ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
С новым налоговым кодексом
02.12.2010 / Газета: Херсонський вісник / № 48 / Тираж: 10000

Налоговый кодекс возложит до­полнительное налоговое бремя на малый бизнес и приведет к повы­шению цен, зато наполнит госу­дарственный бюджет новыми фи­нансовыми поступлениями. Так считают эксперты и предпринима­тели.

Налог на прибыль сейчас 25%. К 2014 году будет поэтапно снижен на 9%.

Снижение ставки налога на при­быль одновременно уменьшит дохо­ды бюджета и побудит часть бизне-, са выйти из тени, «засветив» свою прибыль. При этом включение в на­лог на прибыль затрат на услуги, ука­занные упрощенцами, перекроет схему ухода от налогообложения зарплат (когда сотрудников оформляли как частных предпринимате­лей), однако ударит по реальному малому бизнесу — предприятиям бу­дет невыгодно заказывать опреде­ленные услуги у «единоналожни- ков». Скорее всего, большая часть упрощенцев в некоторых сегментах перейдет на общую систему налого­обложения либо прекратит свое су­ществование.

Транспортный сбор (ТС) сейчас оплачивается также ежегодно. Сум­ма зависит от объема двигателя. На­пример, владельцы авто с объемом двигателя 1500 куб. см каждый год отдают 75 своих честно заработан­ных гривен (5 грн за 100 куб. см). Теперь же транспортный сбор будет взиматься единоразово — при первой постановке автомобиля на учет. Од­нако вместо ежегодного транспор­тного сбора увеличивается акциз на топливо, что с лихвой перекроет эф­фект отмены ТС. В итоге за счет ро­ста цен на бензин автомобилисты будут платить еще больше. Увели­чиваются акцизы на все виды топли­ва (в том числе вводится акциз на сжиженный газ, которого сейчас нет), на спиртное, на табачные из­делия. Резко (в 4-5 раз, или на 2,5- 3 млрд. грн. в год) увеличатся дохо­ды бюджета за счет роста акциза на топливо. При этом бензин подоро­жает на 50 коп., сжиженный газ — на 40 коп., сигареты — на 30-50 коп., водка — на 50 коп, вино — на 30-50 коп. И это, скорее всего, не после­днее повышение.

АЖИОТАЖ ПРЕУВЕЛИЧЕН

«Досконально Налоговый кодекс я не изучал, но то, что я знаю, позво­ляет предположить, что ажиотаж вокруг него во многом преувеличен и надуман, — рассказал частный пред­приниматель Ростислав Лов. — Укра­инский бизнесмен привык платить 200 гривен единого налога, при мил­лионных оборотах, естественно, что так вечно продолжаться не может. Конечно, предложенный Верховной Радой вариант не идеален, его нуж­но дорабатывать, в частности, это касается упрощенной системы нало­гообложения. Однако очень многие торговые сети, супермаркеты и опто­вики используют «упрошенку» для сокрытия своих доходов. Единый налог нужно оставить тем, кто его, действительно, заслуживает: мелким предпринимателям, рыночным тор­говцам, интернет-магазинам, у кото­рых сравнительно небольшие оборо­ты. Относительно повышения ставки единого налога, то я не против пла­тить больше, только бы на нас не по­весили обязанность вести бухгалте­рию и учет».

...НО ЦЕНЫ ВСЕ РАВНО ВЫРАСТУТ

Многим мелким предпринимате­лям придется нанимать бухгалтеров для ведения учета и периодического обивания порогов налоговой адми­нистрации, Пенсионного фонда и многих других фондов. Им также придется платить более высокие на­логи. А получить дополнительные средства для покрытия новых затрат и уплаты новых налогов они могут только одним путем: увеличив сто­имость своих товаров и услуг. В ре­зультате всем нам, потребителям, придется платить больше. Сюда до­бавьте увеличение акцизов на алко­голь, табак и бензин. Если увеличе­ние акцизов на алкоголь и табак при желании можно обосновать не толь­ко желанием наполнить казну, но и высокой целью заботы о здоровье нации, то увеличение акциза на бен­зин будет иметь очень обширный эффект на цены. Ведь большинство потребительских товаров перевозит­ся по стране на автомобилях, а уве­личение затрат на перевозку увели­чит стоимость товаров. Акциз на бен­зин увеличен с 132 евро за тонну до 182 евро, или на 50 евро. В резуль­тате можно ожидать увеличение цены бензина. Вполне можно ожи­дать и поднятия цен на транспортные перевозки автомобильным транспор­том (автобусами, маршрутками, так­си), ведь в бюджете в данной эконо­мической ситуации вряд ли найдутся средства для новых дотаций.

А В ЭТО ВРЕМЯ НА МАЙДАНЕ

На главной площади страны не ути­хают митинги против основного нало­гового закона Украины. Акции про­ходят под эгидой организаций с не­сколько пафосным названием «Цен­тральный штаб спасения украинско­го предпринимательства» и «Ассам­блея малого и среднего бизнеса».

Инициативная группа состоит из представителей профсоюзов, участ­ников оранжевой революции, пред­ставителей всех рынков Киева. Ны­нешний Майдан не имеет партийно­го формата, хотя политики бывают. На некоторых палатках размещены таблички с надписями «Обществен­ная приемная народного депутата», это сделано для того, чтобы предотвратить возможные попытки устра­нения противников Налогового ко­декса с Майдана.

С каждым днем становилось ясно, что эта акция скорее политическая, чем экономическая. Да, больно было бы платить мелкому предпринимате­лю не 200, а 600 гривен единого на­лога в месяц, если бы его ввели. Но те же торговцы терпят прихоти вла­дельцев киевских рынков (а это не государство, а частные лица!) и по­корно платят ежемесячно от 1000 гри­вен и выше за место. Куда больше, чем в казну! Почему бы им не повыступать против настоящих буржуев, чтобы те снизили аренду? Это было бы честно. А причем, скажите, к На­логовому кодексу требование дос­рочных выборов в парламент? Там только 450 мест. Неужели шансы за­нять хоть одно из них есть у владель­ца ларька, торгующего шампунем? Много вы видели среди наших депу­татов ларечников? Вывод однозна­чен: досрочные выборы — проблема не «мелкого бизнеса», а крупной полити­ки в лице той же Тимошенко, жажду­щей реванша. У организаторов митин­га хватило ума не пропустить на три­буну торговок голым выменем от фирмы Femen и скандально известно­го экс-бютовца пана Ляшко, чтобы народ, не дай бог, не перепутал Май- дан-2010 с гей-парадом. Но дать воз­можность попиариться на том же ме­сте Юлии Владимировне означало охладить симпатии к протесту у всех, кто знает приемчики этой дамы еще с ее лазаренковского периода.

На фоне этого президент действо­вал абсолютно адекватно. Сходил побеседовать с протестующими пред­принимателями, а потом дождался морозов и наложил на Налоговый кодекс загадочное «частичное» вето. Розовой мечтой Тимошенко было бы, естественно, если бы тот же Янукович приехал на бульдозере разгонять Майдан. Но бульдозера не будет. Бу­дут морозы, скучная тягомотина с Налоговым кодексом в парламенте и прочие опасные для красавиц пред­пенсионного возраста бюрократичес­кие проволочки. Тимошенко следова­ло бы помнить, что против мороза и Кутузова не нашлось аргументов даже у Наполеона.

Автор: СЕРГЕЙ СЛАВИН


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту