ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Католическое Рождество в Херсоне
24.12.2010 / Газета: Вгору / № 51 / Тираж: 10000

В ночь с 24 на 25 декабря жители Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, стран Африки и Азии начинают отмечать Рождество Христово.

В Интернете, где есть “все о католическом Рождестве”, Украина, как отмечающая его страна, не упоминается вообще, за исключением разве что приглашений турагентств провести эти дни во Львове или Карпатах.

Правда, в этом году некоторые центральные каналы объявили, что будут транслировать в прямом эфире ночную мессу из Ватикана под руководством папы Бенедикта XVI.

Но у нас-то его в ночь с 24 на 25 декабря тоже отмечают, и даже костел свой есть. Так что же это– католическое Рождество в Херсоне, преимущественно православном, и празднующем Рождество в большинстве своем с 6 на 7 января?

Клирик римо-католического прихода Пресвятого сердца Иисуса Одесско-Симферопольской епархии в г. Херсоне отец Витольд говорит, что католицизм и православие – очень близкие христианские религии. И когда в Херсоне не было своего костела, римо-католики ходили в православные храмы, молились и причащались там. И это – нормально. А что касается “не празднующей Украины”, то тоже понятно – их, римо-католиков, всего 1% в стране. В Херсоне прихожан прихода Пресвятого сердца Иисуса тоже немного – порядка 250 человек.

У католиков тоже есть предрождественский пост, но нет “общих” ограничений, таких, как например, не есть мясо. Каждый прихожанин церкви сам или с помощью своего духовного наставника выбирает, от чего откажется. И дает свой собственный обет. Ведь если человек и так не любит мясо, то что изменится в его жизни? Дни поста для него будут как бы “обычными”. Но если он слишком любит сладкое, или – постоянно “зависает” в Интернете, становится рабом другой своей привычки, которая его губит – отказавшись от нее, пожертвовав ею в дни ожидания, он и сам становится сильнее духовно. Пост заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды, которая возвестила всему миру о времени рождения Сына Божьего – именно тогда и начинается празднование Рождества. А потом – да, можно снова себя побаловать. Но на ту свою слабость ты уже все равно будешь смотреть другими глазами...

Как празднуют «у них»

В день Рождества принято собираться всей семьей за рождественским обедом, а праздничный стол украшают традиционные блюда – для каждой страны свои. Наверное, более всего популярны запеченные индюшка, утка или гусь. В Испании перед началом рождественской мессы принято собираться у входа в храм и танцевать, взявшись за руки. В Польше же главное, чтобы в этот вечер никто не чувствовал себя забытым, поэтому на семейный ужин обязательно приглашают знакомых одиноких людей.

И как – «у нас»

В Херсоне нет какой-либо одной устоявшейся традиции празднования католического Рождества. Так уж сложилось исторически: кто приехал из Казахстана, кого выслали в послевоенные годы из Литвы… Среди прихожан и поляки, и немцы, и армяне, украинцы и русские. Поэтому и празднуют все так, как им более привычно и приятно. Но это, собственно, и не так важно, главное, чтобы этот день действительно был радостным. И больше, конечно же, говорят не о том, какое блюдо поставить на стол, а – о душе.

Как рассказывает отец Витольд, как-то в Польше один священник, устраивая рождественские ясли, сделал так, чтобы на младенца в колыбели падал свет в виде креста. Прихожане удивились. А тот священник сказал: я сделал это специально, чтобы перевернуть ваше сознание. Ведь без Пасхи Рождество имело бы смысл только лишь природный. Сегодня родился не просто один из нас, не просто мудрец или пророк, а сын Божий, который через распятие на кресте и воскрешение подарил нам спасение и надежду.

К Рождественской литургии готовятся специальные хлебцы: тоненькие квадратные лепешки. И каждый прихожанин может их взять, но сам – не ест, а предлагает другому, с пожеланиями любви и добра. Тот человек отламывает кусочек и – предлагает кусочек своей лепешки, тоже желая счастья…

Даты разные, а суть – одна

Православное Рождество “отстает” от католического на 13 дней из-за путаницы календарей и “упрямства” нашего народа. В 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, “григорианский” календарь. Европа стала жить по новому “стилю”, а Российская империя продолжала “по старому” аж до 1918 года. Различие между новым и старым календарями каждые сто лет увеличивается на 1 день и к XX веку “накапало” 13 суток. Потом светская советская власть тоже ввела “новый стиль”. Но когда это же попытался сделать российский патриарх, наш церковный народ воспротивился. Вот так и празднуем до сих пор: западные католики, православные и протестанты встречают Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря. А Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов – в ночь с 6 на 7 января.

Отец Витольд говорит, что ему даже нравится, что здесь, в Херсоне, два Рождества: их горожане поздравляют и в католическое, и в православное. И это – радостно. И, по большому счету, неважно, в какой день ты садишься за рождественский стол. Главное, чтобы встретить праздник по-человечески: не пьяным, не в больнице от переедания, не перекрикивая друг друга в стремлении, чтобы слушали только тебя. Ведь мы и так стали очень редко и мало общаться друг с другом, ходить друг к другу в гости. А этот праздник – обьединяет.

Автор: Ирина Ухварина


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту