 2 миллионов) опять станут платить зарплату в конвер­тах. Рыночные сборы в бюджеты городов, которые и так в Херсоне в последние годы лишь снижаются, упадут еще значительнее. А после сокращения официальных рабочих мест мы лишимся еще и отчислений с подоходного налога, которые тоже пополняют местную казну. То есть не только предприниматели, но и все мы с принятием нового Налогового кодекса можем потерять больш'е, чем приобрести.

От редактора

ИНОГДА ЛУЧШЕ ЖЕВАТЬ?

пору нет: сложнейшие про­блемы Украины невозможно решить простыми средствами, которые, к тому же, всем были бы по душе. Даже Гиппократ, говорят, утверждал, что лекарство обязано быть горьким, чтобы помочь боль­ному. Однако горечь горечи — рознь. Ведь главная беда, как уже было ска­зано, даже не в собственно налогах, а в тотальном неверии украинцев, что такого рода меры смогут улучшить нашу жизнь. Оно и понятно: вот уже скоро третий десяток лет, как нам обещают процветание и европей­ский уровень жизни, ради которого, понятно, нужно в очередной раз еще чуть-чуть потерпеть. А ведь за время этого «терпения» выросло целое поколение молодежи, которой уже ^ и кто не сможет доказать, что в «этой стране» можно надеяться на перемены к лучшему.

Лично я ожидал, что, идя на столь непопулярные меры, правительство будет вести их гораздо мудрее. В конце концов, речь ведь идет не об одноразовой акции, а о серьезном, рассчитанном на многие годы, до­кументе. Где же, позвольте спро­сить, широкая кампания по его, не побоюсь этого слова, пропаганде? Или хоть сколько-нибудь внятное разъяснение сути и смысла решений, способных повлиять на будущее всей страны в целом? Вместо него мы слышим из Киева надоевшие и не вполне внятные заклинания о твер­дом курсе, налоговой дисциплине, дефиците бюджета и пенсионного фонда — и ни слова о том, что кон­кретно страна получит в итоге. Где тот пряник, который, по идее, должен прилагаться к каждому кнуту? И главное — не разным ли людям они теперь достанутся?

Боюсь, что Украина вряд ли смо­жет пройти нелегкий путь к процвета­нию именно таким образом. При всей важности экономического фактора, решающим все же мне представля­ется общественное согласие. Нужен единый, тщательно продуманный план, в который поверят и который поддержат все слои населения: и бизнесмены, и пенсионеры, и сту­денты, и селяне. И пока поискам такого согласия власти решительно не склонны уделять внимание, даже самые нужные и полезные реформы будут, по сути, обречены.

Автор: СЕРГЕЙ ЯНОВСК


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту