Целый десяток крестьянских семей на Херсонщине вынужден «прописаться»... в дендропарке государственного значения
С весны до поздней осени знаменитый дендропарк национального биосферного заповедника «Аскания-Нова» посещают тысячи любителей живой природы со всей Украины, государств дальнею и ближнею зарубежья. А вот несколько десятков жителей одноименного поселка обосновались здесь на таких же постоянных условиях, как и фазаны, куропатки и павлины. С той лишь разницей, что у павлинов паспортов с регистрацией нет, а у двуногих соседей — есть!
Огород посреди дендропарка
Феномен обитания в дендропарке людей наравне с 1031 видом экзотических и редких деревьев и кустарников объясняется очень просто. Сто с лишним лет назад, когда заповедник только-только заложили, дендропарк был просто парком, на окраине которого расположились домики сельчан, частично построенные еще при жизни основателя «Аскании» барона Фридриха фон Фальц-Фейна. Однако при СССР зеленое чудо удостоили статуса охраняемого объекта государственного значения, и 26 семьям из невзначай угодивших на его территорию скромных коттеджей власти пообещали новое жилье. Только вот обещания остались на бумаге: после развала Союза независимая Украина погрязла в экономических трудностях, и чиновникам стало не до переселения. А в итоге такая жизнь мало-помалу стала совершенно невыносимой и для заповедника, и для самих асканийцев.
Чтобы как-то перебиться в охваченном безработицей поселке, обитатели «анклава» разбили посреди дендропарка огороды, завели домашний скот, что шарма природному резервату не добавляет. Огород и клочок земли под их пастбищем считаются санитарной зоной, существование которой администрация заповедника ежегодно вынуждена согласовывать с Минприроды Украины. Вдобавок, восемь коров с телятами периодически срываюцдя с п^йвязи и радостно бегут к свежей зелени в «запретной зоне», безжалостно объедая редкие растения. Там их встречает охрана, и владельцы буренок каждый раз вынуждены выкладывать по 51 гривне штрафа за незаконный выпас скота. А попробуй-ка надоить и продать скупщикам столько молока, чтобы каждый месяц штрафы оплачивать!
В переселении отказать!
— Домики в дендропарке, по которому так неудачно прошел квартал улицы Ленина, являются коммунальной собственностью общины, и занимающие эту недвижимость семьи не имеют права приватизировать ни их, ни приусадебные участки. Реально в них живут человек 20, но зарегистрировано почти вдвое больше. Можно не сомневаться: едва дойдет до переселения, все эти «мертвые души» явятся и потребуют свои квадратные метры. Пару квартир в поселковых многоэтажках мы для них кое-как отыскали, но люди, которым их предложили, наотрез отказались от обмена — они хотят отдельное жилье с огородами и возможностью держать скот, как привыкли. Но дом в Аскании-Новой сейчас стоит не менее 15 тысяч долларов, и реализация программы отселения, по самым скромным подсчетам, обойдется в несколько миллионов гривен. А таких денег у нас просто нет: бюджет поселка дотационный, и в нем едва хватает средств на содержание трех детских садиков, — режет правду-матку голова поссовета Аскании-Новой Вадим Полищук.
—Дело даже не в том, что жильцы зданий на улице Ленина незаконно выпасают в дендропарке скот или под Новый год кто-то украдкой норовит срубить там елочку. Из-за наличия посреди охраняемой территории жилых домов со всем хозяйством по «старой» части дендропарка ходят все, кому надо и не надо. Деньги за экскурсии по нему не взимаются, а они пришлись бы очень кстати для пополнения коллекции уникальных растений и краснокнижных животных и птиц—ведь государственная казна на такие ассигнования не щедра, — дополнил директор заповедника «Аскания-Нова» кандидат наук Виктор Гавриленко. — В 2003 году мы обращались к тогдашнему руководству Херсонской облгосадминистрации с просьбой внести пункт об отселении домов в дендропарке в государственную целевую программу развития и реконструкции национального биосферного заповедника. Однако нашу просьбу проигнорировали — административная волокита длится до бесконечности, а люди по-прежнему остаются ее заложниками.
Кому это выгодно
Выведенные из терпения жители поселка тоже пишут жалобы — вплоть до Верховной Рады и Администрации Президента Украины. После выборов в органы местного самоуправления ситуацией в Аскании-Новой опять заинтересовались депутаты областного совета. Но сколько не дискутируй о том, как лучше разрулить конфликт, все упирается в деньги. И этих денег ни в областном, ни в районном и тем более в поселковом бюджетах нет.
Зато вялотекущее противостояние оказывается очень удобным, когда местным крутым (в их число, кстати, входят и бывшие высокопоставленные работники милиции Чаплинского района) надо свести счеты с руководством заповедника за его борьбу с браконьерством иш сопротивление попыткам построить в буферной зоне какую-нибудь автозаправку либо распивочную. В отместку за принципиальйость ученым адресуют ответные обвинения в нарушении прав пользования имуществом, самоуправстве, настраивают жителей поселка против самого существования национального биосферного — дескать, сегодня у соседей огороды отобрали, а завтра у вас. И так до бесконечности.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.023Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |