На рынке рекламы и маркетинга — спазм. Спазмы бывают вызваны серьезными болезнями, но случаются и на пустом месте. Более того, бывают и спазмы, вызванные очень даже позитивными событиями!
КАК РАБОТАТЬ, ЕСЛИ РАБОТАТЬ НЕКОМУ?
Поэтому оставим в стороне вопрос о причинах и о том, кто виноват. Сосредоточимся на вопросе «что делать» и возьмем за основу один из важнейших процессов происходящего — сокращение персонала на- рынке рекламы и маркетинга. И уточним наш вопрос: а что делать, если все уволены? Как, скажем, давать рекламу?
А «давать рекламу» придется. Как только спазм отпустит. А спазмы не бывают долгими: вдохнув и задержав дыхание — рано или поздно (в нашем случае — еще до Нового года) придется выдохнуть и начать осторожно дышать. Более того — у большинства еще и будет сбито дыхание.
Итак, ситуация. Вы уволили существенную часть отдела маркетинга. Или: в вашем любимом рекламном агентстве (а также и во всех остальных) уволили людей, с которым вы работали последний год и только- только добились от них настоящего понимания сути ваших бизнес-задач. Или: ваши люди у вас по-прежнему работают, но совершенно неспособны решать вопросы рекламы и маркетинга, в условиях кризиса они мыслят старыми схемами и смотрят на вас непонимающими глазами, когда вы говорите им о «кризисном маркетинге» и необходимости купить ту же эффективность, но в два раза дешевле.
Или все это происходит сразу, одновременно. Что делать? Любой врач вам скажет: успокоиться, расширить сосуды, обеспечить приток свежей крови к мозгу, принять витаминку. И — как всегда — больше двигаться.
ЧТО ЖЕ ПОСОВЕТУЕМ МЫ?
Обратитесь к врачу. Вызовите на дом консультанта по рекламе, маркетингу, брендингу, РЯ. Заплатите ему деньги за свежий взгляд на с- вои коммуникации. Пусть он ответит вам на вопросы: Как повысить эффективность существующих коммуникаций? Где у вас расхождение между продуктом — брендом — содержанием рекламной коммуникации — и коммуникационными каналами?
Как перестроить каналы коммуникации, чтобы их существующая эффективность стала стоить дешевле?
КАК ПОВЫСИТЬ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, НЕ УВЕЛИЧИВАЯ БЮДЖЕТ?
Какие команды на рекламном рынке понесли наименьшие потери, то- есть, где до сих пор работают лучшие арт-директора, копирайтеры, режиссеры и продюсеры?
Больше двигайтесь. Наберитесь смелости — не сокращайте маркетинговый, а точнее, просто рекламный, бюджет. В эпоху кризиса побеждают те, кто наделен волей, смелостью и у кого осталось больше денег. Через полгода на вашем рынке останется только 50% участников? Значит, ваша рыночная доля может удвоиться.
Принимайте витамины. Предложите гонорары самым талантливым людям на этом рынке. Им сейчас, ой, как нужны деньги. Перестаньте мыслить годовым бюджетом — ставьте перед конкретными экспертами конкретные локальные задачи. Платите им за их знания и за то, что они в эти ваши годовые бюджеты не погружены с головой и на них вообще не рассчитывают.
КРИЗИС ПОЛЕЗЕН РЫНКУ ТРУДА?
Что хорошего принес кризис на рынок труда? Все твердят и, в общем, небезосновательно, одно и то же: кризис поможет отличить зерна от плевел. Профессионалы похудеют, но удержатся; ламмеры пойдут подметать улицы. Оставим в стороне романтизм и наивность этих высказываний. Отметим один, новый и генеральный тренд рынка труда: новый импульс для развития во время кризиса получает фриланс-рынок.
Наступает звездный час всех тех, кто не сидел годами на пятой точке в одном и том же агентстве, обслуживая по стандартной схеме одного и того же клиента. Кто не «осваивал бюджеты». Кто не делал себе административную карьеру. Сейчас понадобятся люди, способные разбирать кейсы и решать задачки, кажущиеся невыполнимыми и неимеющими решения. Те, кто обивал пороги компаний и получал от ворот поворот ? под предлогом «у нас есть постоянное агентство, он дает нам ответы на все вопросы».
Бренд-консультанты, эксперты в области медиа-коммуникаций, ТП- стратеги, консультанты по кризисному маркетингу, продюсеры и владельцы небольших фото- и видеостудий, даже креативные и арт-ди- ректора с широким опытом фрилан- са — все они окажутся востребованы компаниями. Компаниями, которые сделают правильные выводы из происходящего и не станут прятать клешни под панцирь, а, напротив, захотят пристегнуть себе пару новых ног и рук.
И именно эти компании сформируют новую диспозицию на рынках в новом году. И работа на них как раз и позволит «подняться» всем тем экспертам, о которых мы говорим. И именно таким, а никаким иным образом рынок труда, действительно, отделит лучших от худших.
ВЫВОДЫ
Выживут смелые. Причем, с обеих сторон. Те, кто не боится сам зарабатывать себе на хлеб, найдут своих спонсоров — тех, кто не боится двигаться и рисковать.
Деньги на кризисе сделают те рекрутеры и хед-хантеры, кто работает не по стандартным лекалам, а умеет разглядеть на рынке настоящих специалистов, даже если они ни разу не работали в сетевом рекламном агентстве.
Ну, и, наконец, главное.
ПОДНИМУТСЯ ПРОЕКТНЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ КОМАНДЫ, СОСТОЯЩИЕ, НАПРИМЕР, ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ВОЛЬНЫХ КОПЕЙЩИКОВ. Вот примерная схема такой команды:
Антикризисный маркетолог: для анализа новой емкости рынка, анализа стойкости конкурентов, прогноза относительно будущих долей и кластеров рынка.
Эксперт по брендингу: для резкого обновления бренда. Оно необходимо, чтобы выйти на новые аудитории, захватывая потребителей, брошенных выбывшими из игры конкурентами. Креативный директор: разработка принципиально новых, свежих идей для локальных кампаний.
Продюсер: поиск на рынке работоспособных рroduction-команд, сохранивших оборотные средства и лучших специалистов в штате.
Медиа-эксперт, способный построить принципиально новый медиа- микс, учитывая требования повышения эффективности вложенных средств и новые условия, в которые вынужден играть рынок СМИ.
Такие команды победят. Потому что кризис работает на них. И чем дольше он продлится, тем большая фора будет у «фрилансеров». И если ситуация будет стагнировать довольно долго, именно на месте таких команд вырастут новые, гибкие агентства 2011-го года.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |