Недовольство предпринимателей новым Налоговым кодексом принимает форму массовых акций протеста — от митингов и забастовок в регионах (Херсон исключением не был) до «осады» зданий Администрации Президента и парламента Украины. Но вот парадокс: из этих десятков тысяч протестующих едва ли одан из сотни давал себе труд хотя бы ознакомиться с документом, против которого они выступают. Им, конечно, известно о планах резко увеличить ставки единого налога, отчислений в Пенсионный фонд и одновременно чуть не вдвое сократить перечень разрешенных для «единоналожников» видов деятельности и так далее. Однако в целом поводом для всеобщего возмущения, похоже, является даже не содержание очередного.законодательного акта, а явно обозначенное стремление власть имущих решать проблемы национальной экономики,, в основном за счет ужесточения фискальной политики. Правительство Николая Азарова, работающее в финансовом цейтноте, похоже, просто не видит других возможностей, хотя нынешнее время для усиления налогового пресса — крайне неподходящее.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОД СТАТЬ ОГРАБЛЕНИЮ
Спору нет: за полтора предыдущих десятилетия частные предпри- ниматели Украины малость «поднакопили жирок». Сегодня это уже не те мешочники, которые раз в неделю лично возили объемистые баулы ширпотреба из Турции или оптовых рынков соседних регионов, а затем сами распродавали его на местных «барахолках». У типичного частного предпринимателя Херсона, работающего на едином налоге и занимающегося коммерцией, в операциях с закупкой и доставкой товара уже участвует вся семья, на членов которой «записаны» автомобиль и несколько бутиков на рынках. За их прилавками стоят, в основном, наемные рабочие — реализаторы, которые получают маленькую фиксированную зарплату (в пределах тысячи гривен ежемесячно), плюс 2-5% от суммы выручки.
При умелом подборе ассортимента и грамотной ценовой политике каждый такой бутик в месяц еще недавно мог приносить до 5-8 тысяч гривен чистой прибыли, которая позволяла и бизнес развивать, и налоги со сборами выплачивать. Не забудем также, что эти люди и сами «на шее» у государства не сидели, и пару-другую граждан вокруг себя содержали. Однако в кризис положение мелких коммерсантов резко ухудшилось: импортные товары, составляющие львиную долю ассортимента их торговых точек, после обвала гривны подорожали вдвое, а покупателей поубавилось втрое — доходы населения упали. Теперь даже на самых оживленных рынках нашегб города чуть не каждый хозяин ларька жалуется, что едва сводит концы с концами, и повсюду пестрят объявления о продаже бутиков или сдаче их в аренду.
Отнюдь не в восторге и те предприниматели, кто работает вне сферы торговли. Сокращение видов разрешенной для «единоналожников» деятельности беспокоит их почище увеличения ставок. Ведь не каждый может позволить себе бухгалтерию, требующуюся для ведения дел по обычной системе налогообложения. Да и явное усиление контрольных функций госструктур тоже вызывает подозрения: все мы знаем, как расширительно порой у нас склонны трактовать даже самые простые и ясные законы. Что уж говорить о многостраничном Кодексе!
РЕВОЛЮЦИИ НЕ БУДЕТ
Ясно, что при таком раскладе, когда доходы уменьшились, а накладные расходы, как минимум, не сократились, «лестное» предложение зарабатывать меньше, а отдавать государству больше воспринимается бизнесменами примерно с тем же «энтузиазмом», с каким одинокий прохожий зимним вечером в переулке вручает грабителю свою дубленку и меховую шапку. Налицо конфликт интересов, и чем он закончится — в нашей непредсказуемой стране предугадать невозможно. В условиях противостояния на уровне «президент-премьер-парламент», некогда сохранявшегося при «оранжевых», какая-то из соперничающих политических сил могла бы добиться уступок предпринимателям ради повышения собственного рейтинга. Но теперь «у руля» в органах местного самоуправления, исполнительной и законодательной власти куда более монолитная команда «регионалов», жестко настроенных на построение единой вертикали. Оттого на политических противоречиях нынче не сыграешь, а поднять народ на очередную революцию у «протестантов» кишка тонка — традиционным оппозиционерам они не доверяют, а в самих предпринимательских кругах пока еще не выделились лидеры национального масштаба. Всего скорее, Налоговый кодекс с теми или иными попреками его сторонники на Банковой сумеют отстоять, возможно, принеся «в жертву» недовольному населению энное количество министров из Кабмина, а то и весь Кабмин за компанию с Азаровым.
ЭФФЕКТ ДОМИНО
И вот тогда вполне может сработать «эффект домино»: малый бизнес вернется «в тень», а «завязанным» на него работникам (их в стране больше 2 миллионов) опять станут платить зарплату в конвертах. Рыночные сборы в бюджеты городов, которые и так в Херсоне в последние годы лишь снижаются, упадут еще значительнее. А после сокращения официальных рабочих мест мы лишимся еще и отчислений с подоходного налога, которые тоже пополняют местную казну. То есть не только предприниматели, но и все мы с принятием нового Налогового кодекса можем потерять больш'е, чем приобрести.
От редактора
ИНОГДА ЛУЧШЕ ЖЕВАТЬ?
пору нет: сложнейшие проблемы Украины невозможно решить простыми средствами, которые, к тому же, всем были бы по душе. Даже Гиппократ, говорят, утверждал, что лекарство обязано быть горьким, чтобы помочь больному. Однако горечь горечи — рознь. Ведь главная беда, как уже было сказано, даже не в собственно налогах, а в тотальном неверии украинцев, что такого рода меры смогут улучшить нашу жизнь. Оно и понятно: вот уже скоро третий десяток лет, как нам обещают процветание и европейский уровень жизни, ради которого, понятно, нужно в очередной раз еще чуть-чуть потерпеть. А ведь за время этого «терпения» выросло целое поколение молодежи, которой уже ^ и кто не сможет доказать, что в «этой стране» можно надеяться на перемены к лучшему.
Лично я ожидал, что, идя на столь непопулярные меры, правительство будет вести их гораздо мудрее. В конце концов, речь ведь идет не об одноразовой акции, а о серьезном, рассчитанном на многие годы, документе. Где же, позвольте спросить, широкая кампания по его, не побоюсь этого слова, пропаганде? Или хоть сколько-нибудь внятное разъяснение сути и смысла решений, способных повлиять на будущее всей страны в целом? Вместо него мы слышим из Киева надоевшие и не вполне внятные заклинания о твердом курсе, налоговой дисциплине, дефиците бюджета и пенсионного фонда — и ни слова о том, что конкретно страна получит в итоге. Где тот пряник, который, по идее, должен прилагаться к каждому кнуту? И главное — не разным ли людям они теперь достанутся?
Боюсь, что Украина вряд ли сможет пройти нелегкий путь к процветанию именно таким образом. При всей важности экономического фактора, решающим все же мне представляется общественное согласие. Нужен единый, тщательно продуманный план, в который поверят и который поддержат все слои населения: и бизнесмены, и пенсионеры, и студенты, и селяне. И пока поискам такого согласия власти решительно не склонны уделять внимание, даже самые нужные и полезные реформы будут, по сути, обречены.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |