ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Самая светлая и калорийная неделя
09.12.2010 / Газета: Горожанин и Горожанка / № 49 / Тираж: 3700

Последний день без преувели­чения самого светлого празд­ника — Хануки — празднуют в этом году 9-го декабря, а начали — неделю назад — 2-го. Иудейская община «Хабад» в Херсоне сейчас достаточно многочисленная и не просто участвует в жизни города, но и привносит в нее свои традиции. Так, херсонцы уже привыкли к появлению на наших центральных пло­щадях «огромного подсвеч­ника», как обыватели могут называть ханукию. Когда-то ее устанавливали напротив кинотеатра «Украина», по­том — возле драмтеатра, последние годы — около входа в парк им.Ленина. То есть — всегда на виду! Поэтому культура и обычаи еврейского народа живо интересовали и интересуют даже тех, кто и близко не состоит в общине. Узнать обо всех тонкостях традиций и жизненной философии живущих рядом с нами иудеев мож­но, конечно, из книг. Но, чтобы по­нять наверняка, лучше обратиться к первоисточникам. Кто в Херсоне мо­жет рассказать о еврейской культуре лучше, чем главный раввин города и области Йосеф-Ицхак Вольф? К нему в синагогу я и отправилась на интервью, почерпнув в разговоре на­много больше, чем даст любая научно- публицистическая литература.

- Наверняка у Хануки, как и у многих значимых дат в еврейском ка­лендаре, есть историческая основа?

- Да, этот праздник корнями ухо­дит далеко во времена Греческой им­перии. Греки сначала оккупировали, а потом и вошли в Иерусалимский Храм. Это было одним из эпизодов дерзких сражений, которые тогда велись с нашим народом. Но, что характерно: война была не просто физической, кровопролитной, смер­тоносной. Основной ущерб, нанесен­ный иудеям, был духовным. Империя запретила изучать Тору, соблюдать заповеди. Точнее, они не разрешали воспринимать ее как святыню.

А почему же сегодня зажи­гают именно 8 свечей?

В храме, куда вторглись греки, была менора — семисвечник. Его не нужно путать с ханукией. А в храме был еще кувшин с маслом, которого должно было хватить на то, чтобы горели 7 свечей меноры, но ровно 8 дней. Это остался последний, не оскверненный греками, кувшин. С остальных срывали храмовые печати. Масло не выливали. То есть, зажигать менору можно было, но потому что это — красиво и светло, а не оттого, что всевышний указал разводить этот огонь. В том, что удалось уберечь святое масло, которого хватало на целых 8 дней, и есть основная ду­ховная победа!

Какая основная идея Хануки с тех пор и по наши дни?

Мы хотим, чтобы свет ханукальных свечей освещал все вокруг себя, давая людям понимание, что такое святость. Поэтому ее и зажигают на улицах. Кстати, ведется целая дис­куссия, как это делать правильно. Есть точка зрения, что все 8 дней можно давать огонь всем 8 свечам. Но я все же склоняюсь к мнению, что нужно за­жигать в первый день одну, а потом от этой — первой — еще по одной каждый день. В любом, даже самом хорошем начинании мы всегда должны расти, мы должны прибавлять. Если человек сделал хорошую вещь, то на следую­щий день просто обязан сделапъ еще лучше. Иначе он делает шаг назад. То есть Ханука с постепенным зажигани­ем свечей показывает нам, что во все будние дни мы должны стремиться к усовершенствованию. Это тот празд­ник, в который мы подаем пример другим. Свеча, от которой зажигается каждая последующая, она не теряет своего огня. Так и человек, в которого заложены Всевышним большие знания, таланты, хорошие качества, должен ими делиться! Он ничего не теря­ет, а только приобретает, становится мудрее. Вокруг него растет новое поколение наделенных знаниями и широкими возможностями.

А то, что сегодня на большой ханукии загораются не свечи, а лампочки, не противоречит тра­дициям?

- Нет, если вы помните, в начале 2000-х у нас были специальные лампы с живым огнем. Но плафоны, которые закрывали их, быстро обгорали и чернели. Поэтому свет от ханукии был тусклым и невзрачным. Вот, что нротиворечило традициям! И я нашел выход с электричеством. Хотя, если удастся отыскать экологически чистый материал, который сможет защитить настоящий огонь, но не помешает ему так же эффектно и ярко светить, буду не против вернуться к нашему давнему обычаю.

Если вы заметили, сначала, когда мы читаем благословение, мы все же зажигаем настоящие свечи, а электрические огни уже как символ включаем после.

- А свои кулинарные обычаи у Хануки есть?

- Как уже было сказано, празд­ник этот связан непосредственно с маслом. С ним же готовят все тради­ционные блюда. Жарим оладушки из картошки. Но это очень калорийный праздник! Прэтому я не ем, а только пробую.

Отрадно, что сегодня в нашем многонациональном и богатом пред­ставителями всевозможных религий городе, каждый верующий может без гонений и оскорблений отметить свои святые даты. Хотя «в семье не без урода» — скажем, многим памятна антисемитские речи экс-нардепа Кириченко. Или недавний вандализм, когда плюнули в душу нашим бабуш­кам и дедушкам, исподтишка бросив краску в памятник их Вождю. Лично мне очень хотелось бы думать, что отсутствие подобных посягательств на ханукию обусловлено не близостью ее расположения к управлению МВД, а ростками чего-то святого в наших душах.

Автор: Дарья Морская


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту