ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
ВОИНА С ПАМЯТНИКАМИ — ПУТЬ В ЕДНЕВЕКОВЬЕ
02.12.2010 / Газета: Херсонський вісник / № 48 / Тираж: 10000

Недавно под покровом ночи после мероприятий, приурочен­ных Дню голодомора, в центре Херсона неизвестные лица обли­ли краской памятник Ленину.

Сам по себе факт особых послед­ствий не имел, и местные власти в те­чение нескольких часов привели его в прежний вид. Но реакция горожан была довольно неоднозначной. Сто­ронники «патриотичесих» сил («Наша Украина», «За Украину!, «Свобода»), с треском проигравшие выборы в местные органы власти, поддержали акцию. Левые (комму­нисты, социалисты) — резко осуди­ли. Большинство же граждан, не ис­пытывающих к Ленину ни особой любви, ни лютой ненависти, отнес­лись к этому факту, как к очередно­му проявлению продолжающейся «войны с памятниками»,непонятной для цивилизованного мира.

Там подобный вандализм считают проявлением низкой культуры, сла­боразвитого интеллекта и, главное, элементарным неуважением к опре­делённой части своих сограждан. Ведь не секрет, что среди населения ещё немало людей, которые уважи­тельно относятся к ленинским иде­ям. И «плевать, им в душу» неинтел­лигентно и глупо. Ничего хорошего из этого не получится: ненависть по­родит только ненависть. Перевоспи­тывать людей таким способом бес­смысленно.

Эту простую истину давно осозна­ли во всех развитых странах, где тоже установлено немало всевоз­можных памятников. Есть среди них и те, которые связаны с историей Российской империи, Советского Союза, Украиной, подвигами совет­ских воинов, деятельностью импера­торов, общественных и политических деятелей, деятелей культуры, науки, искусства. Но, как правило, актов вандализма здесь, практически, нет (возможно, за очень малым исклю­чением).

Зато Украина, стремящаяся к де­мократии, свободе, декларирующая уважение к каждому своему гражда­нину, и здесь бьёт сомнительные ре­корды.

Можно привести целый ряд нега­тивных примеров, которые не вос­принимаются, в первую очередь, Ев­ропой, куда мы так стремимся по­пасть. Естественно, крайних нацио­налистов прибалтийских и некото­рых восточноевропейских стран се­рьёзно воспринимать не следует (как говорится: «в любой семье, даже ев­ропейской, не без урода...»).

У нас же «война с памятниками», в разжигание которой внесла свою лепту «оранжевая» власть, продол­жается и по сей день. Дело уже до­шло до осквернения государствен­ной символики и исторических па­мятников.

А всё началось, когда «в угаре от независимости» «патриоты начали уничтожать памятники, связанные с историей Советского Союза и Рос­сии в областях Западной Украины (тогда были осквернены памятники советским воинам, могила легендар­ного Кузнецова во Львове, переиме­нованы улицы, названные в честь классиков русской литературы, и многое другое)

Ответная реакция не заставила себя долго ждать. В «не западных» регионах усилилось негативное от­ношение к кумирам западноукраинского населения. Стали подвер­гаться нападению памятные знаки воинам УПА (Харьков), памятник жертвам голодомора (Херсон), геро­ям Крут (Киевская область).

В свою очередь, в Полтаве ванда­лы облили краской памятник Петру I, созданный в 1849 году по проекту известного архитектора Александра Брюллова. Там же пострадал памят­ник признанному всем миром рус­скому поэту, автору поэмы «Полта­ва», Александру Пушкину. И подоб­ных фактов более, чем достаточно с обеих сторон.

Известно, что на юго-востоке страны давно многих людей раздра­жают попытки национал — патрио­тов навязывать фактически стране с двумя культурами свою агрессив­ную позицию по отношению к рус­скоязычному населению. Они по­считали, что вправе решать, каким памятникам можно стоять, а каким — нет. «Зеленый свет» был дан па­мятным сооружением воинам УПА, музеям советской оккупации жерт­вам голодомора, Бандере, Шухевичу, Мазепе и т.д. Никто был бы не против, если речь шла о западных областях, где это положительно воспринимается местным населени­ем. Но когда при президентстве Виктора Ющенко у некоторых поли­тиков высокого ранга появилось желание распространить подобные сооружения на всю Украину, на юго-востоке начинает активизиро­ваться «своё собственное» патрио­тическое движение.

В Одессе и Севастополе, напри­мер, решили восстановить памятни­ки российской императрице Екатери­не Второй (раньше почему-то этого делать не спешили). Несколько ра­нее в Херсоне ударными темпами восстановили памятник светлейшему князю Григорию Потёмкину. И те­перь он, как и установленные когда- то памятники Суворову и Ушакову, украшают этот южный город, осно­ванный по Указу Екатерины.

Во многих местах приведены в по­рядок памятные места, связанные с советским периодом истории Укра­ины, в частности, с подвигом моло­догвардейцев на Луганщине. Появи­лись даже памятники тем, кто по­страдал от УПА.

Объективности ради надо при­знать, что некоторая часть населе­ния Украины по-прежнему продол­жает лояльно относиться к таким ис­торическим личностям, как Пётр Первый, Екатерина Вторая, Ленин, Сталин и некоторым другим. Есть ностальгические проявления, свя­занные с нашим историческим прошлым. Безусловно, отношение большинства людей к ним, как, впрочем, и к Бандере, далеко не однозначное. Кто-то их почитает, кто-то — ненавидит.

Правда, для самих деятелей это уже не имеет никакого значения. Они давно вошли в историю, как Наполе­он, Робеспьер, Чингисхан, Алек­сандр Македонский, Кромвель, Мао Цзэдун и многие другие историчес­кие личности, прославившие себя не только добрыми деяниями, но и тем, что пролили моря крови миллионов невинных жертв. За это их нужно осуждать, клеймить, но невозможно одного — выбросить из истории. Так что вести войну с памятными знака­ми, связанными с их деятельностью, бесперспективно.

К слову, когда руководство крым­ско-татарского народа выступило против памятника Екатерине, созда­лась абсурдная ситуация. Их непри­миримость открыла возможность русскоязычным Крыма (а это нема­ло, под 90% населения) возражать против любых памятных знаков, свя­занных с историей Крымского хан­ства. Оснований более чем достаточ­но: татары многократно нападали на Русь, сожгли Москву и физически уничтожили множество славян.

Особая тема — легендарный Сева­стополь — «кость в горле» для укра­инских националистов. Они просто не знают, что с ним делать. Здесь столько ненавистных их сердцу па­мятников, проще снести сам город, чем расположенные в нем памятни­ки.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что Украина — уникальное го­сударство, которое нельзя сравни­вать ни с Польшей, ни с Францией, ни с Россией. Здесь соединились две великие культуры, два языка. В ней, кроме общенациональных, есть и герои в регионах: на западе — свои, на юге и востоке — свои. И не надо противопоставлять их друг другу. Тем более, преступно пытаться уста­навливать сверху, с позиций галичан, «единый стандарт» на выдающихся людей для всей страны.

Насиловать сознание по-разному воспитанных людей в разных частях Украины — значит целенаправленно усиливать конфликтную ситуацию в стране и непонимание между её ре­гионами.

Неразумно игнорировать и миро­вой опыт развития стран, успешно разрешивших проблемы, подобные нашим.

В частности, опыт Финляндии, ко­торая долгое время была колонией Российской империи и, казалось бы, должна «меть немало претензий к своему огромному соседу. После 1917 года эта страна пережила граж­данскую войну, в результате которой появилось немало могил и красных и белых финнов (для справки: се­годня одинаково ухоженных). Часть финских территорий отошла к России. Всему миру памятна крово­пролитная советско-финская война с ее огромными человеческими жерт­вами.

Однако, все это не сделало фин­нов в своём большинстве злостными русофобами. Они даже не снесли бронзовый памятник русскому царю Александру, завоевателю Финлян­дии, установленный в самом центре Хельсинки, на Сенатской площади. Здесь никто и не собирался посягать на многочисленные «ленинские ме­ста» (они досих пор в состоянии при­нимать всех желающих туристов). Ни у кого нет и мысли уничтожать памят­ные знаки, связанные с Россией или СССР, а тем более — разорять моги­лы, как до этого додумались в совре­менной Эстонии.

Анализ ситуации, связанной с па­мятниками, наводит на грустные мысли. Может быть, дело вовсе не в монументах, а в том, что кто-то очень хочет обострить ситуацию в стране, испортить отношения с Россией. Мо­жет, это и есть главная цель «патри­отов» и тех, кто стоит за ними?

Если это, действительно, соответ­ствует действительности, то ситуа­ция, которая создалась, требует очень серьезного изучения и опреде­ленной корректировки со стороны властных структур государства. Надо сделать всё возможное для сохране­ния единой и процветающей Украи­ны.

На политику страны не должны влиять идеологи пещерного нацио­нализма и все те, кто пытается пере­писывать историю. В противном слу­чае война с «нехорошими » памятни­ками, несмотря на свою очевидную абсурдность, будет серьезной угро­зой нашему, и без этого не очень монолитному обществу..

Автор: ЮРИЙ АНИСИМОВ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту