Оборот лекарственных препаратов, а также деятельность фармацевтических и лечебных учреждений в Украине регламентируется целым рядом документов. Но всегда ли и все ли фармацевты и медики руководствуются законодательной базой, а еще действуют по совести?..
История одной болезни, или почему мы должны платить за ошибки врачей
Несколько лет назад пенсионерке из Херсона Валентине Дмитриевне поставили диагноз: катаракта правого глаза. Тогда ее успешно прооперировали в областной больнице. Зрение восстановилось. Но летом 2009-го — снова та же проблема, уже с левым глазом. Обратившись в отделение областной больницы, Валентина Дмитриевна узнала, что врач, который ее оперировал, больше не работает.
А тут услышала о новом центре в другой больнице, который специализируется на таких операциях. Его услуги обошлись женщине в 2588 гривен, но вот результат оказался гораздо дороже: глаз по-прежнему не видел. И тогда Валентина Дмитриевна вспомнила, что коробочка с хрусталиком выглядела как-то странно, что называется, без опознавательных знаков. Но ведь поставщика, как самого дешевого, посоветовал врач.
Подозрения женщины подтвердились, когда ей посчастливилось попасть на консультацию к профессору из Москвы. «Вам не хрусталик поставили, сказал он, это больше похоже на кружочек, вырезанный из пластмассовой бутылки», — услышав такое, Валентина Дмитриевна решила во что бы то ни стало добиться справедливости.
Хирург только развел руками и посоветовал пожизненно пить таблетки. Тогда пенсионерка засыпала письмами и заявлениями прокуратуру и Минздрав. Как ни странно это звучит, но определенного результата добиться удалось. В начале ноября этого года в Херсон с проверкой приехала министерская комиссия, после чего Валентину Дмитриевну пригласил главврач больницы, вернул ей деньги, потраченные на операцию, а еще сообщил, что с жуликом, который поставлял хрусталики, они больше не работают.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Правда вот, зрение от этого не появилось. Мало того, на этом злоключения 87-летней пенсионерки не закончились. Обратившись недавно к врачу глазного отделения областной больницы по поводу больного глаза, пациентка приняла две таблетки и закапала глаза каплями, прописанными доктором. В результате — сильнейшая аллергия и жжение в глазах, не проходившее полдня, а на втором глазу зрение даже ухудшилось.
Реакция доктора, к которому Валентина Дмитриевна пошла на следующий день, чтобы сообщить о побочном действии препарата, была предсказуема. Доктор просто отмахнулась от нее, мол, меня ждут пациенты, а лекарства не хотите, можете не принимать. «Ничего другого от нашей медицины после случая с хрусталиком я и не ожидала, — говорит Валентина Дмитриевна. — А ведь в инструкции были указаны противопоказания к применению, среди которых и возможные аллергические реакции. Но доктор даже не спросила, есть ли у меня проблемы с этим, а они есть. Получается, препарат мне не подходит. Вот только потратила я на него 130 гривен, а пенсия у меня всего-то 700».
В чем причина? В админответственности, нехватке времени, или…
То, что деньги за приобретенные в аптеке лекарства, которые ей не подошли, пенсионерке никто не вернет, это понятно. И то, что выписывая препарат, доктор не учла противопоказания, говорит о ее «профессионализме», но тут судья ей только собственная совесть. А вот действия врача после повторного обращения пациентки уже регламентируются законодательством.
Чтобы следить за безопасностью лекарственных средств, в Украине создана целая система фармнадзора. Важной составляющей его как раз и есть сбор информации о различных побочных реакциях на тот или иной препарат, который зарегистрирован в стране. А поступает информация в управление фармаконадзора со всех регионов Украины от врачей, которые непосредственно назначают лекарственные препараты и должны отслеживать их возможные побочные действия. « Несмотря на то, что в день мы получаем около 1000 таких сообщений, — рассказала во время своего пребывания в Херсоне начальник отдела фармаконадзора управления послерегистрационного надзора ГП «Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины» Ирина Логвина, — хотелось бы, чтобы работа велась более эффективно. Среди основных причин недостаточной эффективности врачи называют страх перед админответственностью. Хотя информация эта конфиденциальна, и еще ни один доктор не был наказан за ее предоставление. Также говорят, что не хватает времени на заполнение специальной карточки о побочных реакциях. Опять же: этот бланк содержит всего лишь 4 пункта и на его заполнение требуется не более 5-7 минут, мы проверяли. Вместе с тем, эти сведения очень важны. Ведь, опираясь на них, мы можем вносить коррективы в использование определенных препаратов и тем самым обезопасить дальнейшее применение этих лекарств».
Что же помешало заведующей глазным отделением областной больницы внимательно выслушать пациентку и сообщить о побочной реакции куда следует? Боязнь админответственности, проблемы со временем, или может, мягко говоря, формальное отношение то ли к своим обязанностям, то ли к своим пациентам? Остается только гадать…
И еще один случай из медицинской практики
Жителя Голопристансого района Ивана Федоровича прооперировали в Киеве по поводу опухоли почки. Операция в столице, сами понимаете, обошлась недешево. Вернувшись из Киева и не пробыв дома и двух дней, пациент почувствовал себя крайне плохо. Послеоперационное осложнение поставило под угрозу жизнь больного. Его доставили в урологическое отделение одной из херсонских больниц. Надо отдать должное докторам, пациента спасли. Спасение также стоило денег — дорогие лекарства (одна «система — около 200 гривен, а их пришлось прокапать 10), ну и конечно, «благодарность» врачам за работу.
А чтобы и вовсе «встать на ноги» лечащий доктор при выписке порекомендовал попринимать еще одно «очень хорошее» лекарство. Правда, жене Ивана Федоровича в аптеке ответили, что препарата такого не знают, даже в справочнике посмотрели — нет. Оказалось, что это и не лекарственное средство вовсе, а БАД (биоактивная добавка), которая, как известно, таковым не является. Женщина просто немного не поняла доктора, купить надо было у него, а не ходить в аптеку. Купили. За 150 гривен. Дома начали принимать и — снова ухудшение. Препарат обладал мочегонным действием. Соответственно пошла нагрузка на почки, начались боли. За консультацией обратились по телефону все к тому же лечащему врачу. « Ну раз такое дело, отмените, не принимайте», — услышали в ответ…
Оно понятно, 150 гривен туда, 150 сюда. По сравнению с тем, сколько потратила семья, спасая родного человека, это капля в море. Хотя, и это не главное, пугает другое — нет уверенности в позитивном воздействии добавки на здоровье. Вот и возникает вопрос: для чего врач выписывал препарат? Чтобы действительно помочь пациенту, или просто заработать на нем?
Коммерсанты в белых халатах
Контролирует оборот лекарств на Херсонщине Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств в области. Прокоментировать ситуацию с реализацией врачами всевозможных БАДов корреспондент Маркет+ попросила ее начальника Владислава Данько.
- Контроль за БАДами не в нашей компетенции, — сообщил он, — так что, увы. Правда, уже есть законопроект, который позволит контролировать нам эту сферу, и это правильно. Ведь, согласно приказу Госкомпредпринимательства от 2001 года, лицензионные условия осуществления деятельности в медицинской сфере ответственности не предполагают. А врачей, которые помогают производителям торговать сомнительными препаратами, не всегда будучи уверенными в последствиях их приема, я бы назвал «коммерсантами в белых халатах». И такие действия только на их совести.
Но все равно любой препарат, будь-то БАД или лекарственное средство, должен иметь сертификат качества и регистрационное свидетельство, потребовать которые может любой пациент. И если дело касается лекарственного препарата, в случае отказа в предоставлении документов, потребитель может обратиться с жалобой в две инстанции — в управление по делам прав потребителей или инспекцию по контролю лекарственных средств. В целом же, сегодня наблюдается тенденция к улучшению ситуации с фальсификатами. Большинство представителей фармацевтического бизнеса стараются быть законопослушными и работать без проблем.
Но не все еще такие сознательные. Инспекция постоянно проводит проверки фармацевтических учреждений. Только за этот год их было 564 плановых и 18 внеплановых. За грубые нарушения, как то реализация лекарств с истекшим сроком годности или запрещенных к реализации предписанием МОЗ, несоответствующие указанным производителем условия хранения и тому подобные, должностные лица оштрафованы в целом на 9 тысяч гривен, а соответствующих предписаний выписано 60 штук.
С начала года в области запрещены к реализации и изъяты 235 серий фальсифицированных незарегистрированных лекарственных препаратов. То есть, прецеденты есть. Поэтому сайт Госинспекции по контролю качества лекарственных средств в области, который с 1 декабря этого года появился в Интернете, весьма кстати. Здесь можно будет получить информацию о фальсифицированных, незарегистрированных, субстандартных лекарственных препаратах. К тому же, тут предполагается обратная связь с субъектами хозяйствования в фармацевтической сфере и всеми потребителями.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |